Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 805.70 Кб (Скачать)

- справки, выдаваемые на основе заказов международными банками данных объединенной компьютерной системы;

- компьютерные досье, выдаваемые международными экономическими организациями системы ООН   (ЮНИДО)

  • информация внутреннего пользования (содержит постоянно обновляемые досье о деятельности компании):

- специальные картотеки по фирмам

- картотеки по товарам

  • справочники по фирмам (концентрированная информация о деятельности фирм, систематизируют сведения, опубликованные в различных источниках самими фирмами):

1) по национальной принадлежности: международные; национальные

2) по характеру и объему публикуемой информации: товарно-фирменные; адресные; по акционерным обществам; отраслевые; общефирменные; директорские; биографические; о финансовых связях между фирмами; тематические

 

 

Вопрос 14. Основы экономического анализа хозяйственной деятельности фирмы

Экономический анализ – это система способов изучения достигнутых результатов и состояния хозяйственной деятельности, возможных вариантов ее улучшения в целях контроля за производством и обоснования управленческих решений, направленных на повышение его эффективности

Основные направления экономического анализа

  • формирование системы показателей, характеризующих работу анализируемого объекта
  • качественный анализ изучаемого результата
  • количественный анализ этого результата
  • оформление выводов и конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов анализа

Задачи экономического анализа

  • оценивание работы предприятия и его подразделений за определенные промежутки времени
  • выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на работу анализируемого объекта
  • осуществление контроля за ходом выполнения намеченных результатов, исправление недостатков в планировании, подготовка данных о перспективе развития на последующие периоды
  • выявление неиспользованных, перспективных резервов улучшения экономической деятельности предприятия
  • контроль за внедрением режима экономии и эффективностью производства
  • разработка мероприятий, направленных на активизацию использования резервов производства на предприятии
  • оценка эффективности принятых решений в ходе экономического анализа

Основные принципы экономического анализа: достоверное отражение реального состояния; научная обоснованность; отражение определенной цели; взаимосвязь с другими видами анализа; системность; комплексность; вариантность; согласованность отдельных элементов; отражение отраслевой и территориальной специфики

Этапы выполнения экономического анализа

  • уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы
  • разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа
  • собирается и подготавливается к анализу вся информация
  • проводится сравнение фактических результатов деятельности с плановыми либо с данными прошлых периодов
  • изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия
  • выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства
  • оценка результатов хозяйственной деятельности с учётом действия различных факторов и выявление неиспользованных резервов

Основные виды экономического анализа

  1. оценка хозяйственной деятельности предприятия:
    • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов
    • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов
    • определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (например, производство сувениров из отходов, более тонкое стекло бутылки Coca-Cola)
    • выявление и измерение внутренних резервов на всех этапах производственного процесса
    • оценку управленческих решений (все ли было учтено)

                    показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия

    • показатели эффективности использования основных фондов: здания, оборудование (показатель фондоотдачи (чем он выше, тем лучше, т.е. ресурс используется более эффективно)(Фот ) Фот  = Qв / Сср, Qв – объем произведенной продукции за определенный период, руб.,  Сср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; показатель фондоемкости (Фё) Фё  = 1 / Фот)
    • показатели эффективности использования оборотных средств: деньги в обороте, скорость оборота и величина прибыли (коэффициент оборачиваемости (показывает прибыльность, как быстро деньги оборачиваются) Коб = Qрп/ Ос, Qрп  – объем реализованной продукции, Ос – средняя сумма оборотных средств; коэффициент загрузки (показывает затратность, т.е. сколько копеек оборотных средств нам нужно, чтобы произвести продукции на 1 рубль) Кз = 1/ Коб)
    • показатели эффективности использования трудовых ресурсов (а) натуральный показатель – количество произведенной продукции в расчете на одного работника за определенное время; б) стоимостной показатель – сметная стоимость выполненного объема работ в расчете на одного работника; в) трудовой показатель – трудоемкость по отдельным технологическим установкам - человекочасы)
  1. оценка финансового состояния предприятия:
  • контроль осуществления требований коммерческого расчета
  • оценка оперативного и стратегического планирования финансовой деятельности
  • диагностика финансового состояния (анализ ликвидности, баланса, показателей платежеспособности, рентабельности)
  • финансовый анализ деятельности, рентабельности, риска
  • финансовая оценка предприятия

Коэффициенты ликвидности:

а) текущей ликвидности = оборотные активы/краткосрочные обязательства (должен быть от 1 до 2, т.к. деньги не должны залеживаться);

б) абсолютной ликвидности = (текущие активы – товарно-материальные запасы)/ краткосрочные обязательства. Краткосрочные обязательства – обязательства, по которым нужно расплачиваться быстро. Товарно-материальные запасы –это запасы, которые сложнее всего продать.

Коэффициенты оборачиваемости:

  а) оборачиваемость дебиторской задолженности = реализация/дебиторская задолженность (речь идет об отсрочке, предоставляемой покупателям, из-за наличия которой может наблюдаться кассовый разрыв;

 б) оборачиваемость кредиторской задолженности = себестоимость реализованной продукции/кредиторская задолженность;

в) оборачиваемость активов = реализация/активы

г) оборачиваемость товарно-материальных запасов = себестоимость реализованной продукции/ товарно-материальные запасы

Показатели финансовой устойчивости:

а) коэффициент финансовой независимости = собственный капитал/ активы (если менее 40%, то это показатель финансовой зависимости от кредитов)

б) коэффициент финансовой зависимости = активы/ собственный капитал;

в) коэффициент финансового равновесия =   оборотные активы/ краткосрочные обязательства

Коэффициенты рентабельности:

 а) рентабельности валовой прибыли = (реализация– себестоимость)/ реализация

б) рентабельности чистой прибыли = чистая прибыль/реализация, т.е. доля чистой прибыли от выручки (15% у западных компаний)

в) рентабельности собственного капитала = чистая прибыль/ собственный капитал;

г) рентабельности активов = чистая прибыль/ среднегодовая стоимость активов, т.е. доля чистой прибыли в активах компании.

  1. анализ нововведений и их инвестирования
  • анализ финансовых потоков инвестирования
  • кратковременное финансовое прогнозирование
  • анализ финансовых проблем в области инвестирования
  • планирование и осуществление нововведений

Эффективность инноваций = стоимостная оценка результатов – стоимостная оценка затрат

Основные методы оценки эффективности инвестиций

  • метод определения чистой текущей стоимости
  • метод расчета внутренней нормы дохода
  • метод расчета индекса рентабельности инвестиций
  • метод определения срока окупаемости инвестиций

Вопрос 15. Важнейшие уровни аппарата управления

Аппарат управления в крупных многоотраслевых международных компаниях (ТНК) можно разбить на следующие три основных уровня управления:

1) высший уровень управления – Top management (функция: разработка стратегических направлений и целей развития)

  • общее собрание акционеров (утверждение устава общества, определение состава совета директоров, определение количества, стоимости и типа акций и прав, предоставляемых этими акциями, выплата дивидендов, утверждение годовых отчетов, принятие решений об участи в холдингах, ФПГ, ассоциациях, принятие решение об одобрении крупных сделок)
  • совет директоров (выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы, определение приоритетных направлений деятельности, размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг, определение размера оплаты услуг аудитора, рекомендации по размеру дивидендов по акциям, использование резервного фонда, создание филиалов и открытие представительств, одобрение крупных сделок, диверсификация производственных программ, контроль за выполнением исполнительным звеном решений высшего управления, определение внутрифирменной координации всех подразделений)
  • комитеты (а) по стратегическому планированию (определение стратегических целей, выработка приоритетных направлений, рекомендаций по дивидендной политике, оценка эффективности деятельности в долгосрочной перспективе), б) по кадрам и вознаграждению (политика в области вознаграждения, критерии отбора и оценка кандидатов на высшие руководящие должности, разработка условий договоров с кандидатами на высшие должности, оценка деятельности высших руководящих должностей) , в) по аудиту (контроль за информацией о финансовых результатах деятельности, внутренний финансовый контроль, кураторство независимых аудиторов), задача – осуществление внутрифирменной функциональной  координации, увязка деятельности различных звеньев
  • правление и CEO(текущее планирование, руководство производством, сбытом и R&D, выработка конкретного курса действий, предназначенных для реализации глобальных целей, делегирование полномочий на более низкие уровни управления, контроль финансового положения, кадровая политика, утверждение бюджетов, контроль за прибыльностью)

2) средний уровень управления – Middle management (функция: обеспечение эффективности функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений) – возглавляются вице-президентом и заместителями генерального директора.

  • центральные службы (обеспечение координации работы соответствующих функциональных подразделений в производственных отделениях, посредники между top management и низовым уровнем: связи по линии организации производственного процесса, связи по линии согласования проектов, связи по линии учета и контроля)

3)   низовой уровень управления– Lower management (функция: оперативное решение задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений)

  • оперативно-хозяйственные подразделения (производственные отделения, стратегические центры хозяйствования, реализация текущего плана, координация деятельности входящих в них производственных отделений)

Существенной особенностью современной структуры управленческого аппарата крупных фирм является отделение стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности.

Наметилось четкое разграничение функций между тремя уровнями управления:

высший уровень управления ориентирован, в первую очередь, на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений;

средний уровень призван обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений;

низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли. Средства и методы для достижения поставленных целей оперативное звено управления разрабатывает и осуществляет самостоятельно, однако лишь в рамках тех связей и взаимозависимостей, которые устанавливаются внутри фирмы и регулируются высшим и средним звеньями управления.

 

 

 

 

 

Вопрос 16. Высший уровень аппарата управления фирмой и его функции

Высший уровень управления  – Top management (функция: разработка стратегических направлений и целей развития; выработка общей политики Советом директоров и практическая реализация этой политики Правлением)

1.общее собрание акционеров

  • внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции
  • реорганизация/ликвидация общества
  • определение количественного состава совета директоров
  • определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями
  • увеличение/уменьшение уставного капитала общества
  • образование исполнительного органа общества
  • избрание членов ревизионной комиссии, утверждение аудитора общества
  • выплата (объявление) дивидендов
  • утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности
  • определение порядка ведения общего собрания акционеров
  • избрание членов счетной комиссии
  • дробление и консолидация акций
  • принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
  • принятие решений об одобрении крупных сделок
  • приобретение обществом размещенных акций
  • принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях
  • утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"