Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 05:24, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Менеджмент"
Понятие менеджмента.
Этот термин произошел от американского management – управление.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
-изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
-производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
-управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме
Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.
Требования, предъявляемые к менеджеру
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
- наличие общих знаний
в области управления
- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Вопрос 2: Классическое направление в менеджменте: школа научного управления; классическая административная школа; концепция бюрократических организаций.
Ответ:
Классическое направление включает в себя 3 школы:
Основные принципы научного управления:
- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движения, усилий;
- абсолютное следование разработанным стандартам;
- подбор, обучение и расстановка
рабочих на те места и задания,
где они смогут дать
- оплата по результатам труда;
Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- поддержание дружеских
отношений между рабочими и
менеджерами с целью
Недостатки школы №1:
- непризнание различий между индивидами;
- неучёт возрастных потребностей индивидов;
- игнорирование предложений рабочих.
Последователи: Френк и Лилиан Гилберг «Труд каменщика и хирурга»; Генри Гант; Генри Форд.
Особая заслуга Анри
Файоля состоит в том, что он
выделил управление как самосто
-планирование,
- организация,
- распорядительство,
- координация,
-контроль.
Он сформулировал 14 принципов управления:
Последователи: Линдли Урвик, Джеймс Д.Муни, Генри Форд.
Принципы построения бюрократической организации:
3. Гуманистическое направление в менеджменте: школа человеческих отношений, бихевиоризм, школа поведенческих наук
Гуманистическое направление в менеджменте включает в себя 3 школы:
0 Школа человеческих отношений
1 Бихевиоризм
2 Школа поведенческих наук
Школа человеческих отношений
Основная заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо. Вместе с группой ученых-исследователей, он провел так называемые, хотторнский эксперимент. В начале эксперимента была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освешенности, продолжительность перерывов и ряда других формирующих условий труда факторов. Было отобрана группа из 6 рабочих, которые были помещены в специальное помещение и над которыми проводили эксперимент. Результаты были поразительны, было выявлено, что производительность труда сохранилось выше среднего, и практически не зависела от изменений освешенности и других факторов. Вывод: высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работы. Другие исследования так же показали, что поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того в каких социальных отношениях он находится на работе, какие отношения между собой и с менеджером.
Последователем была: Мари Паркер Фоллет. она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.
Бихевиоризм
Это направление в психологии в центре внимания, которого человеческая деятельность как совокупность словесных, двигательных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.
Основателем данного направления является
Уотте, который считал, что
психологи должны изучать поведение человека,
а не его интеллект и
психологические особенности. Основой
исследования он считал - наблюдение.
(Стимул реакция)
Пользуясь различными раздражителями, можно получить человека с
необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни его врожденные качества, ни другие личностные качества.
Огромный вклад в развитие бихевиоризма внес Абрахом Маслоу (1908-1970)
1) Физиологические потребности — голод, жажда, размножение, как оказалось, являются самыми сильными по воздействию на человеческое поведение.( необходимы для выживания)
2) Потребности в безопасности и самосохранении также трудно преодолеть. Эти две группы он поместил в основание пирамиды. Далее в порядке уменьшения воздействия на поведение идут:
Основной закон пирамиды Маслоу — пока не удовлетворяются потребности нижних уровней, верхние не проявятся.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них. и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Школа поведенческих наук
Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения её человеческих ресурсов.
Наиболее известность получили теории X иУ разработанные Дугласом МакГрегором.
Теория X имеет следующие предпосылки:
1. Обычный человек имеет унаследовательную не любовь к работе и постарается ее избегать.
По причине не желания работать большинство людей могут быть побуждены к деятельности только путем принуждения с помощью приказов, контроля и угрозы наказания.