Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:55, реферат
Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний.
По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.
Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении 4
1. Понятие системного подхода 4
2. Системный подход и «дерево целей» 9
Глава 2. Системный подход в управлении предприятием на примере медицинского центра «Здоровье» 15
Заключение 23
Литература 25
Мы
уже говорили о том, что суть системного
подхода состоит в том, что
предприятие рассматривается
Предприятие (с точки зрения системного подхода) – это система, состоящая из некоторым образом связанных и управляемых элементов, производящая определенный продукт и потребляющая ресурсы.
Система (предприятие) производит некий продукт (товары, услуги) и потребляет для производства некоторые продукты (товары, услуги и капитал); результатом работы системы является прибыль; управляющие связи системы осуществляет менеджмент.
Определим составляющие системы «предприятие».
Цель
системы – выживаемость и развитие.
Нередко происходит ошибочная подмена
целей системы целью
Угрозу для выживаемости предприятия представляют поставщики капитала: собственники и кредиторы, которые могут инициировать процедуру банкротства. Осуществление цели «выживаемость» для системы возможно при извлечении прибыли, достаточной для поддержания платежеспособности и не меньшей, чем альтернативная норма доходности.
Осуществление цели «развитие» для системы возможно, если поставщики капитала будут предоставлять необходимый для роста капитал.
Для предоставления капитала необходимо, чтобы ожидаемая долгосрочная прибыль превышала норму альтернативной доходности. Соответственно, цель собственника и средства достижения целей системы «предприятия» совпадают.
Ценность ожидаемой долгосрочной прибыли определяется процедурой дисконтирования, то есть в первом приближении соответствует стоимости бизнеса. Таким образом, система «предприятие» потенциально стремится к максимизации своей стоимости.
Целевая
функция системы – это средство
реализации цели собственника (для
этого оно и создается и
эксплуатируется собственником)
Элементы системы – это активы, пассивы и сотрудники предприятия. Активы – все активы предприятия (за исключением goodwill); они отражают материальное и нематериальное имущество, непосредственно участвующее в производстве. Пассивы отражают источники формирования активов, то есть тот капитал, который потребляет предприятие, и права владения предприятием и/или его активами поставщиками капитала. Сотрудники – это коллектив предприятия с его знаниями и опытом, а также сложившийся корпоративный дух.
Управляющие связи элементов системы – функции, которые выполняет менеджмент предприятия для достижения поставленной цели.
Производимый продукт – товары или услуги, которые производит предприятие для последующей продажи.
Потребляемые
продукты – товары и услуги, которые
потребляет предприятие в качестве
составных элементов для
Определив таким образом предприятие как систему, необходимо проанализировать следующее понятие системного подхода – системный эффект.
Системный
эффект отражает качество работы системы
в целом, то есть эффективность использования
элементов системы и
Таким образом, системный эффект предприятия – это разница между доходной стоимостью бизнеса и стоимостью его элементов (ликвидационной стоимостью). Этот показатель соответствует понятию goodwill.
SE1=PV + LV, где:
Системный эффект предприятия может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная величина отражает экономическое устаревание системы, иначе говоря – ее неэффективность.
Для того чтобы понять как происходит системный подход в бизнесе более подробно разберем термин «дерево целей».
«Дерево целей» – это сленговое название диаграммы стратегических целей (Objective diagram). В свою очередь термин «диаграмма стратегических целей» пришел в практику российского менеджмента из концепции стратегического управления Balanced Score Card и методологии моделирования в ARIS.
Апологеты высшего технического образования с гордостью заявят, что стратегическим управлением могут заниматься только они, т.к. способность к системному мышлению и применению системного подхода ярко выражены только у обладателей диплома с записью инженер.
Однако пользователями системного подхода в управлении в большей степени являются счастливые обладатели экономического образования, которые не без успеха руководят отечественными компаниями. Конечно, среди них встречаются люди мыслящие алогично, бессистемно и не умеющие просто выразить свои мысли, но такие индивидуумы имеют место быть и среди инженеров.
Возвращаясь к теме, можно сделать умозаключение, что реализация стратегии – это совокупность мероприятий и бизнес-процессов, направленных и реализующихся для установления требуемых значений показателей, характеризующих реализацию стратегии. Совокупность, в данном случае, это и есть система, элементы которой взаимозависимы.
Именно «дерево целей» предлагает возможность наглядно представить стратегию предприятия и взаимосвязь элементов системы стратегического управления – стратегических целей (Приложение 3)
Очевидно, что чем больше целей, тем сложнее система и больше переменных которые необходимо изменить так, чтобы показатели характеризующую цель нулевого уровня стали достижимы. По сути, достижение стратегических целей можно свести к системе уравнений. Однако решить и даже сформировать такую систему очень не просто или не возможно. Это не Госплан, конечно, но и не система из двух уравнений с двумя неизвестными.
Приведем пример дерева целей и некоторые характеристики систем менеджмента.
Элемент
дерева целей генерирующего
Уровней дерева целей: 6.
Всего целей: 65.
Процессов верхнего уровня: 37.
Уровней процессной составляющей системы: 4.
Таким образом «дерево целей» – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.
Метод дерева целей (рис.2) ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.
Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
Системный подход может осуществляться в различных сферах деятельности. В управлении он может применяться в таких направлениях как, управление:
ООО Медицинский центр «Здоровье» – одно из старейших частных медицинских учреждений города Ижевска (на рынке медицинских услуг с декабря 2008 года).
Медицинский центр «Здоровье» имеет собственный лабораторно-диагностический комплекс, также основанный в 2008 году.
Парк лабораторного оборудования соответствует мировым стандартам, позволяет выполнять широкий спектр лабораторных тестов и обеспечивать высокую производительность и скорость, а также диагностическую надежность исследований и достоверность получаемых результатов.
В апреле 2009 г. Медицинский центр «Здоровье» открыл двери центра профилактических осмотров. Располагая всеми необходимыми ресурсами для оказания медицинской помощи на высоком профессиональном уровне, Медицинский центр «Здоровье» предлагает полный перечень услуг по проведению профессиональных осмотров и предоставлению всех необходимых видов справок и медицинских заключений.
Таким образом, на сегодняшний день Медицинский центр «Здоровье» представлен пятью подразделениями, расположенными во всех районах города Ижевска, и обслуживающими более 10 000 пациентов ежемесячно.
В центре работают более 170 человек, в т.ч. 70 врачей, большинство из которых являются штатными сотрудниками. Консультативную помощь оказывают кандидаты и доктора медицинских наук, сотрудники Ижевской государственной медицинской академии.
ООО Медицинский центр «Здоровье» активно сотрудничает со страховыми компаниями, предоставляя пациентам возможность пользоваться услугами центра на основании договора добровольного медицинского страхования.
Учет всех процессов в Медицинском центре «Здоровье» ведется автоматизировано. Каждое рабочее место врача оснащено компьютером, подключенным в единую сеть, что дает возможность формировать единую базу пациентов, а также оперативно получать всю необходимую информацию.
В медицинском центре «Здоровье» при системном подходе процесс оказания медицинской помощи рассматривается как открытая динамическая система, состоящая из взаимосвязанных частей (подсистем), оказывающих влияние на вышестоящую систему, и сами подверженные ее влиянию. Если часть системы функционирует неэффективно, то это оказывает негативное влияние не только на деятельность системы в целом, но и на составляющие ее части, что может еще больше усугубить ситуацию. Значимость отдельных частей системы различна. Улучшение работы ее критических составляющих (узких мест), часто не требующее значительных ресурсов, может значительно повысить ее эффективность в целом.
Процесс оказания медицинской помощи состоит из взаимодействия внешних систем и внутренних подсистем. Следовательно, ее результат определяется множеством внешних и внутренних взаимосвязанных процессов. Именно поэтому эффективное управление возможно только на основе системного подхода.
Система не является простой суммой свойств входящих в нее частей, а обладает новыми системными качествами. При системном подходе вначале определяется вышестоящая система, изучаются ее свойства и закономерности развития, и только потом переходят к анализу нижестоящей системы (подсистемы) с учетом влияния вышестоящей.