Системный подход к управлению производительностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности системного подхода к управлению производительности предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить взаимосвязь системного подхода к управлению производительности предприятия с экономикой и менеджментом.
2.Описать историю становления системного подхода.
3.Проанализировать основные методы анализа и синтеза в исследовании.
4.Выяснить пути совершенствования системного подхода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1 ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА С ДРУГИМИ ФУНКЦИЯМИ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………...……...………….5
1.1.Системный подход в менеджменте организации……………………………...…5
1.2.Системный подход к экономике организации…………………..………………..9
1.3.Взаимосвязь с другими функциями организации………………………………12
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА…………………………………………………………………………….14
2.1.История становления и развития теории………………………………………...14
2.2. Современное видение системного подхода…………………………………….21
ГЛАВА 3 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………24
3.1.Системный подход к управлению производительностью предприятия………24
3.2.Принятие управленческих решений………………..……………………………29
3.3.Управление операциями предприятия……..……………………………………33
3.4.Производительность труда, как главный фактор эффективности производства…………………………………………..………………………………35
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………39
4.1. Совершенствование механизма управления предприятием…………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по менеджменту.docx

— 109.27 Кб (Скачать)

       Основные  черты системного подхода:

- Системный подход –  это форма методологического  знания, связанная с исследованием  и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

- Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения  предмета: изучение самого предмета; изучение этого же предмета  как элемента более широкой  системы; изучение этого предмета  в соотношении с составляющими  данный предмет элементами.

- Системный подход требует  рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей  средой, постигать сущность каждой  связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими  и частными целями[2,c.76].

       Основные  принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность    строения,   то    есть   наличие    множества    (двух)  элементов,

расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам  высшего уровня. Реализация этого  принципа хорошо видна на примере  любой конкретной организации. Любая  организация представляет собой  взаимодействие двух подсистем: управляющей  и управляемой. Одна подчиняется  другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Процесс  функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

       Системный  подход  это подход к исследованию  объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой  выделены элементы, внутренние и  внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения

объекта[17,c.101].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

        3.1. Системный подход к управлению производительностью предприятия

       Системный  подход  это методология рассмотрения  разного рода комплексов, позволяющая  глубже и лучше осмыслить их  сущность и найти оптимальные  пути и методы воздействия  на развитие таких комплексов  и систему управления ими.

        Системный  подход является необходимым  условием использования математических  методов. 

        Каждая  системе имеет свои особенности,  свою реакцию на управление, свои  формы возможного отклонения  от программы, свою способность  реагировать на различного рода  воздействия.

       Производственные  объекты представляют собой сложные  иерархические системы, состоящие  из комплекса взаимосвязанных  и взаимозависимых подсистем:  предприятие, цех производственный  участок, участок «человек-машина».

        Работы  по организации и управлению  производством состоят в проектировании  и обеспечении функционирования  систем. Они включают:

- установление характера  взаимосвязи элементов системы  (подсистем) и каналов, по которым  осуществляются связи в пределах  системы;

- создание условий согласованного  развития элементов системы и  достижения тех целей, для реализации  которых она предназначена;

- создание механизма,  обеспечивающего это согласование;

- организационное построение  органов управления, разработка  методов и приемов управления  системой[21,c.33].

        Системный  подход к управлению производством  состоящей из различных подсистем,  функции которых зависят от  стоящих перед каждой из подсистем  целей и задач. 

        Системный  подход предполагает наличие  особого единства системы со  средой, которая определяется как  совокупность внешних элементов,  оказывающих влияние на взаимодействие  элементов системы.

       Для  выражения сути системы используются  различные средства: графические,  математические, матричные, «дерево  решений» и каждое из этих  средств не может полностью  отразить суть системы, которая  состоит во взаимосвязи ее  элементов.

        Всестороннее  изучение связей элементов (подсистем)  необходимо для построения модели  объекта управления предприятия.  Эксперименты с моделью дают  возможность совершенствовать управленческие  решения, то есть находить наиболее  эффективного достижения общих  целей.

       Системный  подход к управлению предприятием  исходит из того, что разработка  планов диверсифицированного и  децентрализованного производства  подчиняется интересам взаимодействия  производственных подразделений,  составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил  развитие благодаря использованию  компьютерной техники и созданию  централизованных информационных  систем.

       Использование  компьютерной техники на основе  системного подхода позволяет  совершенствовать методы и структуру  управления производством.

       Системный  подход к управлению предполагает  рассмотрение управления как  процедуры или процесса принятия  управленческих решений[17,c.118].

Стадии процесса:

1. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо  определить, располагает ли данное предприятие необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее возрастают.

2. Анализ возможности  внедрения в предприятие результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо  определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.

3.Анализ возможности вывода  нового продукта на  рынок.  Особую роль  должен сыграть  маркетинговый подход. Необходимо  изучить требования рынка, характер  продукции подобного типа, пользующейся  спросом, определить, где она производится  и в каком количестве.

        Комплексный  подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду предприятия. Необходимо  учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические. Факторы это важные аспекты при анализе предприятия.

        Для  исследования функциональных связей  информационного обеспечения систем  управления используется интеграционный подход, то есть исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия  всех элементов системы управления конкретной организации.                  При таком подходе появляются более прочные связи между  отдельными подсистемами организации, более конкретные задания.

       Интеграция  по стадиям жизненного цикла  продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать  показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно предприятия, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

       Такая  согласованность показателей по  стадиям жизненного цикла продукта  позволяет создать структуру  управления, обеспечивающую оперативность  и гибкость управления[2,c.55].

       Интеграция  по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается объединением усилий людей, то есть синергетическим эффектом и созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Что создает условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной  сферах деятельности.

       Такая  интеграция обеспечивает наилучший  контроль и регулирование в  процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей  документации. Интеграция дает организациям  дополнительные возможности для  повышения их конкурентоспособности  за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор  для развития и внедрения новых  идей, выпуска более качественной  продукции, оперативность в реализации  принятых решений.

Применение интеграционного  подхода создает условия для  наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе  управления.

       Сущность  ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.

        Маркетинговый  подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя, Реализация поставленной цели требует совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить конкурентные преимущества и факторы их определяющие[7,c.100].

        К  факторам относятся: качество  продукции или услуг; качество  управления самой организации;  маркетинговое качество, то есть  свойство товара соответствовать  реальной потребности населения.

       Значение  маркетингового подхода в том,  чтобы обеспечить организацию  всей необходимой информацией,  знание которой позволит надолго  удержать и сохранить свою  конкурентную позицию в отрасли.

       При  инновационном подходе необходимо  помнить: чтобы успешно конкурировать  на рынке, необходимо дать возможность  изобретателям создавать новые  вещи, свободно творить и доводить  свои изобретения до успешной  реализации. Для этого команде  изобретателей необходима определенная  свобода творчества: право принимать  решения и отвечать за конечные  результаты. Управление предприятия  должно направлено на поощрение  инициативы и предприимчивости  изобретений.

       Сущность  нормативного подхода заключается  в анализ любой системы управления  с целью ее совершенствования  связан с учетом совокупности  нормативов, которыми руководствуется  в своей деятельности аппарат  компании.     

       Нормативы  могут иметь целевую, функциональную  и социальную направленность. К  целевым нормативам относится  все то, что обеспечивает реализацию  поставленных перед организацией  целей. Показатели  качества продукции,  ресурсоемкость продукции, эргономические  показатели, показатели надежности, а также технический уровень  производства.

       К функциональным  нормативам относится качество  и своевременность проработки  планов, четкая организованность  подразделений, оперативный учет  и контроль, строгое распределение  функциональных обязанностей в  каждом структурном подразделении  организации.

       Нормативы  в социальной сфере должны  обеспечить оптимальные условия  для специального развития коллектива. Показатели  стимулирования и  охраны труда, показатели обеспеченности  всех сотрудников необходимыми  техническими средствами для  успешной работы. Также  относится  необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы[21,c.17].

       Нормативный   подход при проведении анализа  требует учета всей совокупности  нормативов при управлении ресурсами,  процессом и продуктом. Чем  больше будет научно обоснованных  нормативов по всем аспектам  деятельности предприятия, тем  скорее придет успех в достижении  поставленных целей.

       Целью  поведенческого подхода является  создание всех необходимых условий  для реализации творческих способностей  каждого сотрудника, для осознания  собственной значимости в управлении  организацией. Важное значение для  менеджеров здесь приобретает  изучение различных поведенческих  подходов, которые рекомендуют исследование  возможности их применения в  процессе анализа предприятия.

Информация о работе Системный подход к управлению производительностью предприятия