Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….
7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….
60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63
В последние годы в экономической прессе появился новый термин - “генерика”. Им обозначают растущую группу небольших компаний, занимающуюся копированием продуктов ведущих фирм. Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Практически любое эффективное лекарство в наше время представлено на рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его многочисленные копии с той же самой химической формулой. Почему более дешевыми оказываются препараты малых фирм, а не их могущественных конкурентов? Основную роль играют два момента:
- копируя уже известные лекарства, “генерика” не несут огромных расходов на научно-исследовательские работы, следовательно, имеют низкие издержки.
- монополии искусственно завышают цены, а малые фирмы этого не делают.
Таким образом, деятельность малых фирм выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании. Другая заметная тенденция в развитии современной экономики - так называемое “снижение глубины самостоятельной переработки продукта”. В рамках ведущих монополий часто сосуществуют и высокоэффективное массовое производство, и участки мелкого производства, отличающегося низкой производительностью труда. Что произойдет, если часть монополий закроет у себя подсобные производства и станет покупать более дешевые и качественные детали (комплектующие) у малых фирм? Издержки у них упадут, и они смогут продавать свою продукцию дешевле. По существу, мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями крупных предприятий и успешно вытесняют их с рынка. Малый бизнес выступает в роли скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения крупных предприятий.
Малые предприятия представляют значительную силу, способную воздействовать на общую структуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны малых предприятий, крупным достаточно было бы заключить между собой взаимовыгодные соглашения. Никто не мешал бы им совместно повышать цены, сохранять несовершенные технологии и так далее. Всему этому препятствует малый бизнес, эффективно сдерживая свойственную гигантам тенденцию к застою.
В-третьих, развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
В-четвертых, присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране.
Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность.
В-пятых, изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся.
В-шестых, формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения, стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно-
В-седьмых, развитие инновационного потенциала экономики.
Малые предприятия восприимчивы к новым идеям. Здесь на одного сотрудника приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на одного работника крупного предприятия. Малые предприятия более гибки, быстрее переключаются на разработку, апробацию и производство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказывается из-за высокой степени риска. Темпы освоения новых видов изделий или услуг у малых предприятий на 30 % выше, а эффективность (при гораздо меньших затратах) выше в 8 раз. По оценкам Национального научного фонда США малые фирмы производят в 6 раз больше нововведений в расчете на одного занятого, чем крупные, им требуется в среднем 2,2 года, чтобы выйти со своим новшеством на рынок, тогда как крупным - 3,5 года. У малых фирм относительно невысокие издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.
В-восьмых, расширение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней.
Большая часть собираемых в мире налогов приходиться именно на малые предприятия.
В-девятых, ускоренное освоение инвестиций.
Стремительно развивается специфическая форма инвестиционной деятельности - лизинг. Лизинг особенно привлекает малые и средние предприятия как решение проблемы обеспечения оборудованием. Именно они становятся получателями лизингового оборудования, и тем самым инвестируют средства в основные фонды.
Таким образом, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, с другой стороны, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет важнейший вклад малых предприятий в экономику.
Велика и социальная значимость малых предприятий:
создание широкого слоя мелких собственников (среднего класса) - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Они самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала личности.
сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас, и практически единственным сектором оздоровления серьезно “больных” переходных (мутирующих) общественных групп. Так называемые “челноки”, мелкие собственники, семейный бизнес, малые предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы.
решение молодежных проблем. Малый бизнес открывает вакансии и для молодежи, часть которой, к сожалению, сейчас находит применение своим силам в криминальной среде.
решение вопросов регионального развития. Факторы экономической и социальной напряженности особенно остро ощущаются в регионах с неразвитой инфраструктурой, удаленных от торгово-промышленных центров и путей, с сырьевой направленностью основных производств, моноструктурой городов, не обеспечивающим насущные нужды сельским хозяйством. Развитие малых городов, поселков немыслимо без участия малых производственных предприятий. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.
Развитию малого предпринимательства в регионах способствует фактор, называемый “законом радиуса”: чем дальше от столицы, тем выше потенциальные возможности для развития малых предприятий и меньше в известной мере экономические и политические риски. Это, кстати, понимают зарубежные партнеры и инвесторы.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития экономической самостоятельности регионов малое предпринимательство может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Политическое влияние малого бизнеса также достаточно велико. В условиях устойчивого социального, экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличии от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом выживания. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обуславливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотичных настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
1.3 Особенности становления малого бизнеса
Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует почти 10 лет. Процесс самоопределения предпринимателей как общественного слоя происходил на наших глазах. Начало этому процессу положил принятый в 1988 году Закон СССР “О кооперации в СССР”. Принятие затем Постановления Правительства и Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” укрепил нормативно-правовую базу развития предпринимательства и существенно изменил круг предприятий, ранее относимых к малым.
Российское законодательство создало необходимые условия для развития малого предпринимательства. Малые предприятия могут создаваться и действовать на основе государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций, частной собственности. Предусмотрены различные пути учреждения малых предприятий: по решению собственника имущества; выделение из состава действующих предприятий (объединений) структурных подразделений с сохранением их обязательств перед предприятием; принудительное разделение крупных предприятий в соответствии с антимонопольным законодательством России. Очень важно, что малые предприятия могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные российским законодательством и предусмотренные в уставах таких предприятий.
Малые предприятия создаются и действуют во всех без исключения отраслях экономики, что свидетельствует о приходе в бизнес энергичных, деловых людей с перспективными идеями и проектами. Основное количество малых предприятий создается в сфере торговле, бытовом и коммунальном обслуживании, обрабатывающей промышленности и строительстве. Быстро развиваются малые фирмы, оказывающие деловые и профессиональные услуги (охрана, консультирование, финансовые и риэлтерские услуги), социальные (образование, медицина, транспортные услуги), а также развлекательные услуги (клубы, дискотеки). Последние годы отмечены бурным ростом инновационного бизнеса.
Имеются следующие причины интенсивного формирования и развития малого бизнеса.
Во-первых, крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между крупномасштабным и малым производством. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости способствуют росту малого предпринимательства.
Во-вторых, расширение и динамизм рыночной среды. Развитие глобальных рынков, транспортных и информационных систем приводит к появлению глобальной конкуренции и новой международной схеме разделения труда. Эти процессы заметно усложняют практику местных рынков, заставляя их участников искать, разрабатывать и использовать невостребованные до сих пор ресурсы, производственные участки, новые рыночные ниши. Здесь и сказывается местная привязанность мелких предприятий, их близость к мелкомасштабным рынкам, позволяющая за счет достоинств мелких организационных форм быстро использовать свободные места на рынке, к которым не проявляют интерес крупные корпорации.
В-третьих, усиление конкуренции между предприятиями, что позволяет малому предпринимательству в полной мере проявить свои достоинства, в первую очередь способность быстро приспосабливаться к специфической клиентуре и традиционным стандартам качества.
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малого предпринимательства большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на одно-продуктовую модель развития;
стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;
общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком специалистов из государственного сектора экономики;
низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта, культуры рыночных отношений;
высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
неразвитая система самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.