Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 05:24, шпаргалка

Краткое описание

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ ВСЕ шпоры.doc

— 2.16 Мб (Скачать)
  1. Менеджмент как вид  профессиональной деятельности; требования предъявляемые к менеджеру

Понятие менеджмента.

Этот термин произошел от американского management – управление.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

-изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

-производство продукции  с минимальными затратами и  реализация ее с максимальной прибылью;

-управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а  также анализ информации и  разработка программ для достижения поставленной цели.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Требования, предъявляемые к менеджеру

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

- организатору конкретных  видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- руководителю предприятия  в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководителю по отношению  к подчиненным;

- администратору любого  уровня управления, организующего  работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:

- наличие общих знаний  в области управления предприятием;

- компетентность в вопросе  технологии производства в той  отрасли производства, к которой  относится фирма по виду и  характеру своей деятельности;

- владение не только  навыками администрирования, но  и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных  и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

 

Вопрос 2: Классическое направление в менеджменте: школа научного управления; классическая административная школа; концепция бюрократических организаций.

Ответ:

Классическое направление включает в себя 3 школы:

  1. Школа научного направления. Основателем и разработчиком идей научного управления был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1912гг). До Тейлора считалось важным найти хорошего управляющего. А целью его подхода стало создание системы организации труда, базирующееся на эксперементальных данных по расчленению физического труда и его организации на составные части, последующий анализ этих частей для определения меньших затрат, ресурсов для достижения максимальных результатов. Тейлор считал, что рабочие должны работать, а менеджеры думать.

Основные принципы научного управления:

- разработка оптимальных  методов осуществления работы  на базе научного изучения  затрат времени, движения, усилий;

- абсолютное следование  разработанным стандартам;

- подбор, обучение и расстановка  рабочих на те места и задания, где они смогут дать наибольшую  пользу;

- оплата по результатам  труда;

Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

- поддержание дружеских  отношений между рабочими и  менеджерами с целью обеспечения  возможности осуществления научного  управления.

Недостатки школы №1:

- непризнание различий  между индивидами;

- неучёт возрастных потребностей индивидов;

- игнорирование предложений  рабочих.

Последователи: Френк и Лилиан Гилберг «Труд каменщика и хирурга»; Генри Гант; Генри Форд.

 

  1. Классическая (административная) школа. Основателем административной школы был Анри Файоль (1841-1925гг.). центром его внимания была управленческая деятельность. Он считал, что для любой деловой организации характерно наличие 6 видов деятельности:
    1. Техническая (производство)
    1. Коммерческая (покупка, сбыт, обмен)
    2. Финансовая  (поиск и оптимальное использование капитала)
    3. Бухгалтерская (учет, анализ, статистика)
    4. Защитная (защита собственности людей и организации)
    5. Управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

 

 Особая заслуга Анри  Файоля состоит в том, что он  выделил управление как самостоятельный вид деятельности и определил, что в рамках этого вида деятельности осуществляется 5 функций:

-планирование,

- организация,

- распорядительство,

- координация,

-контроль.

 

Он сформулировал 14 принципов управления:

  1. Разделение труда;
  2. Власть (право давать команды и нести ответственность за результаты)
  3. Дисциплина (выполнение определенных правил поведения)
  4. Единство распорядительста ( единоначалие)
  5. Единство руководства (общая цель)
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим
  7. Цепи взаимодействия
  8. Порядок
  9. Вознаграждение персонала
  10. Равенство
  11. Централизация (баланс между централизацией и децентрализацией)
  12. Стабильность персонала
  13. Инициатива
  14. Корпоративный дух.

Последователи: Линдли Урвик, Джеймс Д.Муни, Генри Форд.

 

  1. Концепция бюрократических организаций. Разработчиком данной концепции был немецкий ученый Макс вебер (1864-1920гг.). Управление по Веберу должно строиться на безличной сугубо рациональной основе. Данная концепция предполагала четкое  определение должностных обязанностей, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления. Правила и процедуры  определяют все остальные виды деятельности, карьеру работника и решения руководства.

Принципы построения бюрократической организации:

    1. Разделение труда на базе функциональных специализаций
    2. Хорошо определенная иерархическая система распределения власти
    3. Система правил и норм, определение прав и обязанностей работников
    4. Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях
    5. Стратегия к пожизненному найму
    6. Отсутствие личностного начала в межличностных началах
    7. Чёткая система карьеры
    8. Приём в организацию на основе компетентности и потребностей организации
    9. Продвижение в организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет
    10. Разработка доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.

3. Гуманистическое  направление в менеджменте: школа  человеческих отношений, бихевиоризм, школа поведенческих наук

Гуманистическое направление в менеджменте включает в себя 3 школы:

0 Школа человеческих отношений

1 Бихевиоризм

2 Школа поведенческих наук 

Школа человеческих отношений

Основная заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо. Вместе с группой ученых-исследователей, он провел так называемые, хотторнский эксперимент. В начале эксперимента была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освешенности, продолжительность перерывов и ряда других формирующих условий труда факторов. Было отобрана группа из 6 рабочих, которые были помещены в специальное помещение и над которыми проводили эксперимент. Результаты были поразительны, было выявлено, что производительность труда сохранилось выше среднего, и практически не зависела от изменений освешенности и других факторов. Вывод: высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работы. Другие исследования так же показали, что поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того в каких социальных отношениях он находится на работе, какие отношения между собой и с менеджером.

Последователем была: Мари Паркер Фоллет. она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.

Бихевиоризм

Это направление в психологии в центре внимания, которого человеческая деятельность как совокупность словесных, двигательных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.

Основателем данного направления является Уотте, который считал, что 
психологи должны изучать поведение человека, а не его интеллект и 
психологические особенности. Основой исследования он считал - наблюдение. 
(Стимул реакция)

Пользуясь различными раздражителями, можно получить человека с

необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни его врожденные качества, ни другие личностные качества.

Огромный вклад в развитие бихевиоризма внес Абрахом Маслоу (1908-1970)

1) Физиологические  потребности — голод, жажда, размножение, как оказалось, являются самыми  сильными по воздействию на  человеческое поведение.( необходимы  для выживания)

2) Потребности в безопасности  и самосохранении также трудно преодолеть. Эти две группы он поместил в основание пирамиды. Далее в порядке уменьшения воздействия на поведение идут:

  1. причастности (в принадлежности к группе, в принятии группой,).
  2. потребности в признании (в компетентности, в достижении, в одобрении).
  3. Потребность в самовыражении, в самоактуализаиии, как называл этот процесс сам Маслоу, находятся на вершине пирамиды. На этой ступени человек реализует весь свой опыт, все личностные качества и ценности, словом свою "самость".

Основной закон пирамиды Маслоу — пока не удовлетворяются потребности нижних уровней, верхние не проявятся.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них. и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

Школа  поведенческих наук

Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения её человеческих ресурсов.

Наиболее известность получили теории X иУ разработанные Дугласом МакГрегором.

Теория X имеет следующие предпосылки:

1. Обычный человек имеет  унаследовательную не любовь  к работе и постарается ее  избегать.

По причине не желания работать большинство людей могут быть побуждены к деятельности только путем принуждения с помощью приказов, контроля и угрозы наказания.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"