Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….

7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.39 Мб (Скачать)
le="text-align:justify">стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки;

В основном процесс создания малых предприятий шёл стихийно. На малые предприятия, особенно в первоначальный период их быстрого роста, возлагались большие надежды. Предполагалось, что это приведет к широкому развитию конкуренции, повышению экспортного потенциала, быстрому насыщению рынка товарами и услугами. Но всего этого не произошло. Вклад таких предприятий в оздоровление экономики оказался малозаметным. Это, безусловно влияние общего спада производства и разрыва хозяйственных связей. Но главное заключается в том, что не получив должной государственной поддержки, малые предприятия направили свое внимание не в сферу производства продукции, а в сферу обращения, услуг и посредничества.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:

рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов;

рынок труда (В России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения).

рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).

При этом имеется в виду не просто признание необходимости существования в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышение их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

На тенденции развития малого бизнеса оказывает непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей . К числу основных макроэкономических факторов следует отнести ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий.

Адаптация к жестким внешним условиям происходит только на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентация на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.

Дальнейшее развитие сектора малого предпринимательства будет происходить следующим образом.

При сохранении относительно низкого уровня инфляции, тенденции ставки Центрального банка РФ к снижению, ориентации на выполнение социальных обязательств (выплат заработанной платы, пенсий) в 1999-2000 годах следует ожидать повышения потребительского спроса основной части населения на массовые товары и услуги. По мере получения населением долгов по заработанной плате и пенсиям, а также исходя из предусмотренного роста их размеров следует ожидать, что значительные группы потребителей расширят спрос именно в сфере малого предпринимательства - магазинах, предприятиях по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники. Это будет стимулировать его развитие, появятся дополнительные возможности для деловой и инвестиционной активности за счет собственных средств.

Если аппарат госучереждений будет сокращаться (что, пожалуй, неизбежно), а крупное производство (при реструктуризации управления в рамках реформы предприятий) не будет развиваться требуемыми темпами, то обостриться проблема занятости. Многие граждане окажутся перед выбором: открывать свое семейное дело, вкладывая в него средства, или направлять часть из них в сбережения. Сами физические лица, а среди них значительную долю составят малые и средние предприниматели и получающие уже выплаты массовые потребители, будут стимулировать развитие сферы малого предпринимательства и выступят в качестве потенциальных инвесторов.

В предстоящие годы возможны, по крайней мере, два варианта развития сектора малого предпринимательства.

Один из них предполагает, малые и средние предприятия, на 40-50 % объемов своей деятельности затянутые в сети теневой экономики и криминальных структур (особенно в оптовой, розничной торговле, общественном питании, коммерческом посредничестве, валютных операциях), будут и дальше “мутировать”. “Старый” бизнес, погружаясь в социальную трясину и затягивая за собой новые “молодые” малые предприятия, будет множить больные клетки, делая в принципе невозможным оздоровление экономики.

Возможен и другой вариант. При создании благоприятных правовых и экономических условий, необходимой конкурентной среды становление новых малых предприятий, а также их адресная государственно-общественная  поддержка позволят усилить отторжение и вытеснение зараженного криминального бизнеса в особые, жестко контролируемые зоны (игорный бизнес, ночные заведения и тому подобное). Интенсивно развивающийся по такому варианту сектор малого бизнеса будет способствовать оздоровлению и устойчивому функционированию национального хозяйства.

Малое предпринимательство может более последовательно выступать по экономическому, социальному и политическому направлениям в качестве “локомотива” все еще ожидаемого глубокого реформаторства в российском обществе и экономике.
2. Местное самоуправление и предпринимательство

 

2.1 Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства

 

Цели и задачи органов местного самоуправления в сфере развития предпринимательства.

Очень важно, чтобы политика региона (который, как правило, охватывает один субъект Федерации) согласовывалась с политикой муниципалитетов, поскольку реализовываться она будет так или иначе в муниципалитетах, находящихся на его территории, а с другой стороны, политика, разрабатываемая муниципальными образованиями, должна учитывать региональные аспекты. Роль местного самоуправления и вытекающие из этой роли функции определены Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

С учетом роли и полномочий местного самоуправления, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

                        обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

                        управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

                        обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

                        обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

                        охрана общественного порядка;

                        защита интересов и прав местного самоуправления. Применительно к сфере развития предпринимательства

                        возникновение новых и развитие существующих производств;

                        развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций;

                        занятость;

                        уровень благосостояния и так далее.

При этом социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни муниципального образования и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.

Таким образом, можно выделить задачи в сфере развития предпринимательства, стоящие перед муниципалитетами, связанные с выполнением функции экономического развития.

Задачи, связанные с выполнением функции экономического развития.

На любой территории, в любом муниципальном образовании предприниматель выступает в качестве:

                        работодателя, сохраняющего или создающего новые рабочие места, что в свою очередь снимает социальную напряженность в регионе;

                        источника налоговых поступлений в местный бюджет, от объема которых зависит финансовое состояние муниципалитета и его возможности для проведения местной социальной политики;

                        проектировщиком и создателем пространства, в котором местные жители могут реализовать свои способности.

Регионы постоянно соревнуются друг с другом за привлечение на свою территорию цивилизованного предпринимателя, который готов надолго обосноваться в регионе со своим бизнесом, вкладывать в него инвестиции и стать устойчивым налогоплательщиком. Именно поэтому главная цель муниципалитета заключается в создании на конкретной территории благоприятного предпринимательского климата и всемерного содействия развитию предпринимательства.

Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования. Формы и механизмы, посредством которых оказывается воздействие на предпринимательскую среду со стороны органов местного самоуправления, различны и многообразны. К основным из них можно отнести следующие:

1.                       создание общих условий и благожелательного к предпринимателям климата;

2.                       содействие и поддержка предпринимателей;

3.                       регулирование;

4.                       координация;

5.                       контроль;

6.                       управление.

Следует иметь в виду, что всякое воздействие в сфере рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм сил, действующих на рынке. Оказание содействия ведет к искажению конкуренции и с общественно-политической точки зрения допустимо только в той степени, в какой при помощи мер содействия компенсируются недостатки региона как места размещения предприятий. При этом основным условием является создание или сохранение необходимых для конкуренции равных исходных позиций. Здесь очень важно, выполняя функцию содействия развитию предпринимательства, не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития, начинается руководство и управление экономикой.

Предпринимательство при активном использовании антимонопольной, налоговой, кредитно-финансовой и приватизационной политики на практике наиболее быстро создает предпосылки для «включения» рыночных механизмов регулирования экономики, побуждает к увеличению объемов и разнообразию продукции, повышению ее качества и снижению издержек, обеспечивает в перспективе устойчивую стабилизацию цен. Развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач, таких как:

                        оживление в обществе предприимчивости и инициативы, помощь широким слоям населения для «вхождения» в коммерческую деятельность;

                        создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;

                        привлечение к трудовой деятельности временно свободного и частично занятого населения;

                        содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов;

                        организация производства товаров массового спроса для населения, развитие потребительского рынка;

                        разукрупнение предприятий путем выделения отдельных структурных единиц с последующим выкупом;

                        развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;

                        развитие новых видов деятельности, присущих рыночной экономике;

                        возрождение подсобных производств и ремесел.

При осуществлении этих целей важна системность на местном уровне в мерах по поддержке бизнеса; необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для данной территории. Местные органы власти, производящие регистрацию новых предприятий по месту нахождения, имеют возможность использовать различные методы воздействия на этот процесс с тем, чтобы новые формы хозяйствования, предприниматели наиболее удачно вписались в территориальную экономику, подключились к решению социальных задач. Из-за организационных недоработок, нехватки сырья, материалов, отсутствия помещений, неподготовленности кадров, каждое второе предприятие из числа зарегистрированных не может функционировать, многие из действующих предприятий испытывают трудности в наращивании производства, работ и услуг. Медленное становление предприятий во многом объясняется и слабой поддержкой их со стороны федеральных и региональных государственных органов и органов местного самоуправления.

Информация о работе Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства