Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….
7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….
60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63
- подготовку документов предпринимателей в налоговые органы;
- ксерокопирование, сканирование;
- набор и распечатку объявлений,
- получение и отправку информации по факсу, электронной почте;
- набор платежных поручений для банковских операций;
Центр может оказывать комплекс услуг по регистрации индивидуальных предпринимателей, перерегистрации, разработка учредительных документов и внесению изменений в действующие документы для юридических лиц. Этот вид деятельности поможет предпринимателям сэкономить время, не совершать ошибок при оформлении документов. Также можно предоставлять консультации по хозяйственной деятельности предприятий (договора трудовых отношений, договора аренды и другие).
Каждый будний день в Центре можно получать консультации по различным юридическим вопросам, по регистрации предприятий, по ведению бухгалтерского учета, по вопросам налогообложения.
В сотрудничестве с Центром занятости района Центр по поддержке предпринимательства может создавать и свою базу желающих приобрести работу, что в свою очередь поможет предпринимателям решать проблемы в сфере подбора и найма персонала, а также по оформлению персонала на работу, по правильности выбора оснований для увольнения персонала, по структуре организации и возможности ее применения.
Также в работе Центра можно задействовать студентов проживающих на территории района, которые могут проходить практику рядом с домом. При этом они могут формировать для Центра банк бизнес-идей, образцов бизнес-планов, маркетинговых исследований. Для профессиональной ориентации школьников консультанты проводят занятия в школах района, дети во время практических занятий формируют наработки для банка Центра.
Информационные услуги
Центр будет располагать информационно-правовыми системами, доступом в Интернет и будет помогать предпринимателям:
в поиске нормативных актов (законов, постановлений, указов, распоряжений и т.д.);
в поиске деловой информации (поставщики, покупатели, партнеры и т.д.);
исследование рынка сбыта и поставок.
По итогу данного раздела хочется вспомнить слова одного современника экономиста «Предпринимательство – это не штаны, не нужно поддерживать, дайте развиваться». Создание представленного выше Центра позволит:
- снизить барьеры между органами местного самоуправления и субъектами малого и среднего бизнеса;
- повысить конкурентоспособность предпринимателей по сравнению с другими районами;
- наиболее рациональнее использовать внутренние и внешние ресурсы предприятия;
- создать базу для подготовки нового бизнеса;
- обучить персонал, тем самым увеличить привлекательность бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержки малого и среднего предпринимательства показал что, несмотря на положительные результаты деятельности малого предпринимательства в районе, все же потенциал его используется пока не в полной мере. Проблемы малого предпринимательства, в основном, те же, что и у крупного и среднего бизнеса, но проявляются они гораздо острее.
Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие малого предпринимательства в Хабаровском районе, по-прежнему являются:
- недостаточность мер по развитию инновационной деятельности в районе;
- нехватка инвестиций;
- отсутствие площадей для ведения хозяйственной деятельности в муниципальной собственности;
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- нехватка стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
- недостаточный профессиональный уровень предпринимателей, нехватка квалифицированных специалистов;
- низкий уровень информационного обеспечения предпринимательства;
- частые изменения нормативной правовой базы в сфере бизнеса;
Однако, проблемы развития малого и среднего предпринимательства носят цикличный характер, и их решение требует гибкого подхода. Но вместе с тем предпринимательство является наиболее мобильным и приспосабливающимся к внешним изменениям сектором экономики. Именно малый бизнес может стать движущей силой, способной не только оздоровить экономику, но и сохранить социальную устойчивость, в которой заинтересованы все слои населения. Но это возможно лишь тогда, когда собственники предприятия, его работники совместно стремятся к повышению производительности труда, сокращению издержек, росту эффективности производства.
Мною предложен вариант усиления эффекта и увеличение потенциала поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, которым может стать «Центр развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района», который будет являться центром концентрации всех видов поддержки предпринимателям. Оказывать прямую поддержку представителям малого и среднего предпринимательства, являться неким буфером между органами власти и предпринимателями, так как орган местной власти в рамках своих полномочий, определенных Федеральным законом №131-ФЗ может оказывать данную поддержку только в узком русле.
Создание Центра позволит решать задачи по развитию многоуровневой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском районе через развитие сети информационно консультационных центров в поселениях, формированию единой информационной среды, будет содействовать реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, проектов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства.
Нужно не забывать что успешное развитие предпринимательства возможно лишь при наличии благоприятных экономических, политических факторов.
На мой взгляд, поддержка со стороны органом местного самоуправления должна быть, прежде всего, поддержкой саморазвития малого бизнеса, предпринимательской активности населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Ахмедуев А.В. Предпринимательство в регионе; условия развития государственное регулирование //'Экономист. - 1994. - N 12.
3. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.: НВЦ «Маркетинг», 1999.
4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и Ко», 2003.
5. Бакшинскас В.Ю. \ Правовое регулирование предпринимательской деятельности - М.: Инфра-М, 1997.
6. Блинов А.А. Предпринимательство и развитие экономики в России //Маркетинг.- 1994. - N4.
7. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2002.
8. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2002.
9. Ветров Г..Ю./Проблемы и перспективы комплексно-экономического развития муниципальных образований России// Государственная власть и местное самоуправление, 2008 - №4.
10. Геммерлинг Г. Ваше дело - практический курс предпринимателя. - М.: Бином, 1997.
11. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
12. Дойников И.М. Предпринимательское право. - М.: Приор, 1998.
13. Закон Хабаровского края «О малом предпринимательстве в Хабаровском крае».
14. Закон Хабаровского края «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Хабаровском крае».
15. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 08.01.96.
16. Конституция Российской Федерации.
17. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации // под ред. Садикова О.Н. -М.:1996.
18. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2002.
19. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.- 2003.
20. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации.- М: Русская Деловая Литература.- 1999.
21. Макконел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ.- М.: Прогресс.- 1992.
22. Налоговый кодекс Российской Федерации.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азъ Ltd.- 1992.
24. Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно.- М.: Юристъ.- 2003.
25. Природа фирмы: Пер. с англ.- М.: Дело.- 2001.
26. Российский статистический ежегодник. 2004.- Стат.сб. М.: Росстат.- 2004.
27. Постановление Правительства Хабаровского края от 23 июля 2009 г. № 214-пр о краевой целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в хабаровском крае на 2010 - 2012 годы".
28. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
29. Постановление главы Хабаровского муниципального района от 15 ноября 2010 г. №3436 «Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в хабаровском муниципальном районе на 2010 - 2013 годы".
30. Решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 23 марта 2010 г. № 70 об утверждении среднесрочного плана развития хабаровского муниципального района до 2012 года.
31. Указ Президента РФ от 29 июня 1998г. № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства"
32. Устманова Н.Р. Справочник индивидуального предпринимателя - М. Приор,1999.
33. Устав Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
34. Федеральный закон от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998г., 21 марта 2002г.).
35. Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8 декабря 2003г.).
36. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) "О защите конкуренции".
37. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред.08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003); \ Справочная система Консультант плюс.
38. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях".
39. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова.- М.: Юристъ.- 1999.
40. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и доп.- М.: ВЛАДОС.- 2001.
Приложение №1
Схема взаимодействия на территории
Приложение №2
Структура управления Центром
Приложение №3
Вид рабочего кабинета сверху
1