Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Менеджмент в вопр. и ответах.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

     - скорости и оптимальности принимаемых  управленческих решений.

     Отдельные параметры эффективности оргаструктуры  можно определить, использовав ряд  коэффициентов: коэффициент звенности, коэффициент территориальной концентрации.

     2. Требования к организационной структуре.

     Проектируя  новую организационную структуру  управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципах их построения.

     Требования  к организационной структуре

     1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

     2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

     3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

     4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

     5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменением внешней среды.

     6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов. 

    ВОПРОС 24. Принципы менеджмента. 

     Вопросы для изучения:

     1. Общее понятие  о принципах менеджмента.

     2. Классические и современные принципы менеджмента. 

     1. Общее понятие о принципах менеджмента.

     Принципы  менеджмента – это фундаментальные  истины (или то, что считается  истиной в настоящий момент), на которой строится система управления в целом или отдельные ее части.

     Принципы менеджмента можно разделить на соответствующие группы с учетом их особенностей, иерархии и влияния на результаты деятельности организации. При таком подходе принципы менеджмента,

     во-первых, определяются общим развитием мирового сообщества, а также влиянием конкретных факторов внешней среды организации на результаты ее деятельности;

     во-вторых, принципы отражают особенности конкретных видов и функций менеджмента, методов их реализации;

     в-третьих, определяют организационную структуру и отношения в коллективе организации.

     2. Классические и  современные принципы менеджмента.

     Впервые принципы классического менеджмента были сформулированы в начале ХХ столетия в работах Тейлора, Эмерсона, Файоля, Вебера и др.

     В частности Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов управления» в 1912 году сформулировал следующие принципы:

  • отчетливо поставленные цели;
  • здравый смысл;
  • использование компетентных консультаций;
  • дисциплина;
  • справедливое отношение к персоналу;
  • быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  • диспетчеризация;
  • наличие норм и расписаний;
  • нормализация условий труда;
  • нормирование производственных и управленческих операций;
  • наличие стандартных инструкций;
  • вознаграждение за производительность.

     В 1914 г. свои принципы управления сформулировал  Анри Файоль в книге «Общее и промышленное управление». Эти принципами являются: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, вознаграждение, справедливость, стабильность, инициатива и др.

     В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р. Уотерманом. К этим принципам относятся.

          1) Ориентация на достижение успеха.

     2) Быть всегда лицом к потребителю. 

     3) Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации индивидуальной инициативе всех сотрудников.

     4) Производительность, базирующаяся на естественных интересах персонала и активной ориентации его мышления.

     5) Связь с жизнью, которая опирается на объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации.

     6) Верность своему делу, которая формируется на основе общечеловеческих ценностей,  взаимной выгоды и социального партнерства

     7) Простота структуры и скромный штат управления, которая  достигается за счет децентрализации управления и широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений. 

     ВОПРОС 25. Административные методы управления. 

    Вопросы для изучения:

     1. Понятие методов  менеджмента.

     2. Административные  методы менеджмента.

     3. Экономические методы управления.

     4. Социально-психологические методы менеджмента.

     5. Процесс мотивации. 

     1. Понятие методов  менеджмента.

     Методы  менеджмента – это способы  осуществления целенаправленного  воздействия на коллектив или отдельного работника.

     В основу выбора и реализации методов  менеджмента могут быть положены следующие принципы:

    • целенаправленности, т.е. применение методов мотивации должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности;
    • реализуемости, т. е. должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющей реализовать избранный метод воздействия;
    • системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему;
    • динамичности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации;
    • эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение  максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах.

     В своей совокупности методы менеджмента  призваны реализовывать следующие  основные функции:  

    • экономическую, которая направлена на повышение эффективности производства и труда;
    • социальную, значение которой определяется тем, что социально-экономическое положение человека определяется комплексом материальных и социальных благ, которые предоставляются ему организацией;
    • психологическую, которая заключается в воздействии, оказываемом методами менеджмента на формирование внутреннего мира работника, его потребностей, жизненных ценностей и ориентаций;
    • воспитательную, которая тесно взаимосвязана с психологической и направлена на формирование нравственных качеств работника.

     Все виды менеджмента подразделяются на: административные, экономические и социально-психологические.

     2. Административные методы менеджмента.

    Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, указания, отдаваемые письменно и организации контроля за их исполнением. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

    Административные  методы подразделяются на организационные, распорядительные и дисциплинарные.

    Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование.

    Регламентирование заключается в установлении:

    • статуса и целей функционирования,
    • полномочий, прав и ответственности,
    • правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.

    Нормирование - это метод воздействия на работников и коллектив, при котором используются нормы, имеющее конкретное числовое выражение (численность, выработка и обслуживание, расход ресурсов).

    Инструктирование, целью которого является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, последствиями невыполнения какого-либо задания.

    Выделяются  следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение.

    По  форме подразделяются с одной  стороны, на устное и письменное, с  другой стороны,  на индивидуальное и коллективное.

    Распорядительные  методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений. Они осуществляются в форме:

    • приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения задания, указаны исполнители, определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения задания.
    • постановления – принимается на уровне организации совместно с администрацией и общественными организациями;
    • распоряжения – устного или письменного требования к подчиненным выполнять определенные виды работ, издаются функциональными руководителями;
    • указания – осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.

    Дисциплинарное  воздействие регламентируется трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. 

    ВОПРОС  26. Экономические  и социально-психологические  методы управления. 

Вопросы для изучения:

1. Экономические методы  управления.

2. Социально-психологические  методы управления. 

     1. Экономические методы управления.

     Мотивации используется как в форме материального вознаграждения, так и в форме материальных санкций (штрафов). Поэтому экономические методы, с одной стороны, должны стимулировать деятельность организации, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества, с другой стороны они должны служить мотиватором для персонала организации.

     На  этой основе можно выделить три уровня экономической мотивации:

     1-й  – стимулирование предприятий  со стороны организации;

     2-й  – стимулирование структурных подразделений предприятия со стороны администрации;

     3-й  – стимулирование персонала предприятия.

     Основными методами 1 –го уровня являются: госзаказ, налогообложение и финансирование.

     Госзаказ  как метод стимулирования подразумевает  выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для предприятия обусловлена гарантированным сбытом продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"