Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 805.70 Кб (Скачать)

Классификация фирм по размерам (определение налогообложения и кредитования в зависимости от принадлежности)

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Определение размеров предприятия может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п. Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности - средние и близкие к мелким предприятия.

В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями. Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства. Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Закон «О развитии малых и средних предприятий» с 1 января 2008 года.

  • микрофирмы (до 15 человек, до 60 млн рублей)
  • малые (до 100 человек, до 400 млн рублей) -способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат; доля малых предприятий в РФ – 30%; во многих странах малый бизнес – это основа
  • Средние (100-250 человек, до 1 млрд рублей)
  • крупные (свыше 250 человек, от 1 млрд рублей)

Критерии классификация фирм по размерам в России (установлены, базируясь на реальной практике; берется наибольший критерий)

1)    средняя численность  работников за предшествующий календарный год: до 15 человек – микропредприятия; до 100 человек – малые фирмы; 100-250 человек – средние фирмы;

2)    выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  НДС или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год: микропредприятия – до 60 млн. рублей; малые предприятия – до 400 млн. рублей; средние предприятия – до 1000 млн. рублей

Критерии классификация фирм по размерам в США

  • численность работников в зависимости от вида деятельности варьируется от 100, 500 до 1000 человек
  • годовой доход варьируется от 750 тыс. до 20 млн. долларов

Критерии классификация фирм по размерам в ЕС (не все страны еще перешли на эти критерии: UK, Greece, а вот Прибалтика первой присоединилась к этим критериям и подпала под действие спец. программ ЕС по оказанию помощи)

  • средние предприятия – от 50 до 249 занятых, при ежегодном обороте, не превышающем 50 миллионов евро и с балансом предприятия до 43 миллионов евро
  • малые предприятия – 10-49 занятых, предел объема оборота и баланса - 10 миллионов евро (в Германии доля малых предприятий – 70%, малые+средние – 90%)
  • микропредприятия - менее 10 занятых, предел объема оборота и баланса - 2 миллиона евро
  • предприятие должно быть экономически независимым

Критерии классификация фирм по размерам в Японии: на транспорте, в строительстве и связи – с числом занятых не более 300 человек и размерами капитала до 300 млн. иен; в оптовой торговле – с числом занятых не более 100 человек и размерами капитала до 100 млн иен; в розничной торговле и сфере услуг – с числом занятых соответственно не более 50 и не более 100 человек  при  размере капитала не более 50 млн. иен

Вопрос 10. Договорные формы объединений фирм – на основе соглашения, при этом все фирмы остаются самостоятельными.

В силу антимонопольного законодательства утратили свое значение картель, синдикат, пул и трест.

1)Картель – объединение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, которые вступают в соглашение, касающееся преимущественно регулирования сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

Особенности картеля: договорный характер объединения; это форма сговора группы производителей; сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия;  совместная деятельность по реализации продукции; наличие системы принуждения

Договоренности в картеле:  сбыт по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; производство и сбыт продукции по строго определенным нормам (квоты); разграничение рынков сбыта (похоже на современный ОПЕК или наркокартель)

На практике формируются следующие виды картелей:

1. Ценовой картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей.

2. Долевой картель, выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями и территории сбыта, что исключает взаимную конкуренцию.

3. Закупочный картель - монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определённого вида с целью сбить закупочные цены.

4. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

Картели могут иметь как национальный характер, так и международный характер (ОПЕК).

Разрешены картели в Европе, на них приходится небольшая доля рынка (на 28 стран ЕС менее 5% на страну), деятельность которых базируется на освоении нового рынка, которые приносят пользу экономике страны (способствуют НТП – «Роснано»), «кризисные» картели.

2) Синдикат – разновидность картельного соглашения, объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган (однотипная продукция одной отрасли). Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций.  Сбыт продукции осуществляется централизованно (по сверхвысоким ценам, что приносит сверхвысокие прибыли), равно как и закупка сырья через синдикатскую сбытовую контору закупок сырья для участников синдиката (сверхнизкие цены на оптовый объем). Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

3) Пул (от англ. pool – общий котел) – форма объединения компаний с заранее оговоренными условиями распределения прибыли из общего фонда (из общего котла в заранее установленной пропорции). Известны биржевые пулы (объединение финансовых средств  для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице курсов), инвестиционные (объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект - разведка и добыча на недрах федерального значения), патентные (соглашение о взаимном использовании одного патента всеми участниками) и торговые пулы (объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по завышенным ценам, т.е. создание искусственного дефицита товаров – повышение цен на бензин всеми заправками одновременно).

Особенности пула: временный характер (либо появятся другие игроки, либо государственное регулирование; устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли

4) Консорциум – временное договорное объединение, союз хозяйственно самостоятельных предприятий на основе соглашения между банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государственными структурами для осуществления конкретных экономических проектов, совместной скоординированной деятельности, направленной на получение и реализацию заказов, проведение финансовых операций (совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе и международных). Консорциум снижает риски участвующих в нем субъектов хозяйствования; компании, входящие в консорциум, остаются экономически и юридически самостоятельными. После реализации поставленной цели консорциумы прекращают свою деятельность.

Особенности консорциума:

  • организация консорциума оформляется соглашением
  • консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица
  • как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур
  • компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность
  • зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями
  • объединение временное; соглашение о консорциуме может иметь разовый, кратковременный или долговременный характер.
  • целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта
  • внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства
  • членство в консорциуме добровольное, выйти из него можно в любой момент
  • компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов
  • для современных консорциумов характерно многонациональное представительство.
  • в мировой практике наиболее часто встречаются консорциумы, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа (возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией)

           5)Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей за счёт получения синергетического эффекта от объединения стратегических ресурсов компаний. Стратегические альянсы представляют собой соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. В рамках этого соглашения определяется, что участники альянса осуществляют совместную координацию стратегического планирования и управления деятельностью с выгодой для каждого участника. Участники альянса используют конкурентные преимущества друг друга (в технологиях, в научно-технических разработках и т.п.) для совместной конкурентной борьбы.

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

1) альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях – будучи, например, совладельцами одной из фирм, им приходится координировать свою деятельность с учётом этого в долгосрочном плане.

2) стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);

3) альянсы для реализации совместных инвестиционных проектов;

4) альянсы со слабой кооперацией (когда область совместных интересов незначительна).

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества для реализации совместных инвестиционных проектов. К этой группе относится более половины всех стратегических союзов. Компании развитых стран, ориентированные на экспорт, создают альянсы с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. В последнее время ведущие компании из разных частей света создают стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к ещё большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке.  Стратегические альянсы является неустойчивой формой сотрудничества, одним из довольно частым исходом которого является поглощение одного партнёра более крупным партнёром - зная сильные и слабые стороны партнёра, крупный участник альянса намеренно ставит партнёра в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнёром по альянсу (например, «Северсталь» - «УАЗ»). 

Цели альянса:

  • достижение экономии на масштабах производства за счет совместного использования производственных мощностей
  • объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции
  • снижение рисков в деятельности, неопределенности и усиление стабильности развития (объединение опыта и ресурсов)
  • получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и имеются высокие входные барьеры
  • передача технологий, знаний и ноу-хау, обучение персонала
  • совместная разработка и производство технически сложных изделий

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 11. Интеграционные формы объединений фирм – на основе слияния капитала (Ex. Головная и дочерняя компании)

1)Трест - объединение, в котором предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую, финансовую,  производственную и коммерческую самостоятельность. Это вертикально интегрированная компания, монополия.

Особенности треста:

  • самая жесткая форма интеграции компаний (объединение всех сторон деятельности предприятий)
  • сравнительная производственная однородность деятельности (узкая специализация на одном или нескольких видах однородной продукции)
  • объединяемые предприятия теряют юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность
  • объединяемые предприятия подчиняются одной головной компании

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"