Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Классификация фирм по размерам (определение налогообложения и кредитования в зависимости от принадлежности)
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Определение размеров предприятия может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п. Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности - средние и близкие к мелким предприятия.
В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями. Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства. Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Закон «О развитии малых и средних предприятий» с 1 января 2008 года.
Критерии классификация фирм по размерам в России (установлены, базируясь на реальной практике; берется наибольший критерий)
1) средняя численность работников за предшествующий календарный год: до 15 человек – микропредприятия; до 100 человек – малые фирмы; 100-250 человек – средние фирмы;
2) выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без учета
НДС или балансовая стоимость
активов за предшествующий
Критерии классификация фирм по размерам в США
Критерии классификация фирм по размерам в ЕС (не все страны еще перешли на эти критерии: UK, Greece, а вот Прибалтика первой присоединилась к этим критериям и подпала под действие спец. программ ЕС по оказанию помощи)
Критерии классификация фирм по размерам в Японии: на транспорте, в строительстве и связи – с числом занятых не более 300 человек и размерами капитала до 300 млн. иен; в оптовой торговле – с числом занятых не более 100 человек и размерами капитала до 100 млн иен; в розничной торговле и сфере услуг – с числом занятых соответственно не более 50 и не более 100 человек при размере капитала не более 50 млн. иен
Вопрос 10. Договорные формы объединений фирм – на основе соглашения, при этом все фирмы остаются самостоятельными.
В силу антимонопольного законодательства утратили свое значение картель, синдикат, пул и трест.
1)Картель – объединение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, которые вступают в соглашение, касающееся преимущественно регулирования сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.
Особенности картеля: договорный характер объединения; это форма сговора группы производителей; сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия; совместная деятельность по реализации продукции; наличие системы принуждения
Договоренности в картеле: сбыт по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; производство и сбыт продукции по строго определенным нормам (квоты); разграничение рынков сбыта (похоже на современный ОПЕК или наркокартель)
На практике формируются следующие виды картелей:
1. Ценовой картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей.
2. Долевой картель, выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями и территории сбыта, что исключает взаимную конкуренцию.
3. Закупочный картель - монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определённого вида с целью сбить закупочные цены.
4. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
Картели могут иметь как национальный характер, так и международный характер (ОПЕК).
Разрешены картели в Европе, на них приходится небольшая доля рынка (на 28 стран ЕС менее 5% на страну), деятельность которых базируется на освоении нового рынка, которые приносят пользу экономике страны (способствуют НТП – «Роснано»), «кризисные» картели.
2) Синдикат – разновидность картельного соглашения, объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган (однотипная продукция одной отрасли). Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. Сбыт продукции осуществляется централизованно (по сверхвысоким ценам, что приносит сверхвысокие прибыли), равно как и закупка сырья через синдикатскую сбытовую контору закупок сырья для участников синдиката (сверхнизкие цены на оптовый объем). Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
3) Пул (от англ. pool – общий котел) – форма объединения компаний с заранее оговоренными условиями распределения прибыли из общего фонда (из общего котла в заранее установленной пропорции). Известны биржевые пулы (объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице курсов), инвестиционные (объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект - разведка и добыча на недрах федерального значения), патентные (соглашение о взаимном использовании одного патента всеми участниками) и торговые пулы (объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по завышенным ценам, т.е. создание искусственного дефицита товаров – повышение цен на бензин всеми заправками одновременно).
Особенности пула: временный характер (либо появятся другие игроки, либо государственное регулирование; устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли
4) Консорциум – временное договорное объединение, союз хозяйственно самостоятельных предприятий на основе соглашения между банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государственными структурами для осуществления конкретных экономических проектов, совместной скоординированной деятельности, направленной на получение и реализацию заказов, проведение финансовых операций (совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе и международных). Консорциум снижает риски участвующих в нем субъектов хозяйствования; компании, входящие в консорциум, остаются экономически и юридически самостоятельными. После реализации поставленной цели консорциумы прекращают свою деятельность.
Особенности консорциума:
5)Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей за счёт получения синергетического эффекта от объединения стратегических ресурсов компаний. Стратегические альянсы представляют собой соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. В рамках этого соглашения определяется, что участники альянса осуществляют совместную координацию стратегического планирования и управления деятельностью с выгодой для каждого участника. Участники альянса используют конкурентные преимущества друг друга (в технологиях, в научно-технических разработках и т.п.) для совместной конкурентной борьбы.
Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:
1) альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях – будучи, например, совладельцами одной из фирм, им приходится координировать свою деятельность с учётом этого в долгосрочном плане.
2) стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);
3) альянсы для реализации совместных инвестиционных проектов;
4) альянсы со слабой кооперацией (когда область совместных интересов незначительна).
Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества для реализации совместных инвестиционных проектов. К этой группе относится более половины всех стратегических союзов. Компании развитых стран, ориентированные на экспорт, создают альянсы с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. В последнее время ведущие компании из разных частей света создают стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к ещё большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Стратегические альянсы является неустойчивой формой сотрудничества, одним из довольно частым исходом которого является поглощение одного партнёра более крупным партнёром - зная сильные и слабые стороны партнёра, крупный участник альянса намеренно ставит партнёра в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнёром по альянсу (например, «Северсталь» - «УАЗ»).
Цели альянса:
Вопрос 11. Интеграционные формы объединений фирм – на основе слияния капитала (Ex. Головная и дочерняя компании)
1)Трест - объединение, в котором предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Это вертикально интегрированная компания, монополия.
Особенности треста: