Системный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое и практическое изучение основ менеджмента.
Объектом исследования данной работы является ООО «Снэк-С».
В ходе данной работы поставлены следующие задачи:
- Изучить системный подход в управлении;
- Рассмотреть целеполагание в управлении;
- Провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- Выявить природу и состав функций менеджмента;
- Рассмотреть организационную структуру управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 4
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ 18
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «СНЭК-С» С УЧЕТОМ ЕГО МИССИИ И ЦЕЛЕЙ 26
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 26
3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 30
4. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 33
4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
4.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 38
5.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 38
5.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента, курсовик.docx

— 93.42 Кб (Скачать)

По интегральной оценке D (степень важности) руководство делает выводы о том, какие из факторов среды имеют более важное значение для организации.

Суть метода 5´5

Данный метод был предложен в 1984г. А.Х. Месконом и включает пять вопросов о факторах внешней среды:

  1. назовите любые пять факторов внешней среды организации;
  2. какие пять факторов внешней среды представляют наибольшую опасность для организации?
  3. какие пять факторов из планов конкурентов организации известны?
  4. если организация определила направление стратегии, какие пять факторов внешней среды являются наиболее важными для достижения целей?
  5. Выделите пять внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли стать благоприятными для организации.

Для того, чтобы дать достоверные ответы на каждый из пяти вопросов, необходимо собрать уже существующую информацию о среде организации и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.

SNW-анализ это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон организации (SWOT-анализа).

Аббревиатура SNW происходит от англоязычных слов: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). 
SNW-анализ в отличие от SWOT-анализа предлагает также среднерыночное состояние (N). Основной причиной добавления нейтральной стороны является то, что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному в состоянии SСуть SWOT-анализа

Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и yгpoзы) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды. Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями. Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции.

Снaчaлa, c yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции, в кoтopoй нaxoдитcя opгaнизaция, cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй.

Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий вид.

Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы.

Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции. В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ", cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe. Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти. Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ", тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз. Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy.

 

3.2. Практическая  часть

PEST-анализ для ООО «Снэк-С»

Таблица 3.2. PEST-АНАЛИЗ.

Политика

Экономика

  • Государственное регулирование цен на продукцию
  • Регулирование санитарно-гигиенических норм
  • Повышение цен на мясопродукты
  • Высокий уровень конкуренции в отрасли
  • Большие затраты на маркетинг и сырье ведут к снижению рентабельности
  • Зависимость от каналов сбыта
  • Социум
  • Технологии
  • Рост покупательской способности населения
  • Повышение уровня жизни и повышение качества жизни
  • Изменение в структуре потребления продуктов питания, связанное с меняющимся стилем жизни большей части населения городов
  • Сложность технологии производства
  • Изменения в информационных технологиях, технологиях маркетинга и рекламы, их дороговизна

 

Модель М. Портера

Конкуренты:

На рынке продуктов питания всегда будет высокий уровень конкуренции.

Конкуренция внутри отрасли имеет важное значение для компании, поскольку от преимуществ в конкурентной борьбе зависит жизнеспособность организации

Товары-заментители:

Товарами-заменителями являются продукты быстрой заморозки и быстрого приготовления: пицца, замороженные блинчики, полуфабрикаты готовых блюд и т.п.

Угроза со стороны товаров-заментилей может иметь значительное влияние для предприятия в будущем, поскольку предпочтения потребителей постепенно меняются, и в настоящее время наблюдается быстрой рост сектора быстрозамороженных овощей (которые сейчас пользуются спросом в нашей стране).

Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли:

Отрасль имеет достаточно большие входные барьеры и уже имеющуюся жесткую конкуренцию,но возможно и появление новых производителей-конкурентов.

Поставщики:

Рынок с/х продукции в нашем регионе достаточно широкий, поэтому и поставщиков достаточно много.

Потребители:

В основном предприятие ориентировано на семьи со средним достатком, широкий круг потребителей, жители больших и средних городов, которые заботятся о собственном здоровье и рационе питания, которые не равнодушны к качеству собственного питания и которым интересно, кто, как и из каких продуктов производит питание для них. Потребители имеют возможность влиять на деятельность предприятия, поскольку от их предпочтений зависит спрос, и предприятию необходимо прикладывать значительные усилия для того, чтобы завоевать предпочтения и приверженность потребителей.

SWOT-анализ для ООО «Снэк-С»

Таблица 3.3. SWOT-анализ.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. близость к рынкам сбыта и сырья;
  2. высокое качество производимого продукта;
  3. отсутствие добавок и заменителей в составе компонентов;
  4. новое, высокопроизводительное оборудование;
  5. максимизация прибыли за счет больших объемов продаж.
  1. сильная конкуренция со стороны сильных столичных компаний;
  2. не налаженные каналы дистрибуции и реализации;
  3. высокие издержки производства;
  4. дороговизна оборудования
  5. высокие затраты на маркетинг.

Возможности

Угрозы

  1. возможность завоевать любовь потребителей как регионального производителя;
  2. возможность наладить выгодное сотрудничество с региональными производителями сельскохозяйственной продукции.
  1. возможное резкое снижение уровня благосостояния общества, вследствие внешнеэкономических факторов, приведет к уменьшению аудитории потенциальных потребителей выпускаемой продукции;
  2. вероятное дальнейшее повышение цены на мясопродукты – основной сырьевой ресурс.

 

 

4. природа  и состав функций менеджмента

 

4.1. Теоретическая  часть

 

Функции управления - назначение и виды управленческой деятельности.

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

1. Общие  функции управления являются  обязательными для успешной работы  любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:

  • на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;
  • определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;
  • исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;
  • для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;
  • производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;
  • планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

2. Конкретные  функции управления(специфические) определяются объектом управления.

К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

  • планирование (используемый ресурс - время);
  • маркетинг (используемый ресурс - потребитель);
  • предпринимательство (используемый ресурс бизнес);
  • финансы (используемый ресурс - деньги);
  • организация (используемый ресурс - люди);
  • производство (используемый ресурс - технологии);
  • инновация (используемый ресурс - идеи);
  • информация (используемый ресурс - данные);
  • социальное развитие (используемый ресурс культура).

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

На основе содержания, процесса и структуры функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции.

Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

 

4.2. Практическая  часть

Содержание общих функций управления для ООО «Снэк-С» представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Содержание общих функций управления ООО «Снэк-С».

Функции управления

Задачи

Контроль

Разработка нормативов оборотных средств, контроль финансовых потоков, управление инвестициями и расчетами

Управление ликвидностью и движением денежными средствами.

Организация учета хозяйственной деятельности предприятия; контроль за сохранностью материальных ценностей предприятия.

Контроль за выполнением, планов, норм, распоряжений, приказов руководства и т.п.

Организация

Совершенствование технологической оснащенности производства, замена оборудования, модернизация производства;.

Снабжение производства сырьем, необходимым оборудованием, инструментом, вспомогательными материалами ГСМ и т.п. своевременный ремонт, наладка, замена оборудования.

Мотивация

Создание и развитие корпоративной культуры на предприятии, разработка схем нематериального стимулирования и мотивации персонала, решение конфликтных ситуаций в коллективе и других ткущих вопросов, связанных с «человеческим ресурсом организации». Организация нормирования труда, разработка систем оплаты труда, тарифные сетки, схемы премирования. Обеспечение охраны труда на предприятии.

Регулирование

Проведение маркетинговых исследований, разработка различных систем стимулирования сбыта, разработка маркетинговой стратегии предприятия

Планирование

Анализ экономической деятельности

Разработка путей рационализации финансовой деятельности.

 Планирование объемов производства, расходования материальных ресурсов  и реализации.

 Анализ экономического состояния  внешней среды, рынков сбыта, отрасли, разработка прогнозов экономического  состояния предприятия.

Разработка мероприятий по предупреждению кризисных состояний, антикризисное управление.

Информация о работе Системный подход в управлении