Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 805.70 Кб (Скачать)

2)Концерн (автомобильные, кондитерские) – объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством а) системы участия (перекрестное владение акциями, которые дают им возможность принимать управленческие решения), б) персональных уний (совмещение одним лицом руководящих должностей в разных компаниях), в) патентно-лицензионных соглашений (используются одни и те же разработки, напр. автомобильный концерн), финансирования, тесного производственного сотрудничества для осуществления совместной деятельности с добровольной централизацией функций: научно-технических, производственных, инвестиционных, финансовых, внешнеэкономических, природоохранных и иных.

Различают вертикальные и горизонтальные концерны.

Вертикальный концерн – объединение предприятий, компаний разных отраслей, связанных технологической последовательностью процесса производства продукции (горнодобывающие, металлургические, машиностроительные).

Горизонтальный концерн – объединение предприятий, компаний одной отрасли, производящих однородную продукцию.

Особенности концерна:

  • самая жесткая после трестов функциональная форма интеграции
  • имеет производственный характер
  • номинальная самостоятельность входящих в концерн предприятий, компаний как юридических лиц при фактическом подчинении единому хозяйственному руководителю (правлению в лице председателя);
  • в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление (контроль финансовых потоков), ценообразование, кадровая политика, использование производственных мощностей, научно-технической политики
  • головная компания концерна является держателем контрольного пакета акций, как правило, она организуется в виде холдинговой компании
  • деятельность ориентирована в основном на производство
  • полностью контролируется деятельность объединяющихся компаний

3)Холдинг – это управляющая компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний или паями дочерних компаний с целью осуществления контроля и управления их деятельностью для завоевания новых секторов рынка и снижения издержек производства. Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Объединяемые в холдинги компании имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность, но самые существенные вопросы решаются в холдинговой компании. Холдинговая компания занимается только управлением и не ведет хозяйственную деятельность.

Основания возникновения холдинга: преобладающее участие головной компании в уставном капитале других юридических лиц; договор о создании холдинга; решение собственников имущества

Принципы построения холдинга:

  • общие (наделение предприятий холдинга необходимыми средствами; назначение руководителей предприятий; разработка правил функционирования и контроль за их соблюдением)
  • горизонтальных отношений в холдинге (принцип взаимовыгодного сотрудничества; принцип свободы выбора партнера; принцип соблюдения интересов каждого предприятия холдинга)
  • вертикальных отношений в холдинге (стратегическое и оперативное планирование; контроль над соблюдением установленных правил игры; отчисления на содержание Управляющей компании; принцип невмешательства в оперативное управление; открытость предприятия к проверкам со стороны Управляющей компании; принцип единоначалия)
  • финансовой организации холдинга (принципы достаточности, окупаемости, исключения дублирования)

4)Финансово-промышленная группа – объединение юридически и хозяйственно самостоятельных предприятий различных отраслей; это объединение с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой - предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заёмных средствах.

Основная цель создания финансово-промышленных групп – реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности производства, создание рациональных технических связей, привлечение инвестиций, расширение рынков сбыта, создание новых рабочих мест.

Характеристики ФПГ

  • интеграция не только через объединение финансовых ресурсов, но и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику
  • во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности.
  • наличие общей стратегии
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников (каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках)
  • решение многих вопросов с меньшими издержками

Способы создания ФПГ

  • добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества
  • добровольная передача участниками создаваемой ФПГ пакетов своих акций в управление одному из участников группы
  • приобретение одним из участников группы пакетов акций других предприятий

Преимущества ФПГ

  • происходит укрепление технологической цепочки
  • диверсификация деятельности придает большую устойчивость
  • создаются предпосылки для структурной перестройки производства
  • появляются перспективы аккумулирования значительного капитала
  • возникают возможности маневрирования финансовыми ресурсами
  • увеличивается финансовая устойчивость группы

 5)Конгломерат– многоотраслевое объединение с размытыми рамками горизонтальной и вертикальной интеграции, организационно объединяющее под единым финансовым контролем разнородные предприятия.

Особенности конгломератов

  • отсутствие производственной общности, технологического и целевого единства с профилирующим производством фирмы интегратора;
  • полная финансовая зависимость дочерних компаний от головной при юридической и производственно-хозяйственной самостоятельности;
  • значительная децентрализация управления хозяйствующими субъектами, использующими в своей основе финансово-экономические методы;
  • превалируют финансово-экономические методы управления
  • формируется особое финансовое ядро

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации. На современном этапе отмечается, что процессы слияния и поглощения компании, система их диверсифицированной интеграции, смена мотиваций управленческого персонала компаний, связанная с переходом из "собственников" в "наемные работники" при их интеграции, приводит к значительному снижению эффективности функционирования конгломератов.

6) Вертикально-интегрированная компания – сложная организационно-производственная структура холдингового типа с единым управляющим центром и замкнутым циклом производства, объединяющая предприятия, последовательно участвующие в производстве, продаже и потреблении готового продукта на последующих стадиях единого технологического процесса, таким образом, взаимосвязанных друг с другом товарными и денежными потоками.

Цели вертикальной интеграции: получение оптимальной прибыли;  обеспечение стабильного функционирования компании

Преимущества интеграции

  • полный цикл производства
  • концентрация финансовых ресурсов
  • способность реализовать приоритетные программы
  • наиболее эффективная система взаиморасчетов
  • повышение конкурентоспособности российских производителей
  • снижение неопределенности и рисков
  • наиболее экономное решение отдельных задач

 

Вопрос  12. Методика изучения фирм.

При выработке и принятии управленческих решений важное значение имеет полнота и достоверность исходной информации о фирмах, с которыми приходится сталкиваться предприятию на рынке.

Типы изучаемых фирм – это, как правило, действующие клиенты, потенциальные клиенты или конкуренты.

Методика изучения фирм

Каждая интересующая фирма заносится в банк данных компьютера, соответствующий раздел картотеки, либо досье. По каждой интересующей фирме собираются следующие сведения:

    • общие сведения о фирме (наименование, адрес, страна регистрации, номер регистрации, номер телефона и факса).
    • вид хозяйственной деятельности (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская, инжиниринговая и др.)
    • характер собственности (государственная, частная, смешанная)
    • сведения, характеризующие экономическое и финансовое положение (величина акционерного капитала, активов, продаж; число занятых; место среди ведущих компаний своего региона (отрасли), страны или мира).
    • организационно-правовая форма (ИП, юр. лица: ООО, товарищества, АО, фермерские хозяйства, унитарные предприятия, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации)
    • принадлежность фирмы по капиталу и контролю (национальные, иностранные, смешанные)
    • история образования и особенности развития фирмы (год создания; основные слияния, поглощения; изменения наименований )
    • тип объединения, в которое входит фирма и ее положение в нем (концерн, холдинг, ФПГ, конгломерат, альянс; головная компания, дочерняя компания, филиал)
    • номенклатура производимой и реализуемой продукции (основные группы товаров, направление специализации, номенклатура экспорта и импорта)
    • место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам (удельный вес фирмы на соответствующем рынке в производстве (торговле) основными товарами; доля в экспорте и импорте страны)
    • значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы (число заграничных дочерних компаний, филиалов, представительств, их местоположение, виды деятельности; значение экспорта и импорта по основным группам товаров, их географическая направленность)
    • производственная и материально-техническая база фирмы (число и местоположение производственных предприятий и их мощность; число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение)
    • важнейшие фирмы-контрагенты и конкурирующие фирмы по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции
    • производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами
    • структура аппарата управления фирмы (численность совета директоров; направленность деятельности производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности)
    • акционерный капитал (распределение акций между собственниками; принадлежность и владельцы контрольного пакета акций).
    • связи фирмы с банками и органами власти и характер этих связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 13. Источники информации о фирмах

  • периодическая печать (публикует специализированную информацию о фирмах, в том числе данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых в фирмах):

- общеэкономические газеты и журналы; 

-  отраслевые газеты и журналы

  • информация, публикуемая самими фирмами:

-  годовые отчеты о деятельности фирмы (составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются советом директоров, содержат: характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных отделений за истекший финансовый год, включая результаты производственной и торговой деятельности; размеры капиталовложений; расходы на научные исследования; общее число занятых; производственные и финансовые показатели деятельности фирмы за последние 5—10 лет; сведения о составе правления и наблюдательном совете фирмы)

- балансовые отчеты (публикуются ежегодно или ежеквартально, содержат сведения о: средствах, которыми располагает фирма; источниках финансирования; размере акционерного капитала; обязательствах компании по займам и т.п.)

- проспекты фирмы (содержат: подробную характеристику деятельности фирмы в целом и отдельных ее предприятий; описание технологических процессов и новых технических достижений; материалы об истории развитии фирмы ее связях с другими фирмами; сведения о составе правления; балансовый отчет или отдельные показатели финансовой деятельности фирмы)

- каталоги фирмы (содержат характеристику фирмы и информацию о выпускаемой продукции для представления на выставках, ярмарках, презентациях, конференциях)

- сайты в мировой сети Интернет

  • информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями:

        - справки кредитно-справочных бюро (выдаются за плату на основе заранее приобретенных абонементов и обычно содержат: неопубликованные сведения о финансовом положении фирмы, ее оборотах, акционерном капитале; краткую историю фирмы, этапы ее создания; перечень производственных предприятий и дочерних фирм; состав руководящих лиц и их краткую биографию; баланс и счета прибылей и убытков фирмы за предпоследний или последний отчетный год и т.д. Материалы, содержащиеся в справках кредит-бюро, не подлежат публикации или разглашению. Частично они собираются на основе конфиденциальных сведений, получаемых в деловых кругах, близких к данной фирме)

- справки консультационных фирм, торговых палат, союзов предпринимателей, государственных организаций;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"