Системный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:55, реферат

Краткое описание

Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний.
По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении 4
1. Понятие системного подхода 4
2. Системный подход и «дерево целей» 9
Глава 2. Системный подход в управлении предприятием на примере медицинского центра «Здоровье» 15
Заключение 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

Мед.центр.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    В управлении медицинского центра можно выделить три основные составляющие:

  1. Разработка представлений о конечных результатах деятельности и особенностях функционирования.
  2. Разработка технологии (плана) осуществления медико-производственных процессов (иными словами — представлений о способах достижения ожидаемых результатов).
  3. Обеспечение соответствия между теоретическими представлениями, с одной стороны, и реальными процессами и полученными результатами, с другой стороны.

    Рассмотрение медицинского центра как системы позволяет выявить причины проблем, пересмотреть функции, структуру и организацию ее деятельности, а главное, наметить пути решения управленческих задач. Особое же значение системный подход приобретает:

    • при разработке и реализации целевых комплексных программ по различным видам медицинской помощи (кардиологической, хирургической, гинекологической и т. д.);
    • в разработке и реализации долгосрочных прогнозов и планов их развития;
    • в оптимизации распределения ресурсов в городском масштабе;
    • в обеспечении более обоснованных управленческих решений;
    • в комплексной оценке популяционного здоровья;
    • в создании системы организационно-правовой документации.

    Важным  является также обеспечение преемственности  лечебно-профилактических мероприятий, их этапности и обоснованности. В системном анализе нуждаются также цели, задачи и объекты изучения в рамках социально-гигиенических и экономико-правовых исследований.

    Общие правила использования системного подхода к управлению медицинского центра можно сформулировать следующим образом.

    1. Упрощению структуры системы способствует сокращение числа уровней управления, количества связей между компонентами системы и параметров модели управления.

    Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро перестраиваться на решение новых задач охраны здоровья населения, предоставление новых услуг и товаров медицинского назначения.

    2. Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях системы не оказывали существенного влияния на ее функционирование. Субъекты управления индустрией здоровья должны делегировать часть своих полномочий объектам управления, предоставляя им максимально возможную свободу и самостоятельность.

    Количество  горизонтальных связей между компонентами системы одного уровня должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. С одной стороны, сокращение числа горизонтальных связей ведет к повышению устойчивости системы, что придает медико-производственной деятельности большую оперативность. С другой стороны, широта горизонтальных связей позволяет в полной мере реализовать неформальные отношения между компонентами системы, способствует распространению профессиональных знаний, обеспечивает координацию совместных действий компонентов одного уровня, направленных на достижение цели системы.

    3. Все процессы, происходящие в системе, а также вне ее пределов, непрерывны и взаимообусловлены. В силу множественности и сложности описания медико-социальных систем не нужно пытаться познать абсолютно все их свойства, оценить все их параметры. В каждом конкретном случае можно ограничиться набором самых существенных для системы показателей, распределив их по уровням иерархии.

    Если  в структуре системы центра «Здоровье» есть компоненты, не способствующие реализации ее главной цели (т. е. такие компоненты, без которых она и дальше могла бы успешно функционировать), то их следует, либо ликвидировать, либо перепрофилировать, переориентировав на выполнение других социально значимых функций в рамках системы, так и вне ее).

    Изучение  взаимодействия системы с окружающей средой надо проводить в следующей  последовательности:

  • построение «черного ящика»;
  • уточнение требований к параметрам «выхода» системы;
  • определение характера воздействия на систему факторов внешней среды;
  • формулирование требования к «входу» системы;
  • установление каналов обратной связи;
  • проектирование процесса в системе.

    Количество  связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным  для нормального функционирования системы. Чрезмерный рост числа связей усложняет управляемость системы, а их недостаточность негативно сказывается на качестве управления.

    Стратегия функционирования и развития системы  медицинского центра и ее компонентов  строиться на основе иерархического дерева целей с использованием соответствующих оптимизационных моделей.

    При построении дерева целей и в процессе оптимизации функционирования системы  и ее компонентов необходимо как  можно более активно искать и  эффективно использовать любые проявления мультипликативности их функциональных свойств. Все субъекты медико-производственной деятельности центра «Здоровье» должны ориентироваться на единственно возможный для них сегодня инновационный путь развития. Повышению обоснованности инвестиций способствует изучение доминантных и рецессивных признаков всех служб, звеньев и подразделений индустрии здоровья с целью выявления медико-производственных объектов, наиболее перспективных с точки зрения инвестирования.

    Медицинский центр «Здоровье» с самого своего основания начал использовать системный подход в управлении.

    В числе наиболее существенных результатов  внедрения системного подхода в  управлении можно назвать:

  • постоянное улучшение качества предоставляемых медицинских услуг и повышение удовлетворенности потребителей, то есть пациентов;
  • повышение результативности и эффективности деятельности при сокращении затрат на оказание медицинской помощи;
  • рост производственной и финансовой дисциплины;
  • увеличение заинтересованности персонала в качестве,  в том числе и через введение стимулирующих надбавок, а также создание такой атмосферы в коллективе, которая ориентирует персонал  на долгосрочную перспективу;
  • укрепление авторитета  медицинского учреждения у населения, а также в профессиональных кругах.

    Высокий результат медицинский центр «Здоровье» получает благодаря сотрудничеству с кандидатами и докторами медицинских наук, сотрудниками Ижевской государственной медицинской академии.

    При внедрении системного подхода, первое с чего начал медицинский центр  – это отработка должностных инструкций. Как оказалось, унифицированные инструкции не отражали особенностей «Здоровья», реалий и требований сегодняшнего дня.

    Затем для поддержки нормативных актов  были разработаны протоколы оказания медицинской помощи при различных  заболеваниях на  основе отраслевых и международных стандартов. Во всех подразделениях ежемесячно проводится экспертиза качества медицинской помощи и контроль качества работы всех категорий медицинского персонала – врачей, диагностических и вспомогательных кабинетов, среднего медицинского персонала с оценкой выполнения процедур и медицинских услуг.

    Отработаны  и утверждены схемы внутриведомственной  экспертной оценки качества медицинской  помощи для врачей, сестринского персонала, младшего медицинского персонала. Экспертиза качества медицинской помощи проводится по системе:

    Система для врачей:

    1. Оценка диагностического процесса.

    2. Оценка полноты и обоснованности  диагноза.

    3. Оценка лечения (медикаментозного  и инструментального).

    Система медицинских сестер:

    1. Оценка качества сестринского процесса.

    2. Оценка полноты выполнения санитарно-противоэпидемического  режима.

    3. Оценка удовлетворенности пациентов  сестринской помощью.

    Каждый  случай экспертной оценки вносится в  журнал. Проводится мониторинг, анализ выявленных случаев некачественного оказания медицинской помощи (нарушения медицинских технологий, дефектов оказания медицинской помощи) и их причин, разработка мероприятий по их предупреждению.

    Заведующими подразделений проводится ежеквартальный анализ качества лечебно-диагностического процесса по индикаторам качества результатов и процесса, составляется модель конечных результатов работы отделений. Информация представляется заместителю главного врача по медицинской части. Заместитель главного врача по медицинской части ежеквартально проводит анализ деятельности отделений по моделям конечных результатов и разрабатывает предложения главному врачу для принятия управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи.

    Проводится  обучение персонала по вопросам качества медицинской помощи, т.к. каждый сотрудник должен осознать необходимость учета и контроля качества медицинской помощи; понять, что экспертиза качества медицинской помощи – такая же неотъемлемая часть лечебно-диагностической работы, как выполнение тех или иных исследований. Это – своего рода стандарт работы центра «Здоровье».

    В рамках системного подхода систематизирован алгоритм взаимоотношений пациента и медицинских работников, предусмотрены  различные ситуации и четко обозначено их решение в условиях центра.

    Должностные инструкции, модели конечных результатов, технологические стандарты обеспечивают прозрачность оценки работы. Каждый сотрудник знает, что он обязан делать в системе управления качеством медицинской помощи, как подводятся итоги работы и как они оцениваются и вознаграждаются. Стимулирующие надбавки сотрудникам начисляются по итогам работы отделений, оценивающимся по моделям конечных результатов. Повышается роль среднего медицинского персонала, он вовлекается в активную работу по улучшению качества медицинской помощи; повышается статус медицинских сестер.

    В целях поддержания высоких позиций  на рынке «Здоровье» ежемесячно с помощью своего официального сайта проводит анкетирование населения, собирает отзывы по вопросам удовлетворенности качеством медицинской помощи. По результатам анализа проводит оперативные совещания, если выявляется закономерность, принимаются управленческие решения.

    Таким образом, повсеместное внедрение и  использование в практической работе медицинского центра «Здоровье» системного подхода к управлению  приводит к реальному повышению клинико-экономической эффективности лечебно-диагностического процесса; ведет к повышению доступности медицинского обслуживания, удовлетворенности пациентов.

    Медицинский центр планирует продолжать эту  деятельность, совершенствовать службу управления качеством медицинской помощи и занимать лидирующие позиции на рынке. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Значение  системного подхода заключается  в том, что менеджеры могут  проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

    Современный руководитель должен обладать системным  мышлением, так как:

  1. менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
  2. руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  3. менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным – общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
  4. системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Информация о работе Системный подход в управлении