Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….

7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.39 Мб (Скачать)

С 1996 г.  к малым в промышленности, строительстве, транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в прочих отраслях - до 50 человек.

Эти изменения и мировая практика свидетельствует о некой условности разделения предприятий по размерам. Совершенно очевидно, что одного критерия численности работающих для отнесения к малому предприятию не достаточно. Целесообразно, например, использование трех показателей - численности работающих, объема валовой продукции, размера прибыли, как в странах Европейского Союза. Для отнесения к категории “малых” достаточно, чтобы предприятие соответствовало одному из них.

В нашей стране в течение продолжительного времени пропагандировались преимущества крупного производства. При определенных положительных сторонах такая абсолютизация приводила к отсутствию условий для формирования конкурентных отношений. В то же время возможности малых предприятий очень велики, особенно в современных условиях. Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольших предприятий невозможно функционирование товарного рынка. Наличие достаточно большого числа малых предприятий позволяет интенсивно перестраивать структуру хозяйственного комплекса.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В США, Японии, Германии и других развитых странах малые и средние предприятия образуют устойчивую, как бы двойную структуру: “малое плюс большое”. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и инновационных разработках. Известно, что японские супергиганты опираются на тысячи семейных предприятий и микрофирм с высоким уровнем подетальной (пооперационной) специализации и ответственности, с высочайшим уровнем компьютерного обеспечения. Отношения последних с государством и крупным бизнесом регламентируются отработанной десятилетиями правовой базой. Малый бизнес доминирует в производстве, строительстве, услугах, а ныне - и в высоких технологиях. Исключение в какой-то мере, особенно в США, составляют аэрокосмическая и электронная отрасли, в определенной степени - автомобильная промышленность.

Большой и малый бизнес имеют свои сферы приложения капитала. Так, для большого бизнеса необходимы емкий рынок, высокостандартизированная продукция, которая может быть запущена в массовое производство, наличие стабильного и продолжительного спроса, значительные финансовые средства, многочисленная рабочая сила. В то же время нередко возникают условия, благоприятные для занятия бизнесом малыми фирмами и по различным причинам неприемлемые для крупных компаний:

     региональная дифференциация рынка;

     необходимость какого-либо специализированного производства;

     важность персонального обслуживания;

     удобство обслуживания;

     нерегулярность спроса;

     ограниченный спрос  на некоторые виды продукции;

     умение приспособиться к специализированному спросу;

     зависимость сбыта продукции и услуг от изменчивости моды и вкусов;

     оперативность и гибкость управленческих структур.

В современной высокоразвитой экономике получила развитие новая объективная тенденция - отход от гигантомании, быстрый рост числа малых предприятий. Современная практика хозяйствования показывает, что технический прогресс, более полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий.

По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.

Для крупных фирм характерны следующие недостатки. Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через десятки лет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу “ориентации на нужды”. Им жизненно необходимо предлагать что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Это обусловлено наличием у малого бизнеса по сравнению с крупных определенных преимуществ:

     дух инициативы и динамизма - малое предприятие рождается на основе технической инициативы или новой идеи его создателя; успех и рост предприятия будут зависеть от того, опирается ли его создатель на тех, с кем он работает;

     специализация, приспособление к производственным формам (небольшие серии, субподрядные работы), формам распределения (близость торговли к потребителю) или необходимым формам обслуживания;

     гибкость предприятия, заключающаяся в несложной структуре, быстрой словесной коммуникации как во внутренних, так и во внешних отношениях;

     создатель предприятия, рискующий своим капиталом, должен постоянно доказывать право на существование благодаря своей фантазии и новациям, риску и постоянной инициативе. Поэтому малые предприятия являются одной из движущих сил рыночной экономики.

Малые предприятия принимают на себя определенный риск и постоянно нацелены на разработку новых или модернизацию существующих продуктов и технологий. По сути, только через реализацию нововведений они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.

Общеизвестная гибкость малых предприятий помогает им при неудаче в одной сфере деятельности перейти в другую, более эффективную. Помимо того, малые фирмы работают, как правило, над несколькими идеями сразу, то есть осуществляют множественный конкурентный подход. Надо отметить также, что мелкие фирмы “терпимы к хаосу”, что совсем или почти невозможно для крупной фирмы. Надо иметь в виду, что инновации - это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, рывками то вверх, то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно. Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.

По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством.

Важное экономическое преимущество малых фирм заключается в относительной дешевизне их продукции, возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более дешевых средств производства. Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, не худшего качества по сравнению с крупными фирмами, а себестоимость производства ниже. У них меньше сроки строительства, для них нужен относительно небольшой первоначальный капитал. К преимуществам малого предпринимательства также относятся такие характеристики, как:

     оперативность реагирования на спрос;

     более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

     повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм;

     более низкий уровень запасов;

     высокий уровень социально-психологических отношений

     снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

     простота в управлении (отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения ответственности).

Одним из главных преимуществ малых предприятий, как уже отмечалось, - способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу:

     ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

     ускорить внедрение научно-технических достижений;

     полнее удовлетворять потребности экономики страны  и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

     наладить выпуск продукции малыми сериями.

Таким образом, свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному и специфическому спросу, дух предпринимательства, более низкие управленческие и эксплуатационные расходы, более высокая оборачиваемость капитала - вот те практически значимые обстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малого бизнеса, его бурное развитие за последнее десятилетие.

Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

 

 

1.2 Роль малых предприятий в решении экономических,

социальных  и политических проблем

 

 

Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.

В первую очередь, источником экономического развития России являются предпринимательство и малый бизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.

В странах с рыночной системой хозяйствования в секторе малого предпринимательства сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий в  таких странах, как США, Япония, Германия превышает 95 %.

Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся.

Во-первых, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающие особый механизм сбалансирования спроса и предложения.

Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие “этажи” хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний.

Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но оборотной стороной эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый относительно  однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, оно не производит мелкосерийный товар.

Лишь малые предприятия готовы использовать любую возможность для бизнеса. Так, специализированное производство выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Венчурный (рисковый) капитал готов на любую сферу приложения, но лишь если успех обещает сверхвысокую прибыль.

Перед малыми предприятиями стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение “свободной ниши”, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного  розничного спроса. Это и есть “ниша” для малого предпринимательства.

Другими словами, без малого предпринимательства возникла бы “лоскутная экономика”. Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, другие же игнорировались. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии малых предприятий.

Во-вторых, не менее важна роль малых предприятий в формировании конкурентных отношений в экономике. Для отдельно взятого малого предприятия столкновение с монополией чаще всего кончаются гибелью. Во взаимоотношениях всего малого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной чаще всего выступает рой мелкий фирм. Остановимся на двух современных формах этого процесса.

Информация о работе Совершенствование деятельности администрации Хабаровского муниципального района по поддержке малого и среднего предпринимательства