Социально-психологические методы управления на предприятии ООО "Фабрика Красный Октябрь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Социально-психологический механизм управления,Понятие, классификация социально-психологических методов управления,Роль социально-психологических методов в управлении персоналом,Виды социально-психологических методов управленияприменяемых на предприятии,Оценка межличностных отношений, анализсплоченности трудового коллек-тива

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Социально-психологический механизм управления
1.1 Теоретические основы социально-психологического механизма………...4
1.2 Понятие, классификация социально-психологических методов управления……………………………………………………………………………..4
1.3 Социальные методы управления……………………………………………7
1.4 Психологические методы управления……………………………………..11
1.5 Роль социально-психологических методов в управлении персоналом…16
Глава 2. Социально-психологические методы управления на предприятии ООО «Фабрика Красный Октябрь»
2.1 Характеристика деятельности предприятия и персонала………………..18
2.2 Виды социально-психологических методов управления применяемых на предприятии……………………………………………………………………..24
2.3 Оценка межличностных отношений, анализ сплоченности трудового коллектива……………………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 96.92 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1. Социально-психологический  механизм управления

    1. Теоретические основы социально-психологического механизма………...4
    2. Понятие, классификация социально-психологических методов управления……………………………………………………………………………..4
    3. Социальные методы управления……………………………………………7
    4. Психологические методы управления……………………………………..11
    5. Роль социально-психологических методов в управлении персоналом…16

Глава 2. Социально-психологические  методы управления на предприятии ООО «Фабрика Красный Октябрь»

2.1  Характеристика  деятельности предприятия и персонала………………..18

2.2 Виды социально-психологических  методов управления применяемых на предприятии……………………………………………………………………..24

2.3 Оценка  межличностных отношений, анализ сплоченности трудового коллектива……………………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………………45

Список литературы……………………………………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях конкурентной борьбы между организациями  за лидерство на рынке, все большее  число руководителей понимают важность грамотного управления персоналом, что  непосредственно сказывается на экономическом показателе работы организации.

Любая организация  нуждается в совершенствовании  системы управления персоналом. С  каждым годом появляется много различных  технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

Именно  эти индивидуальные особенности  человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как  влияют социально-психологические  методы управления на эффективность  работы всех подразделений организации.

Установлено, что результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы  и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% – от умения работать с людьми.

Зная  особенности поведения, характера  каждого отдельного человека, можно  прогнозировать его поведение в  нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический  климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.

Таким образом, необходимость использования в  практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, в связи с чем, тема курсовой работы представляется достаточно актуальной.

Целью написания  курсовой работы является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:

– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;

– изучить некоторые социологические методы управления;

– рассмотреть некоторые психологические методы управления;

– провести анализ мотивационного поведения персонала предприятия и сделать необходимые выводы.

Объектом  исследования является ООО «Фабрика Красный Октябрь».

Предметом исследования является система социально-психологических  методов управления персоналом в  организации.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных  и зарубежных авторов в области  кадрового менеджмента, общего менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии.

Структура курсовой работы включает: введение, две  главы, заключение и  список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-психологический механизм управления

1.1 Теоретические основы социально-психологического механизма

  управления персоналом

Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [4].

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются  по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

 

1.2 Понятие, классификация социально-психологических методов управления

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические  методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

– социологические методы;

– психологические методы;

Первые  призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые – на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.).

Такое разделение достаточно условно, так как в  современном общественном производстве человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим  аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что  снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и «болеют» за успехи своих коллег [1].

Таким образом, чтобы воздействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов –  формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Основное  средство воздействия на коллектив  – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Приемы  и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.

 

1.3 Социальные методы управления

 

Социологические методы исследования составляют научный  инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

1. Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

Анализ  анкетных данных в сочетании с  другими методами отбора выявляет следующее:

1) соответствие  уровня образования заявителя  минимальным квалификационным требованиям;

2) соответствие  практического опыта характеру  должности;

3) наличие  ограничений иного рода на  выполнение должностных обязанностей;

4) готовность  к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочные работы, командировки);

5) круг  лиц, которые могут рекомендовать  работника, помочь наведению справок  и получению дополнительной информации [8].

Содержание  анкеты в организациях устанавливается  самим нанимателем. Оно варьирует  в зависимости от контингента  персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности руководителей применяют более подробные анкеты, чем при найме рядовых служащих.

Одна  из задач анкетирования заключается  в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае найма. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом.

Круг  вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других – уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента

Информация о работе Социально-психологические методы управления на предприятии ООО "Фабрика Красный Октябрь"