Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Вопрос 1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально
осуществляемой деятельности, направленной
на достижение фирмой, действующей в рыночных
условиях хозяйствования, определенных
намеченных целей путем
рационального использования материальных
и трудовых ресурсов с применением принципов,
функций и методов
экономического механизма менеджмента.
В приведенном определении можно выделить следующие элементы:
Предмет менеджмента - совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях.
Субъект менеджмента - человек или группа людей, осуществляющих управленческие воздействия
Объект менеджмента
- человеческие ресурсы предприятия,
поставщики ресурсов для предприятия, конкуренты
предприятия, информационное обеспечение, финансы
предприятия и управление ими.
Вопрос 2. Подходы к определению понятия «менеджмент».
Управление – это осознанная целенаправленная деятельность
человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет
своим интересам элементы внешней
среды – общества, живой и неживой природы,
техники
Менеджмент - это наука и искусство
управления, т.е. совокупность научных
знаний, навыков и умений управления
Включает 3 аспекта:
а) институциональный аспект – кто управляет кем
б) функциональный аспект – как осуществляется управление и как оно влияет на управляемых
в) инструментальный аспект – чем осуществляется управление
Менеджмент как управление в условиях рыночной экономики означает:
Технологии и инструменты управления, используемые менеджментом: организация и организационные отношения; организационная культура; власть; мотивирование и стимулирование; социально-экономические методы управления
а) Менеджмент как концепция рыночного управления
б) Менеджмент как наука управления - повышение производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде
в) Менеджмент как организация управления фирмой - достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности
г) Менеджмент как различные уровни аппарата управления
д) Менеджмент как организация работы людей - работа по управлению персоналом с целью повышения производительности труда
е) Менеджмент как система управления - целенаправленное воздействие субъекта менеджмента на объект
ж) Менеджмент как процесс принятия управленческих решений - любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от менеджера принятия решений
Признаки менеджмента как типа управления:
Черты современного менеджмента: а) целенаправленность управления; б) последовательность стадий управленческого процесса; в) специализация управления; г) единство управленческого процесса; д) организация аппарата управления; е) саморегулирование деятельности фирмы; ж) непрерывность управленческого процесса; з) приспособление к условиям внешней среды
Аспекты менеджмента: экономический (экономическое обоснование – максимальный результат при минимальных затратах); социально-психологический (взаимоотношения с персоналом); правовой (управленческие решения должны приниматься в рамках действующего законодательства); организационно-технический (подбор технологии для получения оптимальных показателей, т.е. инструменты и методы для достижения целей менеджмента)
Стадии менеджмента: 1)стратегическое управление; 2) оперативное управление (реализация конкретной стратегии в краткосрочном периоде); 3) контроль
Цeль – это кoнeчнoe cocтoяниe, жeлaeмый peзyльтaт, кoтopoгo cтpeмитcя дoбитьcя любое предприятие – максимизация прибыли.
Характеристики целей: кoнкpeтность и измepимость целей; opиeнтaция цeлeй во вpeмeни (четкое определение целей на конкретный период времени); дocтижимость целей (Ex: объем добычи относительно запасов нефти); взaимнo пoддepживaющиe цeли (генеральные цели и подцели в дереве решений).
Главная цель менеджмента - обеспечение прибыльности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса и эффективного использования кадрового потенциала
Цель менеджмента в кризис - постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций путем быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям (антикризисный менеджмент).
Виды целей в менеджменте: общие и специфические
Зaдaчи в cиcтeмe мeнeджмeнтa – пpeдпиcaнная cepия paбoт, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в oгoвopeнныe cpoки (организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей – производить то, что продается; использование работников, обладающих высокой квалификацией; стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты – зарплата как прямая мотивация; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; разработка стратегии развития организации и реализация; определение целей развития организации; выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач).
По мере роста масштабов производства задачи усложняются.
Вопрос 3. Менеджер и его функции.
Понятие менеджер в современном понимании – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.) и выполняют разные функции.
Функции менеджера разнообразны, тем не менее, можно выделить три основные функции:
* первая – менеджер разрабатывает стратегию деятельности организации, определяет основные задачи организации, обеспечивает выполнение организацией ее предназначения, решает вопросы распределения ресурсов, при этом несет ответственность за результаты деятельности организации и последствия принятого решения;
* вторая – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации, обеспечивает связи организации с внешней средой
* третья – менеджер руководит формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации на различных мероприятиях.
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня: низший, средний и высший.
- Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой, время на решение задачи небольшое.
- Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.
- Менеджеров высшего звена значительно меньше. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.
Рекомендуется следующая структура рабочего времени менеджеров высшего уровня: стратегические задачи – 60% времени, тактические – 25%, оперативные – 15%; менеджеров среднего звена – соответственно 25, 50 и 25%; менеджеров низшего звена – 10, 25 и 65%.
Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается, прежде всего, в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а прежде всего – организатором, психологом, социологом.
Специфика управленческого труда, сложность и многообразие функций обуславливают особые требования, предъявляемые к современным руководителям: