Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 22:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 805.70 Кб (Скачать)
  1. Частные принципы менеджмента:
  • принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении (полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за высшим звеном управления материнской компании, а оперативные вопросы, за низовыми звеньями управления)
  • принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности (каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение)
  • принцип единства команды
  • принцип научной обоснованности управления (точное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации)
  • принцип плановости (установление основных направлений и пропорций развития организации в перспективе)
  • принцип частной автономии и свободы (все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства)
  • принцип иерархичности и обратной связи (создание многоступенчатой структуры управления и поступление информация о работе управляемой системы в управляющую систему)
  • принцип мотивации (управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления)

Экономический механизм менеджмента включает три основных блока: внутрифирменное управление (реализация общих задач управления требует создания необходимых условий в сфере управления); управление производством (усиление централизации в управлении в основе своей является объективным требования развития современного производства, неизбежным следствием роста международного разделения труда.); управление персоналом (сфера деятельности руководящего состава организации, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами).

Централизованная форма управления - осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткая регламентация и координация их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности

Децентрализованная форма управления - создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью

Функции централизованного управления: планирование; контроль; финансовая и техническая политика; материально-техническое обеспечение; руководство политикой фирмы в целом

Функции децентрализованного управления: маркетинг; материально-техническое снабжение отдельных предприятий; решение кадровых вопросов; взаимоотношение с правительственными органами, профсоюзами стран пребывания дочерних компаний

Функции менеджмента:

1) Прогнозирование и планирование – деятельность по выработке и принятию управленческого решения

  Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной  перспективе  на  основополагающие  составляющие   организации; оценить, какие тенденции  наблюдаются  в  ее  окружении;  определить,  каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования  на этом уровне состоит в том, чтобы определить,  как  организация  будет  вести себя в своей рыночной нише.

      Тактическое  планирование  (средний   уровень)   –   это   определение промежуточных целей на пути  достижения  стратегических  целей  и  задач.  В основе тактического планирования лежат идеи,  которые  были  рождены  при стратегическом планировании.

      Оперативное  планирование  (низший  уровень)  –    стандарты деятельности, описание работ  и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои  усилия на достижение общих и главных целей организации.

2) Функция  организации – определение рациональных форм разделения труда, распределение работы среди работников и подразделений, разработка структуры органов управления, регламентация функций, работ и операций, установление прав и обязанностей должностных лиц, подбор и расстановка кадров.

3) Мотивация и стимулирование:

мотивация - процесс побуждения себя и других  к  деятельности  для достижения личностных целей и целей организации;

система стимулирования - совокупность   взаимосвязанных   и взаимодополняющих материальных и нематериальных стимулов, воздействие  которых  активизирует  деятельность человека для достижения поставленных целей.

 

4) Контроль – процесс соизмерения  фактически достигнутых результатов  с запланированными и обеспечения достижения организацией своих целей

 

5) Координация и регулирование - обеспечение согласованности действий  всех  звеньев  системы  управления,  сохранения,   поддержания  и совершенствования установленного режима работы производственного  механизма.

Регулирование – деятельность по  поддержанию  в  динамической  системе управления  производством  заданных  параметров.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая,  во-первых, его  бесперебойность  и  непрерывность,  и,  во-вторых,   взаимосвязь   всех функций. Главная задача координации – достижение  согласованности  в  работе всех звеньев организации путем установления  рациональных  связей  и  обмена информацией между ними

 

Современные принципы менеджмента

  • ориентация на потребителя
  • ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности
  • обостренное чувство ответственности за дела организации
  • ориентация на конечные результаты деятельности
  • стремление к нововведениям
  • ориентация на лидеров
  • энтузиазм персонала
  • развитие всего лучшего, что есть в людях
  • опора на общечеловеческие ценности
  • высокие стандарты деятельности
  • опора объективные законы и реальности рыночных отношений
  • решение новых проблем новыми методами
  • возрастание роли неформальной организации
  • свобода и жесткость одновременно
  • постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха
  • поступки должны быть решительными, но взвешенными
  • концентрация своей деятельности на приоритетных программах

 

 

 

Вопрос 24. Содержание централизованной формы управления фирмой.

Централизованная форма управления - осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткая регламентация и координация их деятельности (все сосредоточено в руках топ-менеджмента), полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности вплоть до того, что их ответственность за сбыт продукции прекращается после того, как они отгрузят свой товар сбытовому органу фирмы. Такая форма организации управления используется обычно небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно увязан, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок.

Организационная форма управления фирмой считается централизованной, когда

  • функциональные подразделения (замы) играют более важную роль, чем производственные отделения
  • имеется значительное число функциональных служб (отделов)
  • исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании
  • при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у центрального отдела сбыта
  • функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:

  • - издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться;
  • - размером организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения;
  • - особенностями исторического развития и традициями;
  • - характером и мировоззрением высших руководителей;
  • - наличием необходимых кадров;
  • - характером деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;
  • - динамикой бизнеса — чем она выше, тем выше должна быть децентрализация;
  • - внешними силами в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.

Преимущества централизованного управления

  • лучший контроль за деятельностью предприятия и координация, что уменьшает количество ошибочных решений
  • возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации
  • устранение возможного дублирования
  • более эффективное и экономное использование кадров, оборудования, производственных площадей

Недостатки централизованного управления

  • рост бюрократизма
  • задержки в принятии решений (японцы)
  • решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на производстве

Функции централизованного управления

  • планирование
  • контроль тех локальных участков, которые требуют управленческого вмешательства
  • финансовая и техническая политика (включая разработку схем специализации и кооперирования производства)
  • материально-техническое обеспечение
  • руководство политикой фирмы в целом

В некоторых фирмах при большом числе производственных подразделений и ведающих ими высших администраторов президент компании принимает решения по всем более или менее важным вопросам единолично, т.е. управление такой компанией по существу является централизованным.

Единоначалие - предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения полноты власти для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

Факторы, определяющие степень централизации или децентрализации

  • количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления
  • важность данных решений
  • последствия решений, принятых на нижестоящих уровнях
  • величина контроля за работой подчиненных
  • степень делегирования высшим руководством своих полномочий нижестоящим уровням управления

                                                         Схема централизованного управления

                                                Схема децентрализованного управления

 

 

Вопрос 25. Содержание децентрализованной формы управления фирмой.

Децентрализованная форма управления - создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Коллегиальность - выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня.                                                    

Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами. Однако сам факт создания производственных отделений еще не означает, что компания управляется на основе децентрализации. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. Переход к децентрализованной форме управления осуществляется прежде всего крупными диверсифицированными фирмами, со многими производственными предприятиями, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки.

Факторы, влияющие на уровень децентрализации

  • величина затрат (может быть выражена в деньгах, престиже)
  • степень унификации (желаемый уровень единообразия, более эффективно достигается с помощью усиления централизации)
  • размеры предприятия (на крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно)
  • философия менеджмента (руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий)
  • наличие подходящего руководителя (при отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления)
  • использование приемов контроля (чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь)
  • характер деятельности организации (если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации)
  • влияние внешней среды (имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"