Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 805.70 Кб (Скачать)

                                                                                             Пирамида А. Маслоу

 

 

 

Недостатки школы человеческих отношений и школы поведенческих наук

  • отсутствие точных математических методов исследования, конкретных расчетов
  • делали основной упор на коллектив

Бихевиоризм - поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников. Поведенческие науки психология и социология сделали изучение поведения человека на рабочем месте строго научным. Представители данного направления: Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, П. Дракер, Р. Лайкерт.

В рамках этой школы интересными представляются теории Х и У МакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации управления.

Для теории X характерен следующий взгляд на человека. Средний человек: от природы ленив, он старается избегать работы; нечестолюбив, не любит ответственности; безразличен к проблемам организации; от природы противится переменам; нацелен на извлечение материальной выгоды; доверчив, не слишком сообразителен, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили. Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута и пряника», на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания.  По мнению МакГрегора, люди совсем не таковы от природы и им присуши противоположные качества. Поэтому менеджерам необходимо руководствоваться другой теорией, которую он назвал теорией Y.

Основные положения теории Y МакГрегора:

  • люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они становятся такими в результате работы в организации;
  • люди стремятся к результатам, они способны генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации;
  • обязанность управления — помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.

В теории Y большое внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятной для максимального проявления инициативы и изобретательности. При этом акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании как свои собственные.

Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в теорию управления:

  • Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда работников.
  • Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
  • Теория мотивации работников. Согласование интересов труда и капитала путем мотивации.
  • Концепция стилей управления и лидерства.

Как и в более ранних теориях, представители этих школ отстаивали «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении человека всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, как выяснилось впоследствии, такие приемы, как изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказываются эффективными только в определенных ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты, этот подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его основоположники.

Вопрос 6. Эмпирическая школа, школа «социальных систем» и новая школа науки управления

1.Эмпирическая школа (П. Друкер, Р.Дэвис, А. Слоун, А. Чандлер, Г.Саймондс), 1940-1950

Теоретики этой школы непосредственно связаны с американскими корпорациями и являются крупными менеджерами или консультантами фирм. Неудивительно поэтому, что ее представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение. Для них характерно стремление приблизить теоретические исследования к практике путем определения принципов организационного управления, которые обычно формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности. С другой стороны, в их трудах находит отражение стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, разработанных «классической» школой научного управления. Представители этой школы рассматривают также социометрические и психологические аспекты управления.

  • управление и распространение практического опыта или эмпирического управления
  • внедрение в практику обучение менеджеров в конкретных управленческих ситуациях
  • разработка стилей управления

Недостатки эмпирической школы: недостаточная научность некоторых рекомендаций эмпирической школы

2.Школа «Социальных систем» (Ф. Селзник, Г. Саймон, Ч. Барнард), 1950-1960

Разрабатывают системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Центральным методологическим понятием оказывается понятие связи или связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы пытаются выявить постоянные элементы всякой организации: «организационные универсалии», одинаково присущие как, предположим, часовому механизму, так и обществу.

 Г. Саймон, рассматривая множество подлежащих системному исследованию переменных, придает первостепенное значение изучению влияния переменных на принятие решения, доходя до отождествления понятий принятие решений и управление.

 В отличие от него Ф. Селзник придает первостепенное значение влиянию переменных на цели и задачи организационных систем, уделяет значительное внимание механизмам, соединяющим воедино организации и группы с различными целями, много занимается проблемами взаимосвязи конфликта и организации.

В работах  Е.Триста и А.Райса  производственная организация рассматривается как система, погруженная в более общую организационную среду, равновесие которой имеет предопределяющее значение для выживания данной организации.

   Социальная организация рассматривалась как комплексная организационная система с рядом составляющих:

  • индивид
  • формальная структура организации
  • неформальная структура организация
  • статусы и роли членов организации
  • внешнее окружение
  • технические средства труда

Недостатки школы «Социальных систем» - ошибка в отождествлении социальных производственных отношений с организацией производственного процесса

3.Новая школа науки управления (Л.Берталанфи,  А. Раппопорт, Р. Аккоф, Я. Типберген, Л. Клейн, А.Гольдбергер, В. Леонтьев), 1950 – наст.вр.

Задача - внедрение методов и аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности (исследованием процессов принятия такого класса решений, которые позволяют применять новейшие математические методы и технические средства.             Цель - повышение рациональности решений.

Теория количественных методов менеджмента: применение метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моделей наиболее часто встречающихся задач управления, процессов принятия решений, оптимизации их, а также попытки применить статистические методы, теорию игр и т. д. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, при расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента. По существу эта школа использует количественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях и использовании компьютеров.

Исследование операций в области менеджмента — это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает существенные свойства реальности, т.е. упрощает. Это позволяет придать переменным количественные значения и объективно сравнить и описать каждую переменную, а также взаимозависимости между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Также в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники». Система— это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Таким образом, можно сказать, что зарождение и развитие управленческой мысли может быть описано как взаимопереплетённая цепь трех различных философий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений или бихевиоральное направление; математическая школа. Эволюция управленческой мысли доказала, что все три звена взаимосвязаны и необходимы

  • исследование процессов принятия решений с применением новейших математических методов и средств, включающих активное использование вычислительной техники, в целях повышения рациональности принятия управленческих решений

Недостатки новой школы науки управления: появление новой, более совершенной электронно-вычислительной техники, методов и моделей требует постоянного пересмотра положений школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 7. Классификация фирм в менеджменте по виду и характеру хоз. деятельности, по принадлежности капитала и контролю

1)По отраслевой принадлежности предприятия подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее по менее крупным подразделениям. Самое важное отличие предприятий друг от друга – это их принадлежность к определенной отрасли экономики государства — промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, торговля, финансовая сфера, снабжение и сбыт, культура, наука и образование, здравоохранение и т.п. Классификация предприятий по отраслям осуществляется по назначению выпускаемой продукции, общности используемого сырья, характеру технической базы и технологического процесса, профессиональным составом кадров и т.д. 

  • промышленные (в основе своей деятельности имеют производство товаров, это предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции; в результате большой концентрации и интернационализации производства выпуск подавляющего количества продукции и значительная часть международной торговли сосредоточена в руках небольшой группы крупных промышленных фирм-гигантов, среди которых наиболее масштабные транснациональные корпорации (ТНК))
  • торговые (занимаются в основном проведением операций по купле-продаже  всевозможных товаров (Ex. Wallmart), могут функционировать независимо как юридически, так и в хозяйственном отношении от других фирм и проводить торгово-посреднические операции на рынке, либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий. Торговые фирмы бывают либо узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий. Среди торговых фирм особо выделяются крупные монополистические объединения, по масштабам деятельности и финансовой мощи находящиеся на уровне промышленных фирм-гигантов. Такие торговые компании по характеру своей деятельности обычно являются международными; обзаводятся собственными производственными предприятиями по очистке, первичной обработке, сортировке товаров. Многие крупные торговые фирмы осуществляют производственную деятельность, связанную не только с обработкой сырьевых товаров, которыми они торгуют, но и с продукцией других отраслей промышленности, причем как в своей стране, так и за ее пределами)
  • транспортные (специализируются на отдельных видах перевозок, поэтому они делятся на судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные)
  • строительные
  • научно-производственные
  • страховые (страхование грузов, жизни, пассажиров; осуществляют страхование грузов при международных морских, авиационных, автомобильных и других перевозках, играют существенную роль на мировом рынке )
  • транспортно-экспедиторские (специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм, Ex. DHL. Функции транспортно-экспедиторских фирм весьма многообразны: проверка состояния тары и упаковки, маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, осуществление таможенных операций, организация контейнерных перевозок и др.)
  • инжиниринговые (оказывают инженерно-консультационные услуги, выделенные в самостоятельную сферу деятельности; комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов. Всю совокупность инжиниринговых услуг можно подразделить на две группы: услуги по подготовке, и услуги по обеспечению нормального процесса производства, а также реализации продукции)
  • консалтинговые (оказывают консультативную помощь по широкому кругу вопросов экономической деятельности предприятий, фирм, организаций. Консалтинговые фирмы представляют услуги: по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий и т.д.), цен; по оценке торгово-политических условий; по разработке технико-экономических обоснований для различных объектов; по решению проблем управления производством, фирмой; по разработке маркетинговых программ, экспортной стратегии и т.д.)
  • арендные (лизинговые): лизинг—долгосрочная (от 6 месяцев до нескольких лет) аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др. Основная задача лизинговых фирм состоит в том, чтобы покупать изделия, нужные клиентам, и сдавать их этим клиентам в аренду на заранее согласованный срок за соответствующую плату. В результате клиент в конце согласованного срока службы объекта лизинговой сделки обычно приобретает его в собственность, однако возможно также продление срока действия лизингового договора и возврат объекта лизингодателю.
  • аудиторские (проверяют состояние финансово-хозяйственной деятельности субъектов независимо от форм собственности и видов деятельности. Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"