Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

mened.docx

— 330.86 Кб (Скачать)

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 
В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы: 
 
1.     структура управления; 
 
2.     техника управления. 
 
3.     функции управления. 
 
4.     методология управления

 

 

 Управление организацией  – это непрерывный процесс  воздействия на производительность  работника, группы или организации  в целом для наилучших результатов  с позиций достижения  поставленной  цели. 

 Чтобы цели организации  были реализованы, ее деятельность  должна быть тщательно скоординирована.  Следовательно, управление является  необходимым видом деятельности  для организации. Сложность управленческой  деятельности и необходимость  ее отделения от других функций  зависит от размеров и структуры  организации. 

 Система управления  включает: 

 – механизм управленческого  воздействия; 

 – совокупность всех  элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих  функционирование организации в  заданном направлении. 

 В системе правления  организацией выделяются управляющая  и управляемая части. 

 Управляющая  часть включает дирекцию, менеджеров, информационные подразделения,  обеспечивающие работу руководящего звена. Она называется административно-управленческим  аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация.   На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов достижения поставленной цели.  

 Управляемая  часть – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые  обеспечением производственного  процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. 

 Любая система управления имеет четыре основных элемента: 

1. Выход основной системы.  

2. Контролирующая структура,  измеряющая и передающая информацию  о состоянии выхода. 

3. Канал обратной связи.  

4. Центр управления, сравнивающий  фактический и заданный выход  и в случае необходимости вырабатывающий  управляющее воздействие. 

 Управление — это  процесс планирования, организации,  мотивации и контроля, необходимый  для  того, чтобы формулировать и достигать цели организации. 

 Планирование предполагает постановку целей организации и определение набора действий  работников, необходимых для достижения этих целей. С помощью планирования  организации  пытаются частично преодолеть неопределенность окружающей среды. Планирование должно  осуществляться непрерывно с постоянной корректировкой целей на основе достигнутых промежуточных результатов. ..  

 Мотивация предполагает использование внешних факторов (стимулов)  таким образом,  чтобы  работники стремились выполнить порученные им задания наилучшим  образом. Функция мотивации целиком и полностью  лежит  на  руководителях, при этом неважно сознательно  они занимаются мотивацией или нет. Очевидно, что успешно мотивировать можно только после выявления потребностей, что подчеркивают многочисленные теории мотивации.  

 Контроль позволяет обеспечить достижение организацией поставленных целей. Можно отметить следующие необходимые элементы (стадии) контроля: установление стандартов; измерение  достигнутого и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;  корректировка  серьезных  отклонений от плана. На последней стадии возможен пересмотр целей исходя из требований ситуации. 

 


6.Понятие  организации ее основные виды и признаки

Организация – это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для достижения общей  цели или целей.

 
 
Признаки организации: 
 
- количественная определённость; 
 
- наличие общих целей и средств их достижения; 
 
- обособленность; 
 
- наличие управляющего, руководящего и координирующего центра. 
 
У жизненного цикла организации существует 5 фаз развития: 
 
1. “Рождение” (создание, возникновение). 
 
2. “Детство и юность” (развитие и рост). 
 
3. “Зрелость”. 
 
4. “Старение”. 
 
5. “Возрождение”.

Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие.

  1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
  2. Организация как совокупность (система) взаимоотношении, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
  3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

  1. наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;
  2. наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
  3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. 

В зависимости от количества целей целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель, сложные – две и больше.

По форме взаимодействия участников организации делятся  на формальные и неформальные. Формальная организация – являет собой систему узаконенных безличностынх требований и стандартов поведения, а также регламентированных и жестко закрепленных ролевих указаний. Неформальные организации - возникают спонтанно на основе определенных общих характеристик участников группы. Неформальные организации или существуют почти во всех формальных организациях, за исключением, очень малых.

Все сложные организации  также имеют ряд общих характеристик: 
1) наличие ресурсов; 
2) зависимость от внешней среды; 
3) горизонтальное распределение труда; 
4) наличие подразделений; 
5) вертикальное распределение труда; 
6) необходимость управления.

7.Объект и субъект управления

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и  субъекта (управляющего органа). Это  значит, что любая организация  представляет собой единство двух подсистем  управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения  между управляемой и управляющей  подсистемами - это взаимоотношения  людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную  структуру организации либо организацию  в целом, на которую направлено управляющее  действие. Субъект управления - орган  либо лицо, осуществляющее управляющее  действие.

В связи с этим одна и  та же структура организации может  быть и объектом и субъектом управления*.

К примеру, в универмаге управляющей  подсистемой является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой - отделы (секции). В  отделе (секции) в свою очередь управляющей  подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а управляемой - продавцы. В то же время администрация (директор) универмага трансформируется из управляющей  подсистемы в управляемую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства (управления торговли либо министерства торговли).

Взаимодействие  субъекта и объекта управления

Совместная деятельность людей предполагает контакты между  ними и обмен необходимой информацией.  
Исходя из направления потока информации в организации, различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.  
Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании – рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.  
Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые мы и будем рассматривать далее.  
При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:  
источник информации;  
передатчик;  
приемник;  
получатель информации.  

8.Методологические  основы менеджмента

 

В практической деятельности по управлению различают различают : 
 
— методы управления; 
 
— методы науки управления. 
 
Под методами управления понимаются способы решения практических управленческих задач. 
 
Методы науки управления — это способы решения проблем управления. 
 
Совокупность методов, изучающих многообразные проблемы менеджмента, составляют его методологическую основу.. 
 
Основополагающим методом менеджмента является диалектический, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости. 
 
В рамках данного метода используются методы научного познания: наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, эксперимент и др. Значительную роль играют методы наук, составляющих научные основы управления: экономические, психологические, социальные, правовые. 
 
Важное место в управлении отводится программно-целевому методу, который используется для решения глобальных проблем межотраслевого и долговременного характера. В зависимости от используемых методов и обстоятельств в практическом менеджменте выделяют такие его виды, как управление по целям, опережающее управление, стратегическое управление, ситуационное управление, контроллинг.

9.Особенности научных школ и моделей менеджмента.

Как наука менеджмент стал формироваться в начале XX в. И как относительно молодая наука она находится в стадии своего формирования. 
 
В частности, существуют школы классического управления и научного. Их теоретическую базу составляют соответственно труды Ф. У. Тейлора и А. Файоля.  
 
Школа научного управления Тейлора ориентирована на объект управления (совершенствование организации труда рабочих, повышение его производительности за счет усиления интенсификации).  
 
Классическая школа А. Файоля нацелена на улучшение сферы управления за счет более четкого разделения труда, строгого закрепления функциональных обязанностей, использования конкретных принципов в работе, формирования рациональных организационных управленческих структур. 
 
Школа человеческих отношений и человеческого поведения. В ней внимание уделяется гуманизации отношений между предпринимателями и рабочими, созданию благоприятного социально-психологического климата, установлению межличностных отношений в группах и коллективе в целом, исключающих конфликтные ситуации. 
 
Эмпирическая школа нацелена на изучение опыта известных менеджеров отечественных и зарубежных фирм (см. Форд "Моя жизнь"; Ли Якокка "Карьера менеджера" и др.). 
 
Операционная школа. В ней предлагается детальное изучение процедуры выполнения управленческих функций, разделяя их на отдельные виды работ, элементы, операции* 
 
Новая и количественная школы преследуют цели внедрения в практику менеджмента методов точных наук. 
 
Школа социальных систем ориентирована на создание интегрированной системы управления, увязывающей различные подходы к решению проблем управления. 
 
В современном менеджменте в связи с усложнением процесса управления выделяются такие его направления, как стратегический, финансовый, информационный, управление персоналом, инновационный и другие, научная разработка которых активно осуществляется. В мировой практике сложились различные модели управления, что обусловлено влиянием ряда факторов, и прежде всего национальными особенностями конкретной страны (табл. 2). (Можно выделить ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ подхода к менеджменту: КЛАССИЧЕСКИЙ - традиционный, ЗАПАДНЫЙ - американский и ВОСТОЧНЫЙ - японский менеджмент.Факткоры, определяющие два из них приведены ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Основные направления западного  подхода к управлению ( США )

 
Основные направления восточного подхода к управлению (Япония)

 
1. Краткосрочный договор

 
1. Пожизненный найм

 
2. Быстрая оценка

 
2. Постепенная медленая оценка, продвижения 

 
3. Специализированная деятельность

 
3. Неспециализированная деятельности

 
4. Формальный количественный контроль

 
4. Неформальные, тонкие механизмы  контроля

 
5. Индивидуальное принятие решений

 
5. Коллективное принятие решений

 
6. Второстепенное значение человеческого  фактора

 
6. Повышенное внимание к человеческому  фактору в управлении


 

10.Основные виды менеджмента

В настоящее время, можно выделить огромное количество видов менеджмента, некоторые из которых подходят только для определённого  государства.

Развитие науки  менеджмент, не стоит на месте, специалисты  на производстве разрабатывают новые  методики, тем самым увеличивая число  новых видов менеджмента.

Таким образом, можно  выделить четыре вида менеджмента:

1) Оперативный менеджмент  направлен на решение задач,  появляющихся во время производства.

2) Организационный  менеджмент стоит у истока  любой производственной деятельности  и направлен на создание стандартов, правил и управленческих функций.

3) Стратегический  менеджмент направлен на реализацию  долгосрочных целей в руководящей  деятельности после их предварительного  формирования.

4) Тактический менеджмент  по своим функциям похож на  стратегический менеджмент.

По функциональной принадлежности можно выделить следующие  виды менеджмента:

1) Адаптивный менеджмент - основной целью является адаптация  к постоянно меняющимся условиям  окружающей среды.

2) Антикризисный  менеджмент – эта система управления, направленная предотвратить банкротство  того или иного предприятия.

3) Эккаутинг-менеджмент  – это вид управления, направлен  на сбор и обработку информации, с последующим сравнением показателей  своей деятельности со схожей  деятельностью других организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"