Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 05:24, шпаргалка

Краткое описание

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ ВСЕ шпоры.doc

— 2.16 Мб (Скачать)

Организация – группа из двух и более человек, осуществляющих структурированным образом совместную деятельность, направленную на достижение общих целей.

Признаки организации:

- наличие как минимум 2 человек, осознающих себя членами  данной организации;

- наличие как минимум 1 цели, которую члены организации  считают общей;

- совместная деятельность для достижения общих целей;

- разделение труда;

- наличие границ, позволяющих  отделить данную организацию  от других такого же типа.

Классификация организаций:

1. По типу:

- простые (только 1 цель);

- сложные (набор взаимосвязанных  целей).

2. По степени формальности:

- формальные (официально  зарегистрированные);

- неформальные (спонтанные).

3. По роли прибыли:

- прибыльные (целью является  извлечение прибыли);

- неприбыльные (извлечение  прибыли не является основной  целью).

4. По источникам финансирования:

- бюджетные (финансирование  осуществляется из бюджета);

- небюджетные (самостоятельно  ищут источники финансирования).

5. По форме собственности:

- государственные;

- муниципальные;

- частные.

6. По размерам:

- микро (численность до 10 человек);

- мелкие (до 50 человек);

- средние (до 250 человек);

- крупные (от 500 человек).

Среда организации – совокупность ситуационных факторов, находящихся внутри и снаружи организации и влияющих на ее функционирование.

Факторами внутренней среды являются:

- цель;

- задачи (работа, часть работы, которая должна быть выполнена в определенные сроки определенным образом);

- технология (способ преобразования  входного ресурса в результат  на выходе);

- структура (логическая взаимосвязь  уровней управления);

- персонал (люди, работающие в организации).

Характеристиками внешней среды являются:

- сложность;

- подвижность (скорость изменения);

- степень взаимосвязанности  факторов;

- уровень вязкости (способность  перемещать ресурсы из одного  состояния или места в другое);

- степень неопределенности (обстановка, в которой действует организация).

Внешняя среда прямого и косвенного воздействия на организацию

 

Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация в период своей деятельности: рождение, детство, юность, зрелость, старение и возрождение.

Этапы жизненного цикла организации:

1. Рождение.

Стадия связана с необходимостью удовлетворения интересов новых клиентов, с поиском и занятием свободной ниши на рынке.

Главная цель организации на данном этапе – выживание, что требует от руководства организации таких качеств как вера в успех, готовность рисковать, максимальная работоспособность.

Характерным для стадии рождения является небольшое количество клиентов и компаньонов.

2. Детство.

В этот период происходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации, именно поэтому организации просто необходимы компетентные и опытные менеджеры.

Основной задачей организации является закрепление на рынке, особое внимание уделяется усилению конкурентоспособности.

3. Юность.

Это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования.

Главная задача организации – обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка.

Стадия характеризуется тем, что интуитивная оценка рисков руководством уже не является достаточной, что заставляет менеджеров прибегать к серьезным математическим оценкам возможных потерь. Организация нуждается в специалистах узких областей знаний.

4. Зрелость.

Развитие организации ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Руководитель, как правило, удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что притупляет его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а также к обновлению.

Стадия связана с проникновением организации в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако, именно в этот период зарождается бюрократизм в системе управления.

5. Старение.

Стадия характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления. Главной задачей является борьба за выживание в условиях рынка и стабильность.

6. Возрождение.

В организацию приходит новая команда менеджеров, специфические и оригинальные  взгляды которой позволяют осуществить программу внутренней перестройки организации. Необходим лидер, способный встряхнуть всю структуру управления.

Главной задачей является оживление организации.

8. Законы организации первого  порядка, их влияние на функционирование  организации.

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

Законы организации по важности делятся на 2 уровня:

-основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)

-менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции  и пропорциональности, специфические  законы социальной организации).

Закон синергии.

Синерги́я — это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта  пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.

Закон самосохранения.

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.

Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

Σ Ri > Σ (V1i + V2i);

где   Ri   - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.

V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия.

V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким  образом , общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних  разрушительных ресурсов.

Левая часть в формуле называется  “энергией удержания”, а правая – “энергией. ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания. УР= (У-Л / У) * 100%.

Представляют практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».)

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.

Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

 

Закон развития.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

-  изменение внешней  среды (экономика, политика, этика, культура  и др.)

- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.)

-  потребности и интересы  человека и общества (потребность  в самовыражении человека, потребность  в прибавочном продукте общества  и др.)

-  старение и износ  материальных элементов (оборудования, человека, технологии)

-  изменение экологии

-  технический прогресс

-  глобальное состояние  мировой цивилизации

Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например,  для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"