Системный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое и практическое изучение основ менеджмента.
Объектом исследования данной работы является ООО «Снэк-С».
В ходе данной работы поставлены следующие задачи:
- Изучить системный подход в управлении;
- Рассмотреть целеполагание в управлении;
- Провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- Выявить природу и состав функций менеджмента;
- Рассмотреть организационную структуру управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 4
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ 18
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «СНЭК-С» С УЧЕТОМ ЕГО МИССИИ И ЦЕЛЕЙ 26
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 26
3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 30
4. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 33
4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
4.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 38
5.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 38
5.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента, курсовик.docx

— 93.42 Кб (Скачать)

а) технические – решают задачи по программам, составленным человеком, однако человек не является элементом таких систем. Элементы технических систем – это физические элементы, каждый из которых решает свои задачи.

б) технологические – представляют собой набор правил, норм, определяющих последовательность операций в процессе производства. Технологическая система обеспечивает требуемые свойства и качества изготовляемому продукту или процессу.

в) экономические – представляют собой множество экономических процессов и связей всех сторон производства. Основными элементами экономической системы являются: трудовые ресурсы, материальные, финансовые, информационные ресурсы. Характер связей между отдельными элементами экономической системы определяется процессами производства, обмена, распределения и потребления, которые, в свою очередь, зависят от типа производственных отношений.

В широком смысле экономическая система понимается как система общественного производства, т. е. как совокупность производительных сил и производственных отношений.

В узком смысле слова под экономической системой подразумевается система производственных отношений в процессе производства.

г) социальные – представляют собой совокупность мероприятий, направленных на социальное развитие коллектива. К таким мероприятиям относятся: улучшение социально-экономических и производственных условий труда, повышение образовательного и культурно-технического уровня работников, усиление охраны окружающей среды, совершенствование системы подбора и расстановки кадров и т. д. 
д) организационные – представляют собой комплекс элементов (подсистем). Они обеспечивают взаимодействие технических, технологических, экономических и социальных подсистем, включая информационное, математическое, программное, лингвистическое, правовое, кадровое и др. обеспечения.

Любая организация является организационной системой.

2. Закрытые системы – характеризуются  главным образом внутренними  связями и создаются людьми  или компаниями для удовлетворения  потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей (профсоюзы, политические партии, масонские общества). 
Открытые системы – характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее (коммерческие фирмы, СМИ, органы местной власти). Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Все организации являются открытыми системами, выживание любой организации зависит от внешнего мира. Организация получает отокружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы, в процессе преобразования организация обрабатывает их, преобразуя в продукцию или услуги.

3. Детерминированные системы –  функционируют по заранее заданным  правилам с заранее определенным  результатом (система обучения студентов  в институте, система регистрации  обществ, и т. д.); 
Стохастические – характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации происходят помимо нашей воли, другие – из-за недостатка профессионализма персонала, третьи – из-за сложности задания или новизны информации (научно-исследовательские подразделения, игра в рулетку, и т. д.).

4. Жесткие системы – основаны  на высоком профессионализме  небольшой группы руководителей  и отлаженной технологии управления  и производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия (цех);

Мягкие системы – имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям и в этой связи – слабую устойчивость (система котировок ценных бумаг, коллектив творческих работников, ребенок в семье, новые организации.

5. Простые системы – характеризуются  малым числом внутренних связей  и легкостью описания. При выходе  из строя элементов она или  полностью теряет работоспособность, или продолжает заданные функции  в полном объеме;

Сложные системы – имеют разветвленную структуру, большое разнообразие связей и множество состояний работоспособности (все технические системы);

Очень сложные системы – имеют гораздо более сложную структуру, в отличие от сложных систем. К ним относят все технологические, экономические, социальные и организационные структуры.

С.Бир предложил классифицировать системы по двум основным показателям: сложности структуры и степени определенности функционирования.

По уровню иерархии системы классифицируются на: 
1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью. 
2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы (лежащие сегодня вне нашего сознания).

 

1.2. Практическая  часть

- описать осуществляемый на выбранном объекте производственный процесс, а также основные, вспомогательные и обслуживающие процессы

Производственный процесс на предприятии ООО «Снэк-С» представлен в табл. 1.1

 

 

Таблица 1.1.  Производственный процесс на ООО «Снэк-С».

 

Производственные процессы

основные

вспомогательные

обслуживающие

1

Изготовление начинок для снэков

Хранение продукции и заготовок

Уборка помещений

Производится в отдельном цехе изготовления начинок по собственным рецептам (но некоторые начинки закупаются в готовом виде, например, джемы, сгущенное молоко)

На предприятии есть отдельный цех хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, поскольку правильные условия хранения продуктов питания и продуктов быстрой заморозки имеют большую важность, требуют специализированного оборудования.

Для предприятий, производящих продукты питания, этот вид обслуживающих процессов очень важно, поскольку в этой отрасли ужесточен санитарный контроль

2

Изготовление тестовых полос и заворачивание снэков

Транспортировка готовой продукции

Техническое обслуживание оборудования

Производится на специальном оборудовании в отдельном цехе, контроль за данным процессом осуществляют операторы блинных автоматов.

Транспортировка также требует особых условий (низкой температуры) и специального оборудования. На предприятии есть небольшой парк необходимых транспортных средств (низкотемпературных рефрижераторов), доставка покупателям (в супермаркеты и магазины) осуществляется предприятием-производителем.

Этот  процесс является обязательным для любого производственного предприятия.


 

 

 

 

 

 

 

 

  • представить экономический объект в виде системы как совокупности составляющих ее подсистем (1 уровень). Далее в каждой подсистеме выделить элементы (II уровень), образующие данные подсистемы. Указать связи между элементами на каждом из рассматриваемых уровнях.  Представить экономический объект в виде гомогенной и гетерогенной системы;

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1. Экономический объект как система (1 уровень).

 

Таблица 1.2. Гомогенные и гетерогенные элементы системы.

 

 

 

 

 

Гомогенные элементы системы

Гетерогенные элементы системы

  • оборудование (блинные автоматы одинаковой модификации);
  • младший обслуживающий персонал;
  • транспортное оборудование;
  • специалисты ОМТС.
  • поставщики;
  • покупатели;
  • менеджмент компании;
  • руководители отделов;
  • оборудование (различные виды оборудования для изготовления начинок);
  • специалисты по маркетингу и сбыту.

 

Исследуемая организация представлена как гомогенная и гетерогенная система на рис. 2 и 3.

 

Рисунок 1.2. ООО «Снэк-С» как гомогенная система.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Данная система является:

  • сложной, так как состоит из достаточно большого числа элементов, которые между собой связаны многочисленными связями;
  • детерминированной, поскольку в большинстве случаев элементы системы взаимодействую четко определенным образом (регламентированным приказами руководства, законами внешней среды, внутренними распорядком, должностными инструкциями и т.п.);
  • открытой, потому что достаточно активно взаимодействует с внешней средой, и зависит от нее (поставки сырья и продажа готовой продукции производятся из и во внешнюю среду);
  • динамической, поскольку каждая коммерческая организация стремится к увеличению собственной прибыли и захвату новых рынков, что реализуется через принцип стратегического развития;
  • система состоит как из гомогенных, так и гетерогенных элементов;
  • хорошо организованная система, так как поддается определению элементов, их взаимосвязей между собой и целями системы.

Внешняя среда описываемой организации является сложной, прежде всего, потому что характеризуется высокой степенью конкуренции. Во- вторых, высокой степенью неопределенности, которая объясняется нестабильным экономическим положением в стране.

Факторами прямого воздействия внешней среды являются поставщики и покупатели (оптовые и розничные торговые предприятия). Факторами косвенного воздействия являются экономические, политические, социальные и культурные процессы в стране, а также конечные потребители продукции.

Анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды представлен в таблице 1.3

 

Таблица 1.3. Анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды.

факторы

последствия

внутренние

Устаревание оборудования

Повышение расходов на эксплуатацию – повышение себестоимости продукции – снижение прибыли и рентабельности – замедление темпов развития предприятия – уменьшение выпуска – потеря доли рынка

Появление нового высококвалифицированного технолога

Улучшение качества и вкусовых свойств продукции – завоевание предпочтений потребителей – увеличение доли рынка – увеличение прибыли – реинвестирование прибыли в расширение производства – расширение производства – незначительное снижение качества продукции

внешние

Появление новой марки блинчиков с более низкой ценой

Понижение спроса на продукцию предприятия – сокращение выпуска – сокращение численности работников – снижение прибыли и доли рынка – повышение качества выпускаемого продукта с целью возвращения потерянной доли рынка – повышение качества жизни потребителей за счет появления а) более дешевого продукта конкурентов; б) более качественного продукта старой марки.

Существенное повышение цен на мясопродукты

Повышение цен на блинчики с мясной начинкой – понижение спроса – использование в качестве заменителя соевого наполнителя – понижение спроса на продукцию у всех производителей – понижение емкости рынка продукции быстрой заморозки – понижение прибыли предприятий-производителей


 

 

2. целеполагание  в управлении

 

2.1. Теоретическая  часть

Определение понятий «миссия», «цель», «задача»

Формулирование целевой функции начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов деятельности и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности предприятия при анализе альтернатив развития.

В миссии обычно детализируются статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Миссия организации должна быть вне ее.

Информация о работе Системный подход в управлении