Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:55, реферат
Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний.
По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.
Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении 4
1. Понятие системного подхода 4
2. Системный подход и «дерево целей» 9
Глава 2. Системный подход в управлении предприятием на примере медицинского центра «Здоровье» 15
Заключение 23
Литература 25
Содержание
Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении 4
1. Понятие системного подхода 4
2. Системный подход и «дерево целей» 9
Заключение 23
Литература 25
ВВЕДЕНИЕ
Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний.
По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.
Для
обобщения дисциплин, связанных
с исследованием и
В настоящее время под системным подходом понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Соответственно, суть системного подхода в теории организации заключается в представлении об организации как о системе.
Цель курсовой работы – освоить сущность и содержание системного подхода, анализа и синтеза систем управления. Т.к. суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и проанализировать предприятие извне, как единое целое.
Основные задачи:
1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ
1.1. Понятие системного подхода
Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации.
Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая
система имеет жесткие
Открытая
система характеризуется
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Предприятие как открытая система строит свое функционирование в существенной (хотя и не однозначной) связи с внешней средой. Отсюда одной из центральных задач управления предприятием является задача позиционирования во внешней среде, в частности отыскание оптимального положения в сети ресурсных потоков. Это связано с тем, что часть параметров бизнес-процессов (например, такие экзогенные величины как объем реализации продукции, ставки налогов, тарифы на энергоносители, рыночные цены, курсы валют и др.) формируется во внешней среде предприятия, что может быть интерпретировано как проявление возмущающих или ограничивающих факторов. [12,С.4]
Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Однако теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой (Приложение 1).
Одним из направлений изучения внутреннего содержания организации является системный подход. Метод исследования объектов, которые мы определяем как системы, заключается не в наборе определенных процедур, а в подходе, который многие называют системным мышлением, или системным подходом. Анализируя возникающую проблему, руководитель компании выделяет для себя некоторую целостность – систему, предназначенную для решения этой проблемы, при этом речь идет о комплексе взаимосвязанных управленческих, информационных и коммуникационных процессов.
Системный подход – это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого – служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта. Термин «системный подход» используется с целью подчеркнуть необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, для того чтобы выявить новые свойства, лучше определить взаимоотношения объекта с внешней средой, другими объектами. [13,С.2]
Системный подход как метод исходит из того положения, что любая организация рассматривает процесс как сложное целое, как совокупность взаимосвязанных частей – функционирующих элементов, составляющих определенную систему. Основными свойствами любой системы являются измеримость и эффективность. При этом измеримость – это способность системы измерять свои характеристики, а эффективность – это возможность решить проблему с помощью данной системы. Системное мышление предполагает, что рост понимания достигается путем расширения исследуемой системы, а не разложением ее на отдельные элементы. Понимание частей происходит из понимания целого, а не наоборот, как при получении знания. Из этого следует вывод, что при изучении систем недостаточно знать, как функционирует система, а необходимо понимать, почему она функционирует именно таким образом.
Подход к управлению с точки зрения теории систем позволяет дать характеристику принципиальной модели предприятия и рассматривает предприятия как целеориентированный центр действий, где люди (кадровый потенциал) ставят определенные цели и производят для их достижения действия с объектами, используя для этого имеющийся материальный потенциал. Согласно этим теоретическим положениям формируются более мелкие комплексы (подсистемы) – системы планирования и блоки интегрированных планово-контрольных расчетов.
Причем система планирования и организационная система должны соответствовать одна другой. С точки зрения системного подхода организация предприятия представляет собой долговременную целеориентированную структуру потенциала и действий, которые в значительной степени обусловливают систему планирования и контроля на предприятии. [5,С.152]
Система связей между элементами называется структурой системы. Если рассматривать систему как некую сеть, то в каждый конкретный момент элементы представляют собой узлы, а связи – соединительные нити этой сети.
Аппарат
управления современным промышленным
предприятием также целесообразно
рассматривать с позиций
Для оценки эффективности аппарата управления и его организационной структуры мы предлагаем использовать следующие три группы показателей.
При
оценках эффективности на основе
показателей, характеризующих конечные
результаты деятельности организации,
в качестве эффекта, обусловленного
функционированием или
В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещении, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.
К
ним относятся структура
Системный подход, диаметрально противоположен командному стилю управления (Приложение 2).
Внедрение системного подхода к управлению предприятием неизбежно влечет за собой кардинальные перемены в работе, заставляя менеджеров совершенно по-иному планировать производственные процессы и управлять ими. Системный подход требует, чтобы планирование работ основывалось на требованиях потребителей, а не на принятой в организации иерархии функциональных подразделений. Работа в соответствии с запросами потребителей позволяет исключать любые непроизводительные расходы, обусловленные неверной организацией труда в компании.
Устранение этих расходов повышает производительность, сокращает затраты и создает предпосылки для дальнейшего развития предприятия. При этом меняются как роли самих менеджеров, так и применяемые ими показатели для оценки работы подчиненных. Вместо того чтобы распоряжаться людьми и бюджетными средствами, они становятся составными частями производственных систем. При этом менеджеры разных подразделений начинают использовать в своей работе различные показатели в зависимости от целей, возможностей, изменчивости производственных процессов и от предъявляемых к ним требований.
Системный подход также повышает адаптивные способности организации. По мере изменения предъявляемых требований исполнители сами меняют способы своей работы, что совершенно немыслимо при использовании командного стиля управления. Тем самым работникам отводится та роль, которая принадлежит им по праву, — они становятся душой организации.
Системный подход требует кардинальных изменений мышления менеджеров. Поэтому его внедрение возможно, только когда руководители сами видят все отрицательные последствия тех взглядов на проблемы управления, которых они придерживались ранее. Подобным переменам сложно или даже невозможно научить в классах или на собраниях. Менеджеры обязаны сами изменить свои взгляды, но прежде всего они должны быть подготовлены к тому, чтобы поставить под вопрос ту концепцию управления, которой они придерживались прежде.
1.2. Системный подход и «дерево целей»