Системный подход к управлению производительностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности системного подхода к управлению производительности предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить взаимосвязь системного подхода к управлению производительности предприятия с экономикой и менеджментом.
2.Описать историю становления системного подхода.
3.Проанализировать основные методы анализа и синтеза в исследовании.
4.Выяснить пути совершенствования системного подхода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1 ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА С ДРУГИМИ ФУНКЦИЯМИ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………...……...………….5
1.1.Системный подход в менеджменте организации……………………………...…5
1.2.Системный подход к экономике организации…………………..………………..9
1.3.Взаимосвязь с другими функциями организации………………………………12
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА…………………………………………………………………………….14
2.1.История становления и развития теории………………………………………...14
2.2. Современное видение системного подхода…………………………………….21
ГЛАВА 3 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………24
3.1.Системный подход к управлению производительностью предприятия………24
3.2.Принятие управленческих решений………………..……………………………29
3.3.Управление операциями предприятия……..……………………………………33
3.4.Производительность труда, как главный фактор эффективности производства…………………………………………..………………………………35
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………39
4.1. Совершенствование механизма управления предприятием…………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по менеджменту.docx

— 109.27 Кб (Скачать)

      Предложение  Богданова заключается в объединении  всех человеческих, биологических  и физических наук, рассмотрение  их как системы взаимоотношений,  и поиск организационных принципов,  лежащих в основе всех типов  систем. Также  заключается в  единстве строения и развития  самых различных систем («комплексов»  по его терминологии), независимо  от того конкретного материала   из которого они состоят. 

        Тектология   это     всеобъемлющая   наука    об    универсальных     типах     и 

закономерностях    структурного преобразования    любых   систем, общая теория

организации и дезорганизации.

        Когда  при исследовании управленческих  проблем стал применяться системный  подход, сформировалось направление  «эргология», изучающее организацию  человеческой деятельности. К группе  эргологических дисциплин относится  праксеология. Она была задумана  как теория совершенствования  практической деятельности и  представляет собой наиболее  общую практическую науку, рассматривающую  любую сферу деятельности человека  и общества с точки зрения  ее целесообразности и рациональности. Иногда практически отождествляется  с тектологией, поскольку, согласно  концепции Богданова, тектология  должна руководить действием,  а всякое действие, заключается  в каком-либо организационном  акте, в организации или разъединении  предметов, находящихся в сфере  действия [20,c.121].

       В конце  40-х годов большую популярность  приобретает общая теория систем, Людвига фон Берталанфи». Он  применял системный подход к  изучению биологических организмов. Он описывает происхождение общей  теории систем как результат  конфликта между механицизмом (мир  как физический механизм) и витализмом (наличие в организмах души).

       Общая   теории систем  у Л. Берталанфи  выступает в двух смыслах.  В широком это  как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая  всю совокупность проблем, связанных  с исследованием и конструированием  систем.                      В узком смысле это общая  теория систем стремящаяся вывести  из общего определения системы  как комплекса взаимодействующих  элементов понятия, относящиеся  к организованным целым (взаимодействие, сумма, централизация) и применяющая  их к анализу конкретных явлений.  Прикладная область общей теории  систем включает, согласно Берталанфи: системотехнику; исследование операций.

       Самым   значительным шагом в формировании  идей системного метода было  появление кибернетики как науки  об общих закономерностях процессов  управления и передачи информации в технических системах, живых организмах и обществе. В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления. Впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Позже алгоритмы стали применяться в других различных областях.

        Теория  функциональных систем разработанная  П.К. Анохиным, рассматривающая деятельность  организма в целом, как единую  систему.                       Согласно теории функциональных  систем центральным системообразующим  фактором каждой функциональной  системы является результат ее  деятельности. Анализ истинных закономерностей  функционирования раскрывает   механизм «содействия» компонентов  целого, чем их «взаимодействие», то есть система обладает эмерджентностью  [22,с.78].

       Базируясь  на названных четырех относительно  независимых исторических источниках, системные исследования в XX веке  прошли определенный путь своего  становления. Анализируя этот  путь, большинство авторов определяют  смену двух парадигм системного  мышления. Первая парадигма системного  мышления это исследование равновесных  систем. Вторая это  исследование  неравновесных систем.

       Другим  представителем системного подхода  можно считать П. Друкера.                          П.Друкер определял менеджмент  как искусство управления бизнесом  и акцентировал внимание на  творческой созидательной стороне  деятельности руководителя, который,  создает из имеющихся ресурсов  подлинное целое, производственное  единство.

         Задача менеджера, по мнению  Друкера, состоит в том, чтобы  всегда помнить о перспективах  предприятия, делать все возможное  для их достижения. Но он не  может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.

         К общим функциям менеджеров  на предприятии Друкер отнес:

1. организацию, классификацию,  распределение работы, создание  необходимой оргструктуры, подбор  кадров;

2. определение целей, решение,  что необходимо сделать для  их достижения, обеспечение их  реализации путем постановки  перед людьми конкретных задач;

3. обеспечение побудительных  мотивов, создание коллектива  из лиц, ответственных за различную  работу, достижение необходимой  согласованности их работы;

4. анализ деятельности  организации, нормирование, оценку  всех работников;

5. обеспечение найма людей.

       Важнейшей   из многочисленных идей Друкера  была концепция, изложенная в  1954 году  в книге «Практика  управления», в соответствии с  которой его основу составляют  цели организации. Лишь после  их постановки можно определять  ее функции, систему и методы  взаимодействия элементов процесса  управления.                    Это в корне противоречило  логике, принятой со времен А.  Файоля, исходившей из определяющей  роли функций и процесса.

        Американский  исследователь Д. Форрестер разработал  формальную модель организационной  системы промышленного предприятия.  В ней присутствовали шесть  взаимосвязанных потоков: сырье,  заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.

        Сложность  управления этой системой, по  мнению Форрестера, состоит в  том, что под влиянием различных  факторов будущий результат может  не соответствовать ожидаемому. Это толкает на проведение  политики, исходящей из сиюминутных  интересов, особенно с учетом  того, что срок пребывания у  власти управляющих и лидеров  невелик. Хотя постановка краткосрочных  целей проще, управление сложными  системами, исходящее лишь из  них, неизбежно ведет к ухудшению  деятельности[8,c.55].

        Таким  образом, психологические факторы  способствуют проведению политики, которая обеспечит хорошие результаты  в ближайшем будущем в ущерб  перспективе.

       В 1956 году  Т. Парсонс определил  организацию как комплексную  социальную систему (совокупные  действия и взаимосвязанное поведение  субъектов), которая сфокусирована  на достижении целей и содействует,  в свою очередь, осуществлению  целей более крупных организаций.

       Подсистемами  организации являются: формальная  и неформальная структуры, статусы,  роли, физическое окружение. Ядром  является формальная структура.  Связывают эти элементы коммуникации, равновесие и принятие решений.

1. Под коммуникацией понимается  метод, посредством которого в  различных частях системы вызываются  действия, обеспечиваются контроль  и координация. Система коммуникаций  образует конфигурацию, строение  организации.

2. Равновесие рассматривается  как механизм стабилизации организационного  целого, его адаптации к изменяющимся  условиям с целью гармонизации  потребностей и установок индивидов  и требований организации.

3. Процесс принятия решений   это  важное средство регулирования  и стратегического руководства.

       Все  вместе это определяется как  организационная система, главным  интегрирующим фактором которой  является цель, а стабилизирующим   институциональные стандарты, определяющие  роли участников.

      Согласно  Парсонсу социальные системы  распространяются на четырех  уровнях общества: первичном, психологическом,  где элементы непосредственно  взаимодействуют; управленческом, регулирующем  процесс взаимодействия первого  уровня; институциональном (совет  директоров), где решаются вопросы  общего порядка; социальном, в  политических сферах.

        Парсонс  выдвинул идею четырех функциональных  императивов, реализация которых  обеспечивает нормальное состояние  и развитие системы: функция  достижения целей; адаптация системы по отношению к внешней среде; интеграция системы; регулирование скрытых напряжений[16,c.17].

       В рамках  системного подхода возникли  многочисленные количественные  теории управления. Толчком этому  послужило появление и широкое  распространение кибернетики, общей  теории систем, исследования операций  и других математических методов.  Сторонники этих теорий, опираясь  на формализованные описания  различных ситуаций, пытались с  помощью математического моделирования  найти оптимальные решения стоящих  перед организацией проблем.

        Другое  направление, получившее название  эконометрического, основывается  на создании экономико-математических  моделей.

        Обычно  модель управленческого процесса  может быть представлена как  система уравнений и неравенств, включающая набор переменных  величин (известных и неизвестных)  и параметров, отражающих связи  между ними. Задавая величину  известных переменных («входы» модели), можно на основе математических  расчетов определить значения  неизвестных («выходы»), показать, как  будет (или должен) вести себя  управляемый объект при воздействии  на него тем или иным способом  и к каким результатам это  приведет.

        Но  надежды, возлагавшиеся на применение  количественных методов, не оправдались  в связи со сложностью социальных  систем и с тем, что их  поведение слабо поддается количественному  анализу. Тем не менее, обобщение  полученного опыта дало дополнительный  импульс развитию системного  подхода.

        В  1980 годы  одной из наиболее  популярных теорий в его рамках  стала концепция «7-S», разработанная  Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом  и                               Р. Уотерменом, «7-S» - это семь  взаимосвязанных переменных, названия  которых в английском языке  начинаются с буквы S: «стратегия»,  «структура», «система управления»,  «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности», «стиль».

        Изменения  в одной переменной через систему  связей оказывают влияние на  состояние остальных, поэтому  поддержание баланса и гармонии  между ними составляет главную  задачу менеджмента.

      Большинство   исследователей в своих аналитических  обзорах отмечают  что, несмотря  на историческую последовательность  данных научных событий, ни  тектология А.А. Богданова, ни  ОТС Л. Фон Берталанфи не  оказали   в историческом контексте   практически никакого влияния  на формирование системного мышления  второй половины ХХ века  несмотря  на глубоко системное содержание  этих учений. Данный факт, прежде  всего, говорит об исторической  независимости системных программ  тектологии, кибернетики, общей теории  систем и праксеологии. Утверждается  мысль о глубокой теоретической  общности этих концепций[21,c.33].

 

       2.2. Современное видение системного подхода

        Системный  подход в управлении основывается  на том, что всякая организация  представляет собой систему, состоящую  из частей, каждая из которых  обладает своими собственными  целями. Руководитель должен исходить  из того, что для достижения  общих целей организации необходимо  рассматривать ее как единую  систему. При этом стремиться  выявить и оценить взаимодействие  всех ее частей и объединить  их на такой основе, которая  позволит организации в целом  эффективно достичь её целей. 

       В наше  время происходит невиданный  прогресс знания, который, с одной  стороны, привел к открытию  и накоплению множества новых  фактов, сведений из различных  областей жизни, и тем самым  поставил человечество перед  необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном,  постоянного в изменяющемся. Однозначного  понятия системы не существует. В наиболее общем виде под  системой понимается совокупность  взаимосвязанных элементов, образующих  определенную целостность, некоторое  единство.

Информация о работе Системный подход к управлению производительностью предприятия