Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….

7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.39 Мб (Скачать)

В целях создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки предпринимательства (с изложением  механизма практических действий), ориентированной на приоритетные направления развития экономики территории. Разработка программы должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого  круга специалистов. Такой подход предполагает обращение к мировому опыту, предварительное социологическое исследование и экспертную оценку возможностей развития предприятий на данной территории. Это позволяет учесть ситуационные особенности территорий, более правильно разработать пути и механизм достижения определяющей цели — развития инфраструктуры предпринимательства, создания устойчивой среды активных собственников, решающих проблемы удовлетворения потребностей общества. Федеральная политика развития предпринимательства при всей ее многогранности создает только определенные условия для формирования региональной политики и не может решить задачу по достижению конечной цели, если не будут осуществлены целенаправленные действия местными органами власти в конкретных региональных условиях.

С учетом теоретических основ, зарубежного опыта, федерального законодательства, региональной и местной нормативной базы, состояния экономики региона, наработанной практики и полученных результатов реализация региональной политики органами местного самоуправления должна осуществляться в последовательности, предусматривающей:

                        социологическое исследование,  позволяющее обеспечить оптимальный подход к формированию территориальной программы развития предпринимательства;

                        исследование важнейших качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки предприятий;

                        экспертную оценку возможностей развития предприятий в регионе;

                        формирование территориальной комплексной программы поддержки и развития предпринимательства, механизма ее осуществления и финансового обеспечения;

                        создание территориальных структур, обеспечивающих организационный процесс содействия развитию предпринимательства.

Развивающееся предпринимательство — это достаточно новое явление в экономике России, которое требует всестороннего изучения при формировании государственной территориальной политики его поддержки.

 

2.2 Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе

 

В современной экономике малое и среднее предпринимательство занимает важное место. Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес. Малое предпринимательство становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления.

Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Экономический эффект от результатов деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения увеличения его вклада в объем выпускаемой продукции (услуг), повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, увеличения вклада в доходы бюджета.

По данным Единого госреестра юридических лиц, на 1 января 2011 года базовая совокупность действующих малых предприятий, зарегистрированных в районе, составляет 1654 единиц, из которых 473 (или 29 процентов) относятся к микропредприятиям (с численностью работающих до 15 человек). Малые предприятия заняты в основном в сфере торговли (43 процента), строительстве и производстве стройматериалов (15,6 процента), операциях с недвижимостью (1,8 процента), сельское хозяйство и производство продуктов питания (7,1 процента), ЖКХ (4,1 процента).

Число индивидуальных предпринимателей в районе выросло к 2008 году более чем на 390 человек и составило к концу 2010 года 2097 человек. По структуре 68 процентов индивидуальных предпринимателей занято в оптовой и розничной торговле.

Число средних предприятий составило 16 единиц.

Оценочно общая численность работающих на малых и средних предприятиях, зарегистрированных в районе составляет более 17 тысяч человек, что составляет 74 процента от занятых в экономике.

Во все уровни бюджета субъектами малого бизнеса Хабаровского района за прошлый год заплатили 491,0 миллион рублей налоговых платежей, из них 84,0 миллиона рублей в бюджет Хабаровского района, что составляет около 18 процентов от суммы всех уплаченных налогов.

Отраслевая структура предпринимательства по количеству предприятий характеризуется явным доминированием непроизводственной сферы. Это вполне объяснимо, поскольку в малом и среднем предпринимательстве преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания. Нужно отметить что, такая ситуация вполне соответствует общемировым тенденциям.

Сеть организаций торговли и общественного питания на территории Хабаровского муниципального района по состоянию на 1 января 2011 года насчитывает: 243 предприятия торговли, 34 общественного питания и 55 предприятий бытового обслуживания.

              В 2010 г. за счет ремонта, строительства, реконструкции открыты 8 объектов торговли общей площадью 859,7 кв.м., торговой площадью              530,8 кв.м., в том числе 2 магазина самообслуживания в с. Некрасовка и 1 в           с. Краснореченское.           

                  В сфере бытового обслуживания населения открыты: парикмахерская в  с. Князе-Волконское, ремонт обуви и других изделий из кожи, услуги по изготовлению ключей в п. Корфовский.

Хабаровский муниципальный район всегда был сельскохозяйственным и, по-прежнему, остается одним из главных производителей сельскохозяйственной продукции в крае.

Основными направлениями сельскохозяйственного производства в районе являются птицеводство, животноводство и растениеводство. 

В настоящее  время в Хабаровском районе насчитывается 122 крестьянско-фермерских хозяйства и созданы 9 сельскохозяйственных кооперативов, ориентированных на самообеспечение и производство сельхозпродукции в рыночных целях.

Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства производят около 74 тыс. тонн картофеля, более 20 тыс. тонн овощей, 2,4 тысячи тонн мяса, более 3 тыс. тонн молока.

Наряду с производителями сельскохозяйственной продукции успешно трудятся и переработчики: ООО «Григ «Чернобельского», ООО «Мостовик-1», Некрасовское ПО, ИП Боровикова Л.В.

В условиях высокой конкуренции на рынке продовольственных товаров предприятия производители активизируют   работу по расширению ассортимента выпускаемой продукции, улучшению ее качества и дизайна.  

Основными предприятиями по производству хлебопродукции в районе являются ООО «Золотой колос» в п. Корфовский производительностью 3500 кг в сутки и ОАО «УТ ДВО» в с. Таежное производительностью 1200 кг в сутки. В настоящее время в районе производится более 10 наименований хлеба и 35-булочных изделий (всего в районе 9 предприятий по производству хлебопродукции).

На территории района за последние четыре года введены в эксплуатацию четыре крупных цеха по розливу питьевой воды: ООО «Аквалюкс Трейд» село Сосновка, ООО «Амур-фтор» в с. Восточное, ООО «Дальтрейдсервис» в с. Ильинка, в 2011 году восстановлено производство по розливу воды в п.Корфовский ООО «Аква Корф». В 2009 году в районе возобновлено ликеро-водочное производство - ООО «Хабспиртпром».

Развитие малого предпринимательства в Хабаровском районе осуществляется в соответствии с краевыми и муниципальными программами, другими документами.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с краевой целевой программой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на 2010  2012 годы». На реализацию ее мероприятий из краевого бюджета в 2010 году было выделено 23,435 млн. рублей. С учетом поступлений денежных средств из федерального бюджета в целом на эти цели направлено 90,324 млн. рублей.

     Согласно краевой целевой программе приоритетами при осуществлении государственной  поддержки являются  производство продукции производственно-технического назначения; строительных материалов; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; строительство; предоставление бытовых, транспортных услуг населению; обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

На основании краевой программы в 2010 году разработана муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе на 2010-2013 годы», в которой предусмотрено содействие системе финансовой поддержке, имущественной поддержке, информационной, консультационной поддержке, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Первоначально, по финансовой поддержке в программе было заложено на 2011 год – 100,0 тыс. рублей, на 2012-2013 гг. - по 200,0 тыс. рублей на проведение выставок, ярмарок, конференций, конкурсов, бизнес-встреч, обучающих семинаров для предпринимателей и специалистов малых  и средних предприятий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства; оказание информационной и консультационной поддержки. В настоящее время готовится проект постановления о внесении изменений в муниципальную целевую программу об увеличении объема финансирования до 500,0 тыс. рублей в год.

С принятием  Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право выкупить арендуемое ими недвижимое имущество в установленном порядке. Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района  заключено в 2009 - 2010 годах - 7 договоров купли продажи по преимущественному праву на приобретение арендуемого имущества, трое из которых воспользовались правом приобретения имущества в рассрочку (льгота для этой категории субъектов). Всего сумма покупки указанного имущества составила  11 118,5 т.р., в 2011 и последующих годах Комитетом также запланирована продажа объектов имущества с использованием данного права.

Для поддержки данной категории субъектов Комитетом разработан «Перечень муниципального имущества, предназначенного для использования субъектами малого и среднего предпринимательства», утвержденный постановлением главы района, который содержит в настоящее время 21 объект недвижимого имущества (данный перечень планируется увеличивать).

В соответствии с законом «О защите конкуренции», Приказом  Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» ведется работа по заключению договоров аренды.

На 01.04.2011 года действует 174 договора аренды муниципального как движимого, так и недвижимого имущества (нежилые здания, строения, сооружения, а именно: котельные, очистные сооружения, сети водо-тепло-электро-снабжения, автотранспортная техника, агрегаты и т.д.), где 112 договоров заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе и по преимущественному праву на заключение договоров аренды (согласно закону о защите конкуренции договора заключенные до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства могут заключаться до 1 июля 2015 года на новый срок без проведения конкурсов или аукционов).

Следует также отметить, что в соответствии с законом о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой по Хабаровскому краю предоставлялись муниципальные преференции субъектам малого и среднего предпринимательства на год, что позволяет заключать договора аренды без проведения торгов и является поддержкой данной категории субъектов.

Сегодня субъекты малого и среднего предпринимательства могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы для развития своего бизнеса через сеть коммерческих банков, Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, различные российские и международные гранты и конкурсы.

Большинство банков города Хабаровска в качестве одной из своих услуг предлагают предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. Максимальный срок кредитования не превышает 5 лет, при этом ставка по кредиту колеблется в пределах от 16% до 25% и выше в зависимости от валюты кредита. Зачастую процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от сроков кредитования, вида обеспечения, наличия кредитной истории и количества используемых услуг банка. Срок рассмотрения заявки составляет в среднем 7 - 10 дней. Немногие банки выдают кредиты до 1 млн. руб. без обеспечения. В остальных случаях банку необходимо поручительство третьих лиц либо залог. Также недостатком банковского кредитования является то, что для открытия бизнеса либо для компаний, период работы которых не превышает 6 месяцев, банки не выдают кредиты.

Информация о работе Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства