Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….
7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….
60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления
Допустить к защите
Зав. кафедрой МГиМУ
__________________А.А. Осипова
«____» _______________2011 г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Совершенствование деятельности
администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства
Студент
группа
136-вз
(№______) _________________________
Научный руководитель
к.э.н, профессор __________________________ Г.А. Ни
Хабаровск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 | |
1 | РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...…………………………………………… |
7 |
1.1 | Малые предприятия в структуре экономики …………………….. | 7 |
1.2 | Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем …………………………………………. | 15 |
1.3 | Особенности становления малого бизнеса ……………………….. | 22 |
2 | МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………… | 28 |
2.1 | Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ……………………………………………….. | 28 |
2.2 | Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе …. | 33 |
3 | Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района…. | 44 |
3.1 | Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………... | 44 |
3.2 | Структурно-функциональное строение Центра ……..……………. | 49 |
3.3 | Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта.. | 54 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 58 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
60 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… | 63 |
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.
Малое предпринимательство является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
В настоящее время непременным условием дальнейшего развития малого предпринимательства является всесторонняя и стабильная его поддержка государством и органами местного самоуправления. Поддержка эта должна осуществляться в различных формах: прежде всего путем налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, принятие стабильного и неукоснительного исполняемого законодательства, и, что особенно пожалуй, важно, в том числе путем разработки и осуществления программ поддержки малого предпринимательства. Только при таких условиях малое предпринимательство может прибавить в своем развитии от него можно будет получить экономические и социальные результаты.
Актуальность темы. В структуре экономики Хабаровского района, малое и среднее предпринимательство также занимает важное место, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.
Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес. Малое предпринимательство становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления.
Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для усиления эффекта поддержки предпринимателей планируется создание АНО «Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района» (далее Центр) оказывать прямую поддержку представителям малого и среднего предпринимательства так как орган местной власти в рамках своих полномочий, определенных Федеральным законом №131-ФЗ может оказывать данную поддержку только в узком русле. Центр будет являться самостоятельной организационной единицей, двигателем поддержки и новаторства под контролем местной власти, но делать действительно то, что от него будут требовать предприниматели района.
Организация Центра позволяет реализовать концепцию государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае, создает условия, стимулирующие развитие предпринимательства, в том числе и молодежного, и способствует обеспечению благоприятных условий для такого развития.
Анализ изученных источников и литературы:
- Конституция РФ, федеральное, региональное и местное законодательство о малом предпринимательства и другие документы;
- работы Бусыгина А.В., Буянкиной А.Н., Ахмедуева А.В., Миневрина И.Г., Хизрича Р., Питерса М. и других авторов;
- текущее делопроизводство районного Собрания и администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Цель исследования. Основной целью дипломной работы является исследование в области поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе, пути и решения данного направления в современном законодательном поле.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать общую характеристику роли и места малого бизнеса в современной экономике;
- дать характеристику деятельности органов местного самоуправления в оказываемой поддержке предпринимательства;
- рассмотреть и проанализировать оказываемую поддержку малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе;
- разработать проект «Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района», как генератора концентрирующего поддержку предпринимательства в широком спектре услуг.
Объектом дипломной работы являются субъекты малого и среднего предпринимательства.
Предметом работы является деятельность органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе.
Хронологические рамки исследования. В данной исследовательской работе затронул хронологические рамки с 1995 по 2011 годы, так как общественные и экономические процессы протекают в различные периоды по-разному и имеют свой специфический характер. Сознательное ограничение темы указанными временными рамками позволяет увидеть процесс развития и поддержки малого предпринимательства в динамике и в сопоставлении с предыдущими этапами. И как следствие определение конечного временного промежутка исследования – это возможность высказать собственное мнение о развитии предпринимательства в России, его роли в социально-экономическом развитии страны и, непосредственно, в муниципальном образовании.
Теоретико-методологическая основа и эмпирическая база дипломного проекта. Теоретическую основу дипломного проекта составили принципы и положения теории основ регулирования предпринимательской деятельности и теории управления. Основным методом исследования в дипломном проекте выступил системный метод. Эмпирическую базу исследования составили данные органов официальной статистики; данные, публикуемые в статьях периодической печати и документы текущего делопроизводства администрации Хабаровского муниципального района.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы как в учебном процессе академии, так и при конкретной работе органов местного самоуправления в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Малые предприятия в структуре экономики
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становиться орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.
Средний бизнес в большей степени зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
В России до 1995 года в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со средней годовой численностью до 200 человек, в науке - до 100 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы- до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, то есть работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.