Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….

7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.39 Мб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального  управления

 

 

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой  МГиМУ

__________________А.А. Осипова 

«____» _______________2011 г.

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Совершенствование деятельности

администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства

 

 

 

 

Студент

группа                                __________________________    Е.А. Калинин

136-вз                                                    подпись

(№______)                          _________________________

                                                                дата

 

 

Научный руководитель

к.э.н, профессор                    __________________________     Г.А. Ни

                                                                  подпись

                                                __________________________

                                                                    дата

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...

3

1

РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….

 

7

1.1

Малые предприятия в структуре экономики ……………………..

7

1.2

Роль малых предприятий в решении экономических, социальных  и политических проблем ………………………………………….

15

1.3

Особенности становления малого бизнеса ………………………..

22

2

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….

28

2.1

Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..

28

2.2

Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….

33

3

Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….

44

3.1

Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...

44

3.2

Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….

49

3.3

Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..

54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

 

60

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

63

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.

Малое предпринимательство является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

В настоящее время непременным условием дальнейшего развития малого предпринимательства является всесторонняя и стабильная его поддержка государством и органами местного самоуправления. Поддержка эта должна осуществляться в различных формах: прежде всего путем налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, принятие стабильного и неукоснительного исполняемого законодательства, и, что особенно пожалуй, важно, в том числе путем разработки и осуществления программ поддержки малого предпринимательства. Только при таких условиях малое предпринимательство  может прибавить в своем развитии от него можно будет получить экономические и социальные результаты.

Актуальность темы.  В структуре экономики Хабаровского района, малое и среднее предпринимательство также занимает важное место, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.

Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес. Малое предпринимательство становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления.

Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Для усиления эффекта поддержки предпринимателей планируется создание АНО «Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района» (далее Центр) оказывать прямую поддержку представителям малого и среднего предпринимательства так как орган местной власти в рамках своих полномочий, определенных Федеральным законом №131-ФЗ может оказывать данную поддержку только в узком русле. Центр будет являться самостоятельной организационной единицей, двигателем поддержки и новаторства под контролем местной власти, но делать действительно то, что от него будут требовать предприниматели района.    

Организация Центра позволяет реализовать концепцию государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае, создает условия, стимулирующие развитие предпринимательства, в том числе и молодежного, и способствует обеспечению благоприятных условий для такого развития.

Анализ изученных источников и литературы:

- Конституция РФ, федеральное, региональное и местное законодательство о малом предпринимательства и другие документы;

- работы Бусыгина А.В., Буянкиной А.Н.,  Ахмедуева А.В., Миневрина И.Г.,  Хизрича Р., Питерса М. и других авторов;

- текущее делопроизводство районного Собрания и администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Цель исследования. Основной целью дипломной работы является исследование в области поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе, пути и решения данного направления в современном законодательном поле.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- дать общую характеристику роли и места малого бизнеса в современной экономике;

- дать характеристику деятельности органов местного самоуправления в оказываемой поддержке предпринимательства;

- рассмотреть и проанализировать оказываемую поддержку малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе;

- разработать проект «Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района», как генератора концентрирующего поддержку предпринимательства в широком спектре услуг.

Объектом дипломной работы являются субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом работы является деятельность органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе.

Хронологические рамки исследования. В данной исследовательской работе затронул хронологические рамки с 1995 по 2011 годы, так как общественные и  экономические процессы протекают в различные периоды по-разному и имеют свой специфический характер. Сознательное ограничение темы указанными временными рамками позволяет увидеть процесс развития и поддержки малого предпринимательства в динамике и в сопоставлении с предыдущими этапами. И как следствие определение конечного временного промежутка исследования – это возможность высказать собственное мнение о развитии предпринимательства в России, его роли в социально-экономическом развитии страны и, непосредственно, в муниципальном образовании.

Теоретико-методологическая основа и эмпирическая база дипломного проекта. Теоретическую основу дипломного проекта составили принципы и положения теории основ регулирования предпринимательской деятельности и теории управления. Основным методом исследования в дипломном проекте выступил системный метод. Эмпирическую базу исследования составили данные органов официальной статистики; данные, публикуемые в статьях периодической печати и документы текущего делопроизводства администрации Хабаровского муниципального района.

Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы  как в учебном процессе академии, так и при конкретной работе органов местного самоуправления в области поддержки малого и среднего предпринимательства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Малые предприятия в структуре экономики

 

 

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются  как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становиться орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.

Средний бизнес в большей степени зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

В России до 1995 года в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со средней годовой численностью до 200 человек, в науке - до 100 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы- до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, то есть работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

Информация о работе Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства