Системный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое и практическое изучение основ менеджмента.
Объектом исследования данной работы является ООО «Снэк-С».
В ходе данной работы поставлены следующие задачи:
- Изучить системный подход в управлении;
- Рассмотреть целеполагание в управлении;
- Провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- Выявить природу и состав функций менеджмента;
- Рассмотреть организационную структуру управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 4
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ 18
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «СНЭК-С» С УЧЕТОМ ЕГО МИССИИ И ЦЕЛЕЙ 26
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 26
3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 30
4. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 33
4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
4.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 38
5.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 38
5.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента, курсовик.docx

— 93.42 Кб (Скачать)

Это может быть:

завоевание рынка;

географическое или продуктовое расширение рынка;

повышение качества продукции при снижении цен на нее; 
социальные или экологические цели и т.д.

В миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержанию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу. Например, формулировка миссии компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта.

Выделят подход, в центре внимания которого находится качество – понятие, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы.. Примерная формулировка такой миссии:

достижение высокого мастерства во всех сферах – в целях, продукции, услугах, людях и стиле жизни;

цель – стать высокотехнологической компанией;

качество – неотъемлемая часть продукции, рабочего окружения и людей;

профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества, обоснованного риска;

принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при четко определенных полномочиях и ответственности;

честность и открытость, работа в единой команде; 
мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания – превосходное место для работы, что она поддерживает и признает индивидуальные достижения.

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. 
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:

конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей; 
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;

достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;

взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. 
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении;  установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения.

Правила построения дерева целей:

  1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);
  2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;
  3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;
  4. Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).

Преимуществами метода построения дерева целей являются:

  • Возможность объединить планирование и контроль;
  • Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации;
  • Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника;
  • Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.1

 

2.2. Практическая  часть

Миссия ООО «Снэк-С»

Слово snacks означает продукты для быстрого и легкого утоления голода, закуски, употребление которых происходит между делом, на ходу. Ассоциация производителей снэков была образована в 1937 г. Сегодня в нее входят более 800 компаний. Среди них - такие крупные фирмы, как Procter& Gamble, Frito-Lay и др. Ассоциация объединяет производителей картофельных и кукурузных чипсов, сырных и мясных снэков, соломки, печенья, батончиков, мюсли, хрустящих хлопьев, орешков, сухофруктов (международная классификация снэков включает шоколадные батончики и печенье, которые в России традиционно относят к кондитерским изделиям).

За последние 10 лет потребление снэков в России выросло в несколько раз. В несколько раз увеличилось количество торговых марок, как западных, так и отечественных, представленных на нашем рынке. В настоящее время производством снэков в России занимаются сотни компаний.

Появление новых производителей, товаров, технологий, растущий уровень охвата сбытовыми сетями, снижение цен, нарастающие коммуникации - все это факторы, характерные для растущего рынка снэков.

Как уже отметили снэки сегодня уже традиционно являются самыми популярными у покупателей, а к настоящему моменту цены на мясопродукты выросли в несколько раз. В такой ситуации производители вынуждены выбирать одну из двух стратегий:

  • не использовать соевый белок при производстве снэков, увеличивая цену и теряя значительную часть потребительской аудитории, поскольку объем потребления снэков напрямую и в значительной степени зависит от покупательской способности;
  • использовать соевый белок при производстве, снижая цену и качества продукции.

Исходя из проведенного анализа условий рынка снэков можно разработать миссию таким образом, чтобы они способствовали успешной деятельности компании, созданию конкурентных преимуществ и завоеванию приверженности потребителя к новой марке продукта. Исследуемая организация – это небольшое предприятие, специализирующееся на производстве снэков с разными начинками, полностью готовых к употреблению.

ООО стремится к завоеванию лидерства на региональном рынке Новосибирска и прилежащих областей. Главные ценности: высокое качество и относительно низкие цены, которые достигаются близостью к рынкам сбыта и сырьевым ресурсам.

Компания ставит во главу угла такие пожелания потребителей, как разнообразие начинок, натуральность и домашнее качество, обращает особое внимание покупателей на «прозрачность» своей деятельности в плане источников сырья (активное сотрудничество с местными производителями сельскохозяйственной продукции, уже завоевавшими доверие потребителей ) и условий производства продукта.

Организация ставит главной целью на ближайшую перспективу завоевать приверженность и доверие потребителей тем, что она является местным производителем, честным, которой с заботой относится к своему потребителю. Все продукты, используемые для изготовления снэков – местного производства, без вредных добавок.

Все компоненты, используемые для изготовления снэков – только натуральные и высокого качества, по возможности, произведенные в Сибирском регионе. Это достигается за счет близости к рынкам сырья и сбыта (снижение расходов на транспортировку, дистрибуцию и маркетинг).

В отношении внутренней среды организации, философия компании заключается в постоянном развитии правильной, богатой, многосторонней корпоративной культуры, благотворно сказывающейся на уровне духовного и материального благосостояния ее персонала, на материальном стимулировании персонала организации.  

Долгосрочная стратегия организации:

  • завоевание лидирующей позиции на рынке Новосибирска по производству снэков;
  • удовлетворение потребностей потребителей в высококачественной и продукции на любой вкус;
  • постоянное увеличение доли рынка и его развитие, повышение разнообразия ассортимента при неизменном соблюдении высокого уровня качества;
  • создание благоприятной корпоративной культуры и социального климата в коллективе;
  • постоянное материальное стимулирование персонала
  • создание имиджа социально-значимой организации и любимой потребителями марки.

 

Дерево целей для ООО «Снэк-С»

 

Таблица 2.1. Дерево целей организации.

Цели

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень (задачи)

Завоевание лидирующей позиции на региональном рынке

  1. достижение высочайшего качества изготавливаемой продукции.

-непрерывный контроль качества  изготавливаемой продукции на  всех стадиях производства;

-контроль санитарно-гигиенических  условий на производстве;

-контроль над работой производственного  персонала и выполнением им  санитарно-гигиенических требований;

  • своевременная диагностика и наладка оборудования, своевременное обслуживание рабочих мест на производстве;
  • контроль за правильностью хранения изготовленной продукции;
  • своевременная разработка предложений по совершенствованию применяемого технологического процесса .
  • качественный и своевременный подбор поставщиков высококачественного сырья по допустимым ценам;
  • своевременное заключение договоров поставки на выгодных условиях;
  • контроль качества поступающего сырья.

2. создание узнаваемости новой  товарной марки.

  • проведение глубоких маркетинговых исследований с максимально возможно низкими расходами с целью выявления предпочтений потребителя;
  • составление типов начинок исходя из предпочтений потребителя;
  • своевременное выявление изменений в структуре потребительской аудитории и разработка рекомендаций по изменению продукции, если они необходимы;
  • своевременное предоставление маркетинговой информации специалистам по рекламе.
  • проведения рекламных акций, соответствующих маркетинговой стратегии предприятия с максимально возможными низкими расходами.

3. завоевание приверженности потребителя

  • наладить сотрудничество с местными властями, СМИ, участвовать в общественных событиях для создания имиджа общественно-значимой организации.
  • проведение рекламных акций, направленных на напоминание потребителям о торговой марке, об изменениях и новых отличительных чертах; создание имиджа «традиционной, местной» марки.

Максимизация прибыли

  1. постоянное увеличение объема продаж.
  • постоянный поиск новых покупателей и рынков сбыта;
  • своевременное заключение договоров с покупателями на взаимовыгодных условиях;
  • разработка гибких условий для постоянных и новых выгодных покупателей, налаживание долгосрочного сотрудничества;
  • своевременное урегулирование всех спорных вопросов с покупателями.

2. постепенное снижение затрат  на сырье

  • работа с поставщиками в направлении снижения цен на сырье в связи с увеличением объема закупок и на основе долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

3. организация бесперебойного производства

  • контроль за рациональным использованием производственных мощностей, своевременное предоставление этих сведений финансовому отделу;
  • своевременная диагностика и ремонт оборудования, обслуживание рабочих мест;
  • своевременная разработка планов-графиков на производство продукции и технологических карт;
  • своевременная разработка сменных графиков для персонала для обеспечения занятости всех рабочих мест;
  • своевременное предупреждение служб технического обеспечения об объемах необходимого сырья и планах производства;
  • налаживание тесного контакта с ОМТС.
  • своевременное снабжение в нужном количестве и ассортименте сырьем производства;
  • налаживание тесного контакта с производственным отделом;
  • создание необходимого и достаточного резерва сырья на случай сбоя в поставках..

4.снижение нерациональных расходов

  • своевременное выявление нерациональных расходов;
  • своевременное выявление скрытых возможностей предприятия;
  • непрерывный анализ рациональности хозяйственной деятельности;
  • разработка рекомендаций для соответствующих служб для повышения рациональности ведения хозяйственной деятельности.

Расширение деятельности организации

  1. постепенное продвижение на другие рынки Сибирского региона
  • поэтапная разработка и реализация стратегии выхода на другие рынки региона, расширение сети продаж;
  • поиск новых покупателей за пределами г. Новосибирска.
  • поиск ресурсов для освоения новых рынков;
  • постоянное повышение рентабельности производства и продаж.
  1. расширение ассортиментной линейки
  • своевременное выявление потребности потребителей в расширении ассортимента, желаемый ассортимент
  • поиск поставщиков сырья для производства новых начинок;
  • обеспечение производства новым оборудованием, необходимым для производства и хранения нового сырья и новых начинок.
  • разработка технологических процессов для производства блинчиков с новой начинкой;
  • внедрение в производство нового оборудования;
  • обучение персонала работе с новым оборудованием.

 

3. анализ  внешней и внутренней среды ООО «СНЭК-С» с учетом его миссии и целей

 

3.1. Теоретическая  часть

PEST Анализ это инструмент, предназначенный  для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Основные положения PEST Анализа: Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее. PEST Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

 

 

 «Профиль  среды»

Для анализа среды может применяться метод составления ее профиля, в частности, для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.

Данный метод состоит в следующем: в таблицу профиля среды вписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов дается оценка на основе экспертного подхода (см. табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Профиль среды.

Фактор среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=А´В´С

1.

       

       

 

Оценки определяются следующим образом:

  • важность для отрасли: 3 – сильная, 2 – умеренная, 1 – слабая;
  • влияние на организацию: 3 – значительное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – отсутствует;
  • направленность: +1 – позитивная, -1 – негативная.

Информация о работе Системный подход в управлении