Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 23:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а х Ь. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и Ь на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности
Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Основными задачами факторного анализа являются следующие.
1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и
3. Определение формы зависимости
между факторами и
4. Моделирование взаимосвязей
между результативным и
5. Расчет влияния факторов
и оценка роли каждого из
них в изменении величины
Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Отбор факторов для анализа того или другого показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь к виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В АХД взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование экономических показателей (детерминированное и стохастическое) также представляет собой сложную методологическую проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и практических навыков в этой отрасли. В связи с этим этому вопросу в данном курсе уделяется много внимания.
Самый главный методологический аспект в АХД - расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе используется целый арсенал способов, сущность, назначение, сфера применения которых и процедура расчетов рассматриваются в следующих главах.
И наконец, последний этап факторного анализа — практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении производственной ситуации.
Положение предприятий как юридических лиц определяется Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ). В соответствии с положением этого нормативного документа все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
В свою очередь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
хозяйственных товариществ и обществ;
производственных кооперативов;
государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Коммерческие организации - это организации, которые преследуют
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а также распределяющие прибыль между участниками. Обязанностью участников коммерческой организации являются экономическая ответственность за результаты ее деятельности.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
потребительских кооперативов;
общественных или религиозных организаций (объединений);
финансируемых собственником учреждений;
благотворительных и иных фондов (например, негосударственных пенсионных фондов).
Организации такого типа не преследуют цель получения прибыли, однако могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она служит осуществлению основной (уставной) цели организации и соответствует ей. Участники некоммерческих организаций лишаются большинства прав, в частности права на участие в распределении прибыли, на долю в имуществе организации при прекращении членства, на получение «ликвидационной квоты».
Организационно-правовая форма юридического лица - это совокупность конкретных признаков, отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
Признаки, характерные для коммерческой организации, можно выявить с учетом имущественных и неимущественных прав участников. В соответствии с законодательством выделяются следующие признаки коммерческих организаций:
формирование имущества организации;
участие в распределении прибыли;
получение доли в имуществе организации при прекращении членства;
получение «ликвидационной квоты»,
управление организацией;
регистрация участников данной организации;
получение информации о деятельности организации;
возможность защиты в законном порядке своих интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России (далее — федеральное имущество), субъектов России, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юр. лиц.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников рынка акций и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых:
- Преобразование
- Внесение государственного и
муниципального имущества в
- Отчуждение акций, находящихся
в государственной и
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в Российской Федерации стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые публичные торги (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые публичные торги в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые публичные торги). Среди основных участников чековых продаж с молотка были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.
Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить госбюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Российской Федерации, Польше, Чехословакии, Румынии.
Льготная приватизация, предполагающая Скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие Скидки и льготы были в Российской Федерации и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - репатриации собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.
Открытый и ограниченный аукцион. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток инвестиций.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Публичные торги позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Содержательные теории мотивации. Одним из первых теоретиков содержательных теорий был Абрахам Маслоу. Его теория иерархии потребностей (1943 г.) предполагает, что в основе мотивации человека лежит комплекс потребностей, причем потребности конкретного человека можно представить в виде строгой иерархии. Система потребностей характеризуется постоянным динамизмом – по мере удовлетворения одних становятся актуальными другие. А. Маслоу выделил пять уровней потребностей и считал, что потребности нижних уровней влияют на человека прежде, чем потребности верхних уровней.
1. Физиологические потребности
включают потребности в еде, одежде,
жилище, сексе, здоровье. В организационной
среде к ним относятся
2. Потребности в безопасности
– это потребности в
3. Социальные потребности, потребности
причастности, принадлежности отражают
желание человека быть членом
группы, иметь друзей, быть любимым.
В организациях данные
4. Потребности в уважении и
самоуважении связаны с
5. Потребности в самореализации, самоактуализации проявляются в раскрытии потенциала людей, повышении уровня компетентности и личного роста. В организациях они удовлетворяются в процессе обучения, должностного роста, выполнения сложной, творческой работы, участия в принятии решений.