Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Недостатки школы человеческих отношений и школы поведенческих наук
Бихевиоризм - поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников. Поведенческие науки психология и социология сделали изучение поведения человека на рабочем месте строго научным. Представители данного направления: Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, П. Дракер, Р. Лайкерт.
В рамках этой школы интересными представляются теории Х и У МакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации управления.
Для теории X характерен следующий взгляд на человека. Средний человек: от природы ленив, он старается избегать работы; нечестолюбив, не любит ответственности; безразличен к проблемам организации; от природы противится переменам; нацелен на извлечение материальной выгоды; доверчив, не слишком сообразителен, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили. Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута и пряника», на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. По мнению МакГрегора, люди совсем не таковы от природы и им присуши противоположные качества. Поэтому менеджерам необходимо руководствоваться другой теорией, которую он назвал теорией Y.
Основные положения теории Y МакГрегора:
В теории Y большое внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятной для максимального проявления инициативы и изобретательности. При этом акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании как свои собственные.
Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в теорию управления:
Как и в более ранних теориях, представители этих школ отстаивали «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении человека всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, как выяснилось впоследствии, такие приемы, как изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказываются эффективными только в определенных ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты, этот подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его основоположники.
Вопрос 6. Эмпирическая школа, школа «социальных систем» и новая школа науки управления
1.Эмпирическая школа (П. Друкер, Р.Дэвис, А. Слоун, А. Чандлер, Г.Саймондс), 1940-1950
Теоретики этой школы непосредственно связаны с американскими корпорациями и являются крупными менеджерами или консультантами фирм. Неудивительно поэтому, что ее представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение. Для них характерно стремление приблизить теоретические исследования к практике путем определения принципов организационного управления, которые обычно формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности. С другой стороны, в их трудах находит отражение стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, разработанных «классической» школой научного управления. Представители этой школы рассматривают также социометрические и психологические аспекты управления.
Недостатки эмпирической школы: недостаточная научность некоторых рекомендаций эмпирической школы
2.Школа «Социальных систем» (Ф. Селзник, Г. Саймон, Ч. Барнард), 1950-1960
Разрабатывают системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Центральным методологическим понятием оказывается понятие связи или связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы пытаются выявить постоянные элементы всякой организации: «организационные универсалии», одинаково присущие как, предположим, часовому механизму, так и обществу.
Г. Саймон, рассматривая множество подлежащих системному исследованию переменных, придает первостепенное значение изучению влияния переменных на принятие решения, доходя до отождествления понятий принятие решений и управление.
В отличие от него Ф. Селзник придает первостепенное значение влиянию переменных на цели и задачи организационных систем, уделяет значительное внимание механизмам, соединяющим воедино организации и группы с различными целями, много занимается проблемами взаимосвязи конфликта и организации.
В работах Е.Триста и А.Райса производственная организация рассматривается как система, погруженная в более общую организационную среду, равновесие которой имеет предопределяющее значение для выживания данной организации.
Социальная организация рассматривалась как комплексная организационная система с рядом составляющих:
Недостатки школы «Социальных систем» - ошибка в отождествлении социальных производственных отношений с организацией производственного процесса
3.Новая школа науки управления (Л.Берталанфи, А. Раппопорт, Р. Аккоф, Я. Типберген, Л. Клейн, А.Гольдбергер, В. Леонтьев), 1950 – наст.вр.
Задача - внедрение методов и аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности (исследованием процессов принятия такого класса решений, которые позволяют применять новейшие математические методы и технические средства. Цель - повышение рациональности решений.
Теория количественных методов менеджмента: применение метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моделей наиболее часто встречающихся задач управления, процессов принятия решений, оптимизации их, а также попытки применить статистические методы, теорию игр и т. д. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, при расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента. По существу эта школа использует количественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях и использовании компьютеров.
Исследование операций в области менеджмента — это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает существенные свойства реальности, т.е. упрощает. Это позволяет придать переменным количественные значения и объективно сравнить и описать каждую переменную, а также взаимозависимости между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.
Также в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники». Система— это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.
Таким образом, можно сказать, что зарождение и развитие управленческой мысли может быть описано как взаимопереплетённая цепь трех различных философий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений или бихевиоральное направление; математическая школа. Эволюция управленческой мысли доказала, что все три звена взаимосвязаны и необходимы
Недостатки новой школы науки управления: появление новой, более совершенной электронно-вычислительной техники, методов и моделей требует постоянного пересмотра положений школы
Вопрос 7. Классификация фирм в менеджменте по виду и характеру хоз. деятельности, по принадлежности капитала и контролю
1)По отраслевой принадлежности предприятия подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее по менее крупным подразделениям. Самое важное отличие предприятий друг от друга – это их принадлежность к определенной отрасли экономики государства — промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, торговля, финансовая сфера, снабжение и сбыт, культура, наука и образование, здравоохранение и т.п. Классификация предприятий по отраслям осуществляется по назначению выпускаемой продукции, общности используемого сырья, характеру технической базы и технологического процесса, профессиональным составом кадров и т.д.