Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение системного и процессного подходов к управлению.
В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить сущность и историческое развитие теорий процессного и системного подходов к управлению.
Изучить возможности применения процессного и системного подходов к управлению в российской практике.
Объектом исследования является развитие концепций управления в историческом контексте.
Введение
1.Системный подход………………………….……………………………..6
1.1 Сущность системного подхода………………………………………..8
2.Процессный подход………………………………………………………14
1.Процессная система качества…………………………. …………16
Список литературы………………………………………………………………
ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
Управлению качеством
«Системный
и процессный
подходы к управлению
качеством»
Выполнил студент:
Жаркова Э. У.
3 курс
Шифр 7408266с
Группа 080502 СП
Проверила:
Муллатагирова
К.Ш.
Уфа 2011 год
Введение
1.1 Сущность системного подхода………………………………………..8
Список литературы…………………………………
Введение
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.
Вопрос о принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей античности. В частности, Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. В свою очередь Аристотель указывал на необходимость разработки “господской науки”, обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. При этом Аристотель замечал, что дело это довольно хлопотное, и поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.
Первый
переворот в теории и практике
управления связан с созданием и
использованием вычислительной техники.
В 1883 г. английский математик Ч. Бэббидж
разработал проект “аналитической машины”
– прообраз современной цифровой
вычислительной техники, с помощью
которой уже тогда
История
научной мысли показывает, что
теоретическое осмысление управленческих
процессов протекало
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления :
1. Подход с позиций выделения 4 различных школ. Здесь выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов.
2. Процессный подход.
3. Системный подход.
4. Ситуационный подход.
Приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – изучение системного и процессного подходов к управлению.
В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить сущность и историческое развитие теорий процессного и системного подходов к управлению.
Изучить возможности применения процессного и системного подходов к управлению в российской практике.
Объектом исследования является развитие концепций управления в историческом контексте.
Предмет исследования – понятия и эволюция теорий процессного и системного подходов к управлению.
В процессе работы изучались монографии, статистические и социологические материалы, публикации в прессе.
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем, чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по ходу дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей называется сбалансированной системой показателей.
В
общенаучном смысле системный подход
– это методология познания и
практики, в основе которой лежит
рассмотрение объектов как систем.
Традиционная парадигма исходила из
положения, что для изучения динамики
поведения любой сложной
Принцип
системного подхода тесно связан
с процессным подходом и с представлением
системы качества как совокупности
взаимосвязанных процессов. В любой
организации имеется ряд «
Системный подход ведет к пересмотру взглядов на менеджмент, предполагает командный подход к управлению, разрушающий барьеры между подразделениями. Он подразумевает постоянное улучшение системы через измерение и оценку, причем не только финансовых результатов.
Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой способствуют результативности и эффективности в достижении целей и задач организации.
Системный подход в организациях отрасли печати практически не реализован. Любую организацию (и саму отрасль) нельзя считать в полной мере системами, где обеспечена координация всех аспектов деятельности, стратегических целей и т. д.
1.1 Сущность
системного подхода
На практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:
формулировку задачи исследование;
выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;
установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;
определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;
разработка модели системы и проведение на ней исследований.
В
настоящее время много работ
посвящено системным
Сущность системного подхода многие авторы, пропагандирующие его полезность и необходимость, сводят к следующему:
формулирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением, особенно с принятием решений;
достижение поставленных целей при минимальных затратах посредством сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего выбора;
3)
количественная оценка (квантификация)
целей, методов и средств их
достижения, основанная не на
частичных критериях, а на
Наиболее широкая трактовка методологии системного подхода принадлежит профессору Людвигу Берталанфи, выдвинувшему еще в 1937 г. идею “общей теории систем”.
Предмет “общей теории систем” Берталанфи определяет как формирование и фиксацию общих принципов, которые действительны для систем вообще. “Следствием наличия общих свойств систем, - писал он, - является проявление структурных подобий, или изоморфизмов, в различных областях. Это соответствие вызвано тем обстоятельством, что данные единства можно в некоторых отношениях рассматривать как "системы", те комплексы элементов, находящихся во взаимодействии. Фактически аналогичные концепции, модели и законы часто обнаруживались в весьма далеких друг от друга областях, независимо и на основании совершенно различных фактов”
Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.
Задача анализа предполагает определения свойств системы по известной ей структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам.
Задачей синтеза является создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами, а задачей анализа - изучение свойств уже существующего образования.
Системный
анализ и синтез предполагает исследование
больших систем, сложных задач.Н.
Н. Моисеев отмечает: “Системный анализ...
требует анализа сложной
В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.
Например:
1)
разработать (общий план - задача
синтеза) космическую систему,
предназначенную для
2)
определить (общий план - задача анализа)
оперативность, наблюдение
Конкретность формулировки задачи во многом зависит от знаний исследователя и имеющейся информации. Меняется представление о системе и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между поставленной и решаемой задачей. Чтобы они были несущественными, формулировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Изменение в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.
Информация о работе Системный и процессный подходы к управлению качеством