Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:29, дипломная работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития как и отдельно взятого муниципального образования, так и страны в целом. По своему уровню жизни и социальному положению он принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…...………………………………………………….
7
1.1
Малые предприятия в структуре экономики ……………………..
7
1.2
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………….
15
1.3
Особенности становления малого бизнеса ………………………..
22
2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………….……….
28
2.1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства ………………………………………………..
28
2.2
Анализ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе ….
33
3
Проект создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района….
44
3.1
Обоснование проекта. Цель и задачи создания Центра развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района ………………………………………………...
44
3.2
Структурно-функциональное строение Центра ……..…………….
49
3.3
Ожидаемая социальная и экономическая эффективность проекта..
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….
60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
63
Администрация района не может быть в неведении и отделять себя от процесса принятия решений Центром по основным направлениям связанным с его деятельностью, поэтому администрация должна быть в учредителях, но в равных долях с другими участниками. Тем более что, деятельность Центра может быть отражена в районной программе развития и поддержки предпринимательства.
В третьих, деятельность Центра будет основываться на Федеральном законе от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Конечно Центр являясь в целом самостоятельной единицей имеет право заниматься и коммерческой деятельностью в том числе. Сюда могут входить и юридические консультации, и членские взносы, и организация обучающих семинаров с привлечением специалистов и т.д. Вообще сложно представить себе любую организацию без средств существования. Однако в статье 2 Федерального закона №7-ФЗ четко написано что, «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». То есть Центр может зарабатывать финансовые средства, но тратить их можно только на развитие Центра.
В четвертых, в нашей стране вот уже на протяжении нескольких лет очень активно развивается грантовая поддержка как на региональных уровнях, так и при поддержки иностранных организаций. Одним из основных условий получения грантовской поддержки, является организационно правовая форма организации, она обязательно должно быть некоммерческой. А в свою очередь, чем больше Центр сможет защитить грантовских проектов по своей основной цели, тем доступнее она будет для предпринимателей, особенно это актуально для представителей малого и среднего бизнеса, которые только начинают свою деятельность.
Целями деятельности Центра являются:
создание благоприятной среды для развития малого предпринимательства в городе и районе;
исследование проблем малого и среднего предпринимательства;
консультативная и информационная поддержка предпринимателей.
Таким образом, я считаю, что три выше перечисленные позиции доказывают необходимость принятия организационно-правовой формы в качестве некоммерческой организации и создания Центра.
3.2 Структурно-функциональное строение Центра
Залогом успеха любой начинающей организации является детально обрисованная и обоснованная структура. Мною предложен следующий вариант. Общее руководство Центром осуществляет Попечительский Совет Центра, являющейся высшим органом управления и формируемый учредителем. Являясь высшим органом управления Центра, Попечительский Совет обеспечивает соблюдение Центром целей, в интересах которых он был создан. В состав Попечительского Совета входят два представителя Учредителя, один депутат Собрания депутатов Хабаровского муниципального района, специалист администрации Хабаровского муниципального района, один представитель общественности (молодёжь). Члены Попечительского Совета за исключением директора Центра, не могут одновременно быть работниками Центра. Попечительский Совет из своего состава избирает председателя Попечительского Совета большинством голосов членов Попечительского Совета.
Попечительский Совет созывается Председателем Попечительского Совета по мере необходимости решения вопросов, составляющих исключительную компетенцию Попечительского Совета, но не реже одного раза в полгода. Внеочередное заседание Попечительского Совета созывается по требованию его членов, либо для принятия решения по неотложному вопросу по требованию директора Центра.
Заседание Попечительского Совета считается правомочным, если на заседании присутствует более половины его членов. Заседания Попечительского Совета ведет Председатель Попечительского Совета. В случае равенства голосов решающий голос принадлежит Председателю Попечительского Совета.
Решения на заседании Попечительского Совета принимаются открытым голосованием. Каждому члену Попечительского Совета принадлежит один голос.
В компетенцию Попечительского Совета входит решение следующих вопросов:
- внесение изменения и дополнение в Устав Центра;
- определение приоритетных направлений деятельности Центра, принципов формирования и использования имущества Центра;
- образование исполнительных органов Центра и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана Центра и внесение в него изменений;
- участие Центра в других организациях;
- реорганизация и ликвидация Центра;
- избрание ревизионной комиссии Центра.
Единоличным исполнительным органом Центра, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, является директор Центра.
Директор Центра избирается на заседании Попечительского Совета по представлению Председателя на срок, оговоренный в трудовом договоре, заключаемым с ним Председателем Попечительского Совета от имени Центра. Исходя из Конституции Российской Федерации директором Центра может быть избран гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и опыт работы не менее 2-х лет в области, соответствующей целям и видам деятельности Центра.
Директор Центра может быть досрочно освобожден от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным трудовым договором или действующим законодательством Российской Федерации.
Директор Центра осуществляет текущее руководство деятельностью Центра для реализации уставных целей и видов деятельности Центра, решений Попечительского Совета.
К компетенции директора относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Попечительского Совета. Директор центра осуществляет следующие виды деятельности:
- обеспечивает реализацию уставных целей и задач Центра, решений Попечительского Совета;
- обеспечивает подготовку материалов на рассмотрение Попечительского Совета с необходимым организационно-техническим обеспечением;
формирует проекты и программы по основной деятельности Центра;
- решает другие вопросы, не отнесенных настоящим уставом к компетенции иных органов управления Центра.
- без доверенности представляет интересы Центра во всех организациях, действует в интересах Центра и от имени Центра;
- распоряжается имуществом Центра для реализации уставных целей и задач Центра;
- пользуется правом первой подписи при заключении всех видов договоров от имени Центра;
- открывает и распоряжается счетами в учреждениях банка, выдает доверенности;
- пользуется правом распоряжения денежными средствами Центра для реализации целей и задач Центра;
- утверждает штаты работников Центра, его структурных подразделений;
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Центра, работающих по трудовым договорам;
- осуществляет иные действия, необходимые для реализации уставных целей, задач и договорных обязательств Центра.
Структура Центра изображена в Приложении 2. Под номером №1 – обозначен инициатор создания Центра, далее под №2 – расположен попечительский Совет, который отвечает за определения общей направленности Центра, №3 – Председатель Попечительского Совета избираемый на первом заседании Попечительского Совета, №4 – члены Попечительского Совета, №5 – исполнительный орган Центра, №6 – Ревизионная комиссия.
Для того чтобы Центр эффективнее работал предполагаю необходимость снижения административных барьеров, а именно администрация района должна позаботиться о том чтобы выделить для Центра помещение удобное для работы как для специалистов так и для посетителей. На первое время необходимо полностью отменить аренду помещения, что будет являться достойным вкладом муниципалитета в поддержку и развития предпринимательства. Так же через районную программу поддержки предпринимательства можно выделить для Центра на безвозмездной основе организационную технику и мебель.
Первоначально в штате Центра предполагается 4 специалиста: 1 – директор, 1 – бухгалтер, 2 – консультанта. Дальнейшее расширение штатного расписания будет зависеть от объема работы и финансовой обеспеченности
Имущество Центра будет формироваться за счет взносов учредителя, доходов Центра, получаемых при осуществлении деятельности, предусмотренной уставом и не противоречащей ему. В собственности Центра могут находиться здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и в иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Центр может иметь в собственности или в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки. Источниками средств Центра могут являться:
- имущественный взнос от учредителя при учреждении Центра в размере 90 тыс. рублей;
- добровольные имущественные взносы (в том числе денежные средства в рублях и в иностранной валюте), пожертвования от государства, граждан, предприятий и организаций России, а также иностранных граждан и организаций;
- средства, получаемые от реализации целевых заказов и программ;
- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
- средства, получаемые от выполнения договоров по уставным целям;
- доходы, получаемые от собственности Центра;
- доходов от реализации Центром результатов научно-технической деятельности - продукции, работ и услуг;
- доходы от производственно-хозяйственной деятельности Центра;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- прочие источники, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Конечно, необходимо помнить, что доходы, получаемые от своей деятельности, расходуются только на достижение целей, определенных в уставе, и не могут распределяться между учредителем и иными лицами.
Центр, в процессе деятельности может создавать резервный фонд, фонд материального поощрения и другие фонды. Необходимость создания фондов, источники их формирования, размер, порядок пополнения и использования его средств определяется и утверждается Попечительским Советом. Реализацию решений Попечительского Совета об использовании средств фондов осуществляет директор Центра.
3.3 Ожидаемая социальная и экономическая
эффективность проекта
Клиентами Центра будут являться индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, юридические лица, руководители предприятий, а также жители Хабаровского муниципального района. Отраслевая специфика клиентов исходя из специфики в области предпринимательства по состоянию на сегодняшний день приблизительно будет составляет:
торговля – 75 %
производство – 5 %;
сфера услуг – 20 %.
Услуги по бухгалтерскому обслуживанию:
Ведение бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
Подготовка и сдача налоговых деклараций в ИМНС через Интернет;
Набор и сдача налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).
Микрофинансирование
Предполагается что, в рамках программы по развитию региональной системы предоставления займов для развития предпринимательской деятельности в Хабаровском крае Автономная некоммерческая организация «Центр развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского района» будет сотрудничать с Фондом поддержки малого предпринимательства Хабаровского края. Также можно предусмотреть в районной программе поддержки предпринимательства гранты для начинающих предпринимателей за счет местного бюджета, а также займы, либо залоги через залоговый фонд района под муниципальное имущество.
Финансирование предполагается:
индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица;
малым предприятиям, имеющим статус юридического лица осуществляющим свою деятельность не менее двух месяцев, действующим в сфере розничной и оптовой торговли, производства, услуг;
индивидуальным и групповым заемщикам.
Займы будут предоставляться:
под залог автомобиля, личного имущества и оборудования;
под поручительство граждан и предпринимателей.
При предоставлении финансирования будет составлен гибкий, наиболее удобный для клиентов график выдачи и погашения займов.
Расчет максимальных расходов заемщика на обслуживание стандартного (т.е. заем, по которому предусмотрен возврат основного долга ежемесячно, равными частями в течение всего периода займа) займа сроком до 12 месяцев (в зависимости от вида деятельности заемщика). Срок оформления таких займов необходимо ускорять, приблизительно до недели.
Центру необходимо тесно сотрудничать с Районным Центром занятости населения. У Центра занятости населения есть существующая наработанная клиентская база, среди них наверняка можно отыскать безработных граждан желающих открыть свое дело. Можно проводить консультирования по организации собственного дела, проводить семинары на такие темы как: «Финансово-кредитная поддержка предпринимательской деятельности граждан в рамках реализации краевой программы «Развитие агропромышленного комплекса» и т.д. И если сегодня у Центра безработный получает консультацию как желающий открыть своё дело, то завтра, он может вернуться за помощью в Центр как действующий предприниматель.
В рамках оказания коммерческих услуг Центр может оказывать платные виды деятельности: