Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 05:24, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Менеджмент"
Организации состоят
из формальных и неформальных
компонентов, канал неформальных
коммуникаций можно назвать
Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация и информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.
14. Управленческие решения: понятие, их место в менеджменте и связь с основными функциями. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческого решения.
Хотя понятия "менеджмент" и "управление" близки по значению, однако термин "управление" намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления. Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования.
Менеджмент включает пять функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты.
Решение – это выбор альтернативы. Любому поступку индивида предшествует принятое решение. При этом решения, принимаемые в частной жизни отличаются от управленческих решений: целями; последствиями; разделением труда; профессионализмом.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществляющаяся руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленная на достижение цели организации (выбор самой лучшей т.е. результативной альтернативы)
Результативное решение – это то, которое минимизирует или максимизирует ряд факторов.
Лицо, принимающее решение сталкивается с тремя условиями:
Определённость; Риск; Неопределённость.
Классификация управленческих решений:
1. По степени повторяемости проблемы: а) традиционные; б) нетипичные.
2. По значимости цели:
а) Стратегические - определяют основные направления развития организации;
б) Тактические- определяют пути продвижения по этим направлениям;
в) Оперативные- направлены на решение первоочерёдных сиюминутных задач.
3. По длительности реализации:
а) долгосрочные (свыше 5 лет);
б) среднесрочные (от 1-5 лет);
в) краткосрочные (до 1 года).
4. По форме принятия решения:
а) единоличные;
б) коллегиальные (группа специалистов);
в) коллективные.
5. По степени обязательности исполнения:
а) директивные (обязательные);
б) рекомендательные;
в) ориентирующие.
6. По подходам принятия:
а) интуитивные - основаны только на ощущении их правильности;
б) адаптационные – основаны на знаниях, здравом смысле и опыте;
в) рациональные – основаны на объективном анализе условий, которые имеют и будут иметь место в будущем.
Никогда
не бывает абсолютно
Процесс принятия управленческого решения:
Процесс принятия решения – это циклическая последовательность действий субъекта управления направленных на разрешение проблем организации и заключается в анализе ситуации, генерировании альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
1.Анализ ситуации → 2. Идентификация проблем → 3. Определение критериев выбора →
→ 4. Разработка альтернатив → 5. Выбор наилучшей альтернативы → 6. Согласование решения →
→ 7. Управление реализацией→ 8. Контроль и оценка результатов.→ 1.
Организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или их часть. Этапы можно объединить в две группы.
Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации. Организацию, находящуюся в этой группе, называют статической. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития.
Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в данной группе, называют динамической. В такой организации преобладают координирующие действия.
Принципы статической и динамической организации.
Принципы приоритета:
– принцип приоритета цели: в системе «цель – задача – функция» наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция;
– принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач, которые группируются по общности, и для этих групп формируется набор функций;
– принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются;
– принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации собственник должен подбирать под себя персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организаций;
– принцип приоритета объекта управления над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.
Принципы соответствия:
– принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач;
– принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуация, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя;
– принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению затрат;
– принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам;
– принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания;
– принцип синхронизации: среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.
16. Индивидуальное и коллективное принятие решений, преимущества и недостатки
В управленческой практике к принятию решений сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой
В рамках индивидуального подхода большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.
Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество в том, что они принимаются оперативно; недостатком же является то, что неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция может иногда подвести менеджера.
Выделяют следующие разновидности личностных решений:
1) Решение уравновешенного
типа.- Свойственны людям, которые
приступают к проблеме с уже
сформулированной исходной
2) Импульсивное решение.-
3) Инертные решения.-Результат
очень неуверенного и
4) Рискованные решения-
5) Решение осторожного
типа.-арактеризуется особой
Особенности индивидуального принятия решения.
1. Ответственность за результаты лежит на одном человеке;
2. Большое влияние личных предпочтений на окончательный выбор;
3. Ограниченность суждений одного человека;
4. Простота выбора;
5. Малые затраты времени на принятие решения;
6.Высокая вероятность
принятия
7. Высокая зависимость от компетенции ЛПР и др.
Коллективные методы обсуждения и принятия решений.
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц — участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п.
Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются людям из более низких уровней управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятого решения.
Преимущества:
1) Более полная информация.
Группа привносит в процесс
принятие решений
2) Выработка большего количества
вариантов. Поскольку группы имеют
в своем распоряжении больший
объем и более разнообразную
информацию, они могут вынести
на обсуждение большее
3) Низкая вероятность принятия неудовлетворительного решения.
4) Широта суждений.
Недостатки:
1) Значительные расходы времени. Чтобы собрать группу, необходимое время. Поэтому группам почти всегда нужно больше времени на то, чтобы прийти к какому-то решению, чем в случае, если оно принимается одним человеком.
2) Высокая вероятность принятия рискованного решения;