Системный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

В заключение хотелось бы отметить, что системный подход включает большой объем вопросов, каждый из которых многогранен, интересен и достоин отдельного изучения. Но в рамках своей работы я постараюсь наиболее полно осветить основные принципы и положения данного научного направления.

Оглавление

Введение …………………………………………...……………………. . 2

Часть I. Системный подход …………………………………………… .4

1.Понятие системы и её разновидности……...……………….……. 4

2.Основы системного подхода, используемые в менеджменте……9

Часть II. Характеристика организации с точки зрения системного

подхода……………………………………………………………………18

Заключение......………………..…………………………………………19

Список использованной литературы…………………………..…….21

Файлы: 1 файл

Курсовая сист подх в упр.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

   

Содержание

     Введение …………………………………………...……………………. . 2

     Часть I. Системный подход …………………………………………… .4

            1.Понятие системы и её разновидности……...……………….……. 4

            2.Основы системного подхода, используемые в менеджменте……9

     Часть II. Характеристика организации с точки зрения системного                                          

     подхода……………………………………………………………………18

     Заключение......………………..…………………………………………19

     Список  использованной литературы…………………………..…….21  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 

      
       
 
 
 
 

     Введение       

     В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать  организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная  теория развития" (1929). В этой книге  он разработал системный подход к  изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.     

       Впоследствии, благодаря трудам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей теорией систем направлений -- кибернетика, синергетика, теория самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.     

     Постепенно  с развитием товарно-денежных отношений  развивался и бизнес. Во времена  рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания  натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

         Именно в это время и стали применяться научные теории менеджмента с непосредственной опорой на различные научные школы, одной из которых была школа управления. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению. Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. В своей работе я подробней остановлюсь на системном подходе.      

     В настоящее время процесс управление все большей степени несет  системный характер, управление любой  организации осуществляется как  воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании.

       Теория систем впервые была  применена в точных науках  и технике. Применение теории  систем в управлении в конце  50-х годов явилось важнейшим  вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор руководств либо принципов – это способ мышления по отношению к организации и управлению.

        Все организации являются социотехническими  открытыми системами. Выживание  любой организации зависит от  внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами управления, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.     

     системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.      

     В заключение хотелось бы отметить, что  системный подход включает большой  объем вопросов, каждый из которых многогранен, интересен и достоин отдельного изучения. Но в рамках своей работы я постараюсь наиболее полно осветить основные принципы и положения данного научного направления.   
      
 

     Часть I. Системный подход      

     1. Понятие системы и её разновидности.     

     В системном анализе исследования строятся на использовании категории  системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и  во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:     

     1. Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.      

     2. Поведение элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.      

     Таким образом, свойства, поведение или  состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или  состояния образующих ее элементов (подсистем). Система -- это целое, которое  нельзя понять путем анализа. Система -- это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.      

     Совокупность  свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое  свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической  закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов. Всякая система является развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем.      

     Основными частями ее являются вход, процесс, или операция, и выход.      

     У любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах, протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над  которым осуществляется некоторый  процесс, или операция. Вторым элементом  входа системы является внешняя (окружающая) среда. Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы, например различные инструкции, положения, приказы, то есть задает законы ее организации и функционирования, цели, ограничительные условия и др. Входы классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические, информационные или любая их комбинация.     

     Вторая  часть системы -- это операции, процессы или каналы, через которые проходят элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.      

     Третья  часть системы -- выход, являющийся продуктом или результатом ее деятельности. Система на своем выходе должна удовлетворять ряду критериев, важнейшие из которых -- стабильность и надежность. По выходу судят о степени достижения целей, поставленных перед системой.     

     В зависимости от своего происхождения выделяют естественные системы (например, климат, почва) и сделанные человеком.       

       По степени связи с внешней  средой системы классифицируют  на открытые и закрытые.      

     Открытые  системы -- это системы, которые обмениваются материально-информационными ресурсами или энергией с окружающей средой регулярным и понятным образом.      

     Противоположностью  открытым системам являются закрытые.      

     Закрытые  системы действуют с относительно небольшим обменом энергией или  материалами с окружающей средой, например химическая реакция, протекающая в герметически закрытом сосуде. В деловом мире закрытые системы практически отсутствуют и считается, что окружающая среда является главным фактором успехов и неудач деятельности различных организаций. Однако представителей различных школ управления первых 60 лет прошлого века, как правило, не волновали проблемы внешней среды, конкуренции и всего остального, что носит внешний для организации характер. Подход с точки зрения закрытой системы предполагал то, что следует делать, чтобы оптимизировать использование ресурсов, принимая во внимание только происходящее внутри организации.  

     По  типу составных частей, входящих в  систему, последние можно классифицировать на машинные (автомобиль, станок), по типу «человек -- машина» (самолет -- пилот) и по типу «человек--человек» (коллектив организации).       

     По  целевым признакам различают: одноцелевые  системы, то есть предназначенные для  решения одной единственной целевой  задачи и многоцелевые. Кроме того, можно выделить функциональные системы, обеспечивающие решение или рассмотрение отдельной стороны или аспекта задачи (планирование, снабжение и т. п.).          

     Хотя  основные положения системного анализа  являются общими для всех классов  систем, специфика их отдельных классов требует особого подхода при их анализе. Ярко выраженная специфика социально-экономических систем по отношению к биологическим и тем более техническим обусловлена в первую очередь тем, что неотъемлемой частью первых является человек. Поэтому применительно к этому классу систем анализ должен осуществляться с учетом потребностей, интересов и поведения человека.     

     Один  и тот же объект может иметь  множество разных систем. Если рассматривать  производственное предприятие как  совокупность машин, технологических процессов, материалов и изделий, которые обрабатываются на машинах, то предприятие представляется как технологическая система. Можно рассмотреть предприятие и с другой стороны: какие люди на нем работают, каково их отношение к производству, друг к другу и т. д. Тогда это же предприятие представляется в качестве социальной системы. Или же можно изучать предприятие с иной точки зрения: выяснить отношение руководителей и сотрудников предприятия к средствам производства, их участие в процессе труда и распределении его результатов, место данного предприятия в системе народного хозяйства и т. д. Здесь предприятие рассматривается как экономическая система.      

     Научно-техническая  революция вызвала возникновение  нового объекта исследований в области  управления, получившего название «большие системы».       

     Важнейшими  характерными чертами больших систем являются:      

     1. целенаправленность и управляемость системы, наличие у всей системы общей цели и назначения, задаваемых и корректируемых в системах более высоких уровней;      

     2. сложная иерархическая структура организации системы, предусматривающая сочетание централизованного управления с автономностью частей;      

      3. большой размер системы, то есть большое число частей и элементов, входов и выходов, разнообразие выполняемых функций и т. д.;     

     4. целостность и сложность поведения. Сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменными, включая петли обратной связи, приводят к тому, что изменение одной влечет изменение многих других переменных.      

       К большим системам относятся  крупные производственно-экономические  системы (например, холдинги), города, строительные и научно-исследовательские  комплексы.     

     Подавляющее число экономических и управленческих задач имеет такой характер, когда  уже заведомо можно сказать, что мы имеем дело с большими системами. Системный анализ предусматривает специальные приемы, с помощью которых большую систему, трудную для рассмотрения исследователем, можно было бы разделить на ряд малых взаимодействующих систем или подсистем. Таким образом, большой системой целесообразно назвать такую, которую невозможно исследовать иначе, как по подсистемам.     

     К числу понятий, на которых основаны важные принципы управления системами, относится понятие обратной связи. Именно оно способствовало установлению принципиальных аналогий между организацией управления в таких качественно различных системах, как машины, живые организмы и коллективы людей.     

     Обратная  связь означает соединение между  выходов и входом системы, осуществляемое либо непосредственно, либо через другие элементы системы                

     С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь  этот сигнал, содержащий информации о  работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.     

Информация о работе Системный подход в управлении