Социально-психологические методы управления на предприятии ООО "Фабрика Красный Октябрь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Социально-психологический механизм управления,Понятие, классификация социально-психологических методов управления,Роль социально-психологических методов в управлении персоналом,Виды социально-психологических методов управленияприменяемых на предприятии,Оценка межличностных отношений, анализсплоченности трудового коллек-тива

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Социально-психологический механизм управления
1.1 Теоретические основы социально-психологического механизма………...4
1.2 Понятие, классификация социально-психологических методов управления……………………………………………………………………………..4
1.3 Социальные методы управления……………………………………………7
1.4 Психологические методы управления……………………………………..11
1.5 Роль социально-психологических методов в управлении персоналом…16
Глава 2. Социально-психологические методы управления на предприятии ООО «Фабрика Красный Октябрь»
2.1 Характеристика деятельности предприятия и персонала………………..18
2.2 Виды социально-психологических методов управления применяемых на предприятии……………………………………………………………………..24
2.3 Оценка межличностных отношений, анализ сплоченности трудового коллектива……………………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 96.92 Кб (Скачать)

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко — в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда, а стаж работы в организации характеризует закрепляемость кадров. Вредные профессии, например, предоставляют работнику дополнительные и немаловажные льготы, надбавки, поощрения, поэтому они снижают текучесть кадров.

 

2.2 Виды социально-психологических методов управления

применяемых на предприятии

Анализ  деятельности предприятия показывает, что на предприятии не каких мероприятии по улучшению положения и поиску внутрипроизводственных резервов стимулирования в последнее время не проводится. Применяются не совершенные методы управления, которые распределения и экономического стимулирования гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, у работников нет заинтересованности в повышении эффективности производства. Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений обусловлена также тем, что:

  • инициатива и предприимчивость цехов не поощряются, а часто, наоборот пресекаются;
  • фонд экономического стимулирования в цехах не образуется, а выделяется им из централизованных источников;
  • цеха не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

В некоторые  периоды функционирования предприятия  ощущается временный недостаток трудовых ресурсов. Проблема осложняется тем, то дополнительный набор кадров на предприятии не возможен по причине оптимального количества производственного персонала в цехе. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы эффективным образом и с минимальным объемом затрат смотивировать персонал для переработки в период резкого повышения спроса. В настоящий же момент работник слабо заинтересован в повышении результативности функционировании фабрики.

Данная  экономическая ситуация сложилась  в результате неэффективной организации  системы мотивации на предприятии, и как следствие, несоответствия затрат работника получаемому материальному вознаграждению, все это проявляется в существовании понижающего коэффициента при оплате сверхурочного труда, отсутствии связи между заработком работника и финансовым результатом деятельности предприятия и др. Отмеченные проблемы могут быть решены с помощью разработки новой эффективной системы мотивации на предприятии.

Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ООО «Фабрика Красный Октябрь» так же являются следующие аспекты:

  • В основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность.
  • В некоторых случаях используется повременная оплата труда, при том, что в конечном итоге важен количественный результат. Это также приводит к значительному снижению производительности труда.
  • Оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности.

Целью управления сложившейся экономической ситуацией  должно стать, прежде всего, увеличение заинтересованности персонала в  повышении результативности функционирования предприятия для извлечения максимальной прибыли в периоды значительного увеличения емкости рынка. Для достижения нужного эффекта необходимо изменить сложившуюся систему мотивации персонала путем развития имеющихся и внедрения новых форм морального и материального стимулирования путем административных, экономических и социально-психологических методов управления.

Для увеличения заинтересованности персонала в  результативности функционирования предприятия необходимо развивать следующие компоненты мотивации:

1. Развитие  организационной культуры предприятия  (система общих для всего персонала  ценностных ориентаций и норм). Основные инструменты: Устав предприятия,  открытые принципы руководства  и организации предприятия, демократический стиль руководства.

При использовании  данного компонента могут быть достигнуты: понимание и признание целей предприятия, ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов между работниками предприятия.

2. Система  участия (участие работников в  распределении общего хозяйственного результата, капитале предприятия и развитие сотрудничества). Инструменты: справедливое распределение результатов, участие в капитале, развитие отношений партнерства.

Достигаются такие цели как: установка на кооперативность  в поведении, ориентации на соотнесение  затрат и результатов, готовность к  риску.

3. Обслуживание  персонала (все формы социальных  льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам). Инструменты: безопасность труда, охрана здоровья, создания условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи.

Достигаемые цели: социальная защищенность и интеграция с предприятием, повышение трудовой активности.

4. Привлечение  персонала к принятию решений  (согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе). Инструменты: делегирование ответственности, добровольное участие в принятие решений.

Достигаемые цели: участие в принятие решений  на рабочем месте, вовлечение в дела предприятия.

5. «Job»  – факторы (мероприятия, направленные  на количественные и качественные изменения рабочего задания и поля деятельности). Инструменты: обогащение труда, расширение зоны труда, ротация.

Достигаемые цели: гибкость при выполнении рабочего задания, понимание производственных взаимосвязей, взаимная ответственность и самостоятельность.

6. Организация  рабочего места (оснащение рабочих  мест техническими, эргономическими  и организационными вспомогательными  средствами с учётом потребности  работников). Инструменты: технические  и организационные вспомогательные  средства, физиологические и психологические  элементы условий труда.

Достигаемые цели: удовлетворенность состоянием рабочего места, удовольствие от работы и более качественное выполнение задания.

7. Информирование  работников (доведение до работников  необходимых сведений о делах  предприятия). Инструменты: производственная  документация, собрание коллектива, отчеты о работе.

Достигаемые цели: информированность о делах  предприятия, мышление и деятельность с позиции интересов предприятия.

8. Оценка  персонала (система планомерной  и формализованной оценки персонала  по определенным критериям). Инструменты:  различные методы оценки результатов  труда и возможностей работника.

Достигаемые цели: положительное влияние на поведение, ответственность за свои действия.

Социальным  развитием коллектива на ООО «Фабрика Красный Октябрь» занимается специально созданное и эффективно функционирующее объединения социального развития. Социальное объединение призвано выполнять разнообразные социальные программы, чтобы работники, члены их семей чувствовали себя лучше. В состав программ социального развития включаются следующие мероприятия: оказание автотранспортных услуг, ремонто-строительных услуг, оказание ритуальных услуг, различные мероприятия в области культуры и спорта.

Социальные  мероприятия финансируются из фонда  социальной сферы, который формируется  из прибыли предприятия в размере 40%.

Каждое  лето дети работников предприятия отдыхают в различных детских пансионатах. Так же предприятие заботится и о питании своих сотрудников. В объединении организована индустрия питания, в которую входят столовая, 2 буфета и 1 кулинарный магазин.

Предприятие оказывает материальную помощь пенсионерам в качестве единовременной премии.

Говоря  о использовании социально-психологических  методов стимулирования персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

Меры  по развитию системы мотивации персонала на ООО «Фабрика Красный Октябрь» неизбежно требуют усовершенствования применения социально-психологических методов и концепций управления персоналом на предприятии. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:

  • Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Развитие системы управления конфликтами.
  • Формирование и развитие организационной культуры.

Комфортный  психологический климат – это  обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации  и доволен им, когда компетенции  сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи. Комфортный психологический климат не означает, что люди, работающие в организации, являются друзьями. Дружба и любовь нарушают психологический климат. Это слишком сильные чувства, которые предъявляют повышенные требования к тем, кто участвует в этих отношениях, что часто приводит к нарушению комфортного психологического климата. Возникает очень сильная эмоциональная окраска там, где должны быть деловые отношения.

Нормальный  психологический климат не создается  в один день, он требует огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому его надо постоянно поддерживать.

Для организации  нормального психологического климата  необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции  управления, но это не значит, что при идеальном психологическом климате в этой организации не будет конфликтов. Они будут обязательно, так как конфликт – это различные точки зрения на одно и то же явление, и если их нет, то нет развития коллектива. Если конфликтная ситуация разрешена, стороны пришли к согласию, найден компромисс, то конфликт именуется конструктивным, функциональным. И любой руководитель должен поощрять функциональные конфликты, т. к. именно с их помощью в процесс управления (совещания, собрания, семинары и т.п.) могут быть вовлечены все члены коллектива.

Избежать  конфликтной ситуации полностью  невозможно, т. к. многие ее источники вне власти руководителя, но ослабить ее воздействие можно и нужно, если квалифицированно осуществлять функции менеджмента.

Немалую роль в развитии и протекании конфликтных  ситуаций и поддержании благоприятного микроклимата в коллективе играет организационная культура. В современной литературе существует много определений организационной культуры. Ограничимся определением, данным О.С. Виханским, А.И. Наумовым, согласно которому организационная культура – «это набор наиболее важных предположений принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающим людям ориентиры поведения и действий».

Организационная культура существует независимо от того применяются ли специальные методы ее формирования руководством предприятия, однако в таком случае, организационная  культура может оказывать демотивирующее воздействие на сотрудников, нейтрализовать воздействие мотивирующих факторов. Между тем, организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. Формирование организационной культуры сегодня является одним из важнейших элементов системы стимулирования персонала.

Основные  методы формирования и поддержания  организационной культуры, которые могут быть использованы ООО «Фабрика Красный Октябрь».

  • Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.
  • Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество – это залог нашей победы над конкурентами!», «В нашей организации работают лучшие специалисты!», «Этот год станет переломным для нашей компании».
  • Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
  • Развитие системы стимулирования в соответствии с потребностями работников. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством оргкультуры. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.
  • Критерии отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры. Поддержание оргкультуры в процессе реализации основных управленческих функций. Значительное влияние на оргкультуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Насколько приветствуются руководством проявления самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных.

Информация о работе Социально-психологические методы управления на предприятии ООО "Фабрика Красный Октябрь"