Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ сбыта на действующем промышленном предприятии, системы потребительской кооперации и разработка предложений по совершенствованию управления сбытом продукции.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности производственного предприятия;
- общая характеристика предприятия - Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………6
1.1 Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий……………………………………………………………………………6
1.2 Сбыт как элемент коммерческой деятельности производственного
предприятия…………………………………………………………………………...14
1.3 Организация сбыта на предприятии……………………………………...24
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА «ХАБАРОВСКИЙ
ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» КРАЙПОТРЕБСОЮЗА……………………...…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза………………………….29
2.2 Анализ конкурентов организации ………………………………………..34
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза ……………………………………………36
2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза……………………………………………………...47
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….56
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта……………………………………………………………………………….56
3.2 Совершенствование работы с клиентами…………………………………..62
3.3 Совершенствование активной рекламной деятельности………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….....77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кроме того, установленная система доступа информации по компьютерной сети не предусматривает доступ менеджеров к информации об оплате клиентами закупленной продукции, поэтому специалисты тратят время на хождение в бухгалтерию, отвлекают работников учетной службы и т.д.
Продвижению продукции филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Хабаровского крайпотребсоза способствует целенаправленная систематическая маркетинговая деятельность, осуществляемая специалистом - маркетологом.
План маркетинга включает следующие направления:
- программы продвижения марок и брендов на выпускаемые виды продукции и новинки;
- внедрение в розничную торговую сеть стандартов мерчандайзинга;
- проведение круглых столов для руководителей организаций оптовой и розничной торговли;
- проведение рекламных акций и др.
Хабаровский пищевой комбинат активно использует такие виды рекламы, как:
- печатная реклама: плакаты, календари настенные, карманные календари, штендеры, пакеты, буклеты и т.д.
- телевизионная реклама: прокат рекламных роликов, а также участие в тематических телевизионных передачах, таких как «Под знаком качества», «особый взгляд» и пр.;
- наружная реклама. Хабаровский пищевой комбинат имеет
- витринная реклама - в магазине «Кооперация»;
- участие в различных выставках и ярмарках. Выставки обеспечивают вступление фирмы в тесный контакт со своими рынками, дают возможность представить потребителям новые виды изделий. Как известно, выставки посещают большое количество людей, поэтому у производителя есть шанс напрямую пообщаться с конечным покупателем, поинтересоваться их мнением о выпускаемой продукции.
В приложении 3 представлены данные о рекламных расходах Хабаровского пищевого комбината. Данные свидетельствуют о том, что проблема формирования рекламного бюджета очень актуальна для производственного предприятия. Хотя ежегодно выделяются средства на рекламу, отсутствие устойчивой позиции по формированию рекламного бюджета приводит к неравномерному выделению средств на рекламную деятельность в 2008-2010 годах.
Определение доли расходов на рекламу в производственной себестоимости показало, что размер расходов на рекламу составляет незначительную часть производственной себестоимости продукции: величина варьирует от 0,74 % в 2009 году до 0,24 % в 2010 г.
Изучив организацию коммерческой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Хабаровского Крайпотребсоюза можно сделать заключение, что коммерческая деятельность соответствует современным требованиям и производится в соответствии с правилами и нормативными актами, предприятие активно проводит работу по сбыту выпускаемой
продукции, но при этом испытывает сложности с поиском новых клиентов, ведением учета менеджерами осуществляемой работы.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта
Как было определено в процессе анализа деятельности отдела сбыта, основным параметром текущей оценки деятельности каждого менеджера и отдела в целом - это объем реализации продукции в натуральном измерении - тоннах. На наш взгляд, данный показатель не раскрывает в полной мере вклад каждого работника в финансовые результаты деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза. В связи с этим нами предлагается разработать систему анализа эффективности работы отдела.
На наш взгляд, анализ эффективности работы отдела сбыта предприятия должен состоять из следующих пяти этапов:
1.Управление процессом анализа эффективности - это этап, на котором
осуществляется прогнозирование продаж по всем группам товаров, направленное на избежание ситуации затоваривания, и производится учет факторов, влияющих на уровень спроса (сезонность, праздники и др.).
2. Сбор информации, необходимой для анализа — это этап, на котором
собирается информация, полученная в ходе прогнозирования продаж (прогнозы), данные о продажах за предыдущий период времени и информация о мероприятиях, которые планируется провести с целью увеличения продаж.
3. Хранение собранной информации - это этап, выполняющий решающую
роль в сохранении целостности системы, так как без своевременного обмена информацией между элементами системы не могут функционировать.
Накопление информации приводит к усложнению процесса управления, усилению влияния прошлых решений и процессов на текущие. Для хранения информации могут использоваться папки, скоросшиватели, картотеки, базы данных. На данном этапе также выполняют и документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры. Документ служит основным носителем информации в системе управления.
4. Сравнение плановых и фактических показателей эффективности - это
этап, на котором необходимо:
- выявить те сферы деятельности, где будет оправдан наиболее тщательный контроль;
- установить стандарты деятельности;
- создать систему сбора информации о деятельности;
- сравнить результаты деятельности со стандартами;
- принять меры по корректированию нежелательных отклонений.
5. Создание отчетов - это этап, позволяющий с помощью современных
средств анализа получить информацию для принятия решений, выявляя закономерности для поиска важной, но не обязательно очевидной информации из больших наборов данных.
Все сферы управления между собой взаимосвязаны, так как управление является системным образованием. Поэтому любые изменения в каком-либо элементе управления вызывают соответствующие изменения во всех других его составляющих.
В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Оценка эффективности хозяйственной деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику хозяйственного развития.
Показатели деятельности, как производственного, так и торгового предприятия, осуществляемой на коммерческой основе, подразделяются на такие категории, как экономический эффект и экономическую эффективность.
Под экономическим эффектом понимают разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.
Экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению - рентабельность.
Как отмечают специалисты, в бизнесе есть три основных актива, на которых зарабатываются деньги, это:
- товары (услуги), которые продает бизнес;
- клиенты, которым продают товар;
- персонал, который продает этот товар этим клиентам.
По мнению автора, предприятию следует провести целенаправленную работу с ассортиментом - в частности, оптимизацию ассортимента - за счет сокращения числа разновидностей с высокой издержкоемкостью и низкой прибыльностью.
Для иллюстрации предложения, нами разработана матрица «выход продукции-прибыль» по товарной подгруппе вареных колбас рис 3.1
Прибыль, %
| Высокая, от 21 % | 7 | 8 Ливерная растительная | 9 |
Средняя, от 6 до 20 % | 4 | 5 Колбаса вареная, «Диабетическая» Колбаса «Докторская» | 6 Колбаса вареная «Дальневосточная ветчинная» | |
Низкая, от 1 до 5 % | 1 | 2 | 3 Колбаса вареная «Петровская» | |
| Низкий, до 100 % | Средний, от 101 до 115 % | Высокий, от 116 % | |
| Выход продукции, % |
Рис 3.1 Матрица «выход продукции - прибыль» по колбасам вареным
Матрица представляет собой таблицу, где по горизонтали выделено три сектора в зависимости от уровня выхода продукции, по вертикали — выделено три сектора в зависимости от уровня прибыли продукции.
В предлагаемой матрице каждой ячейке соответствует определенное соотношение объема выхода продукции и получаемой предприятием прибыли:
- ячейка 9 включает продукцию с высоким выходом продукции и высоким размером прибыли;
- ячейка 8 - продукцию со средним размером выхода продукции и высокой прибылью;
- ячейка 6 - продукцию с высоким показателем выхода продукции и средним размером прибыли;
- ячейка 5 - продукцию со средним размером выхода продукции и средним размером прибыли.
На наш взгляд данные четыре ячейки являются наиболее оптимальными при выборе ассортимента, подлежащего производству.
Для анализа по группе вареных колбас были взяты следующие разновидности колбас:
1. Колбаса «Петровская» вареная - вырабатываемая в соответствии с ТУ
РСФСР 01113-87, выход продукции составляет 120 %, процент прибыли - 1,65. На графике находится в клетке 3, обеспечивая высокий процент выхода продукции, но низкий процент прибыли. Данный вид колбасы ориентирован на покупателей с низким уровнем дохода.
2. Колбаса «Дальневосточная ветчинная» вареная вырабатываемая в
соответствии с ТУ 9213-003-42090276-96. Выход продукции - 125%, процент прибыли - 12,27. На графике колбаса «Дальневосточная ветчинная» расположена в клетке 6, обеспечивая высокий процент выхода продукции, относительно высокий процент прибыли.
3. Колбаса «Докторская» вареная высший сорт, вырабатывается в
соответствии с ГОСТ 161131-86. Выход продукции - 110%, процент прибыли -13,65. На графике продукция расположена в клетке 5, обеспечивая высокий процент выхода продукции и средний процент прибыли. Является «традиционным» видом продукции, по объемам продаж занимает лидирующее положение.
4. Колбаса «Диабетическая» вареная, высший сорт - вырабатывается в соответствии с ГОСТ 16131- 86. Выход продукции - 110%, процент прибыли - 19,5. На графике располагается в клетке 5, обеспечивая высокий процент выхода продукции и достаточно высокий процент прибыли. Также как и «Докторская» является «традиционным» видом продукции и имеет высокий объем продаж.
5. Колбаса «Ливерная растительная» выпускается в соответствии с ОСТ
49 190-82. Выход продукции составляет 112%, процент прибыли - 31,93. На графике находится в клетке 8, обеспечивая средний процент выхода продукции и высокий процент прибыли.