Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ сбыта на действующем промышленном предприятии, системы потребительской кооперации и разработка предложений по совершенствованию управления сбытом продукции.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности производственного предприятия;
- общая характеристика предприятия - Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………6
1.1 Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий……………………………………………………………………………6
1.2 Сбыт как элемент коммерческой деятельности производственного
предприятия…………………………………………………………………………...14
1.3 Организация сбыта на предприятии……………………………………...24
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА «ХАБАРОВСКИЙ
ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» КРАЙПОТРЕБСОЮЗА……………………...…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза………………………….29
2.2 Анализ конкурентов организации ………………………………………..34
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза ……………………………………………36
2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза……………………………………………………...47
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….56
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта……………………………………………………………………………….56
3.2 Совершенствование работы с клиентами…………………………………..62
3.3 Совершенствование активной рекламной деятельности………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….....77
ПРИЛОЖЕНИЯ
YфизV – индекс физического объема
Yцен - индекс цен
Отсюда: Yцен = ( Yобщ V / YфизV) х 100 (2.2)
Yцен =(105,2/88,5)х100=118,8 %
Т.е индекс цен в целом по предприятию составил 118,8 % или цены на продукцию предприятия в среднем выросли на 18,8 %.
Аналогично в 2009 году по сравнению с 2008 годом цены выросли на 7,1% (( 102,6/95,8)х100)).
Рост цен на продукцию находится в полной зависимости от роста цен на сырье, материалы, топливо и эл.энергию.
По данным маркетинговых исследований в целом по Дальневосточному региону и по Хабаровскому краю отмечается насыщение рынка колбасных изделий, высокая конкуренция сказывается на объемах заказов и соответственно объемах производства, что и является одной из причин снижения объемов производства филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Хабаровского Крайпотребсоюза.
Так как ассортимент вырабатываемой продукции достаточно разнообразен, для определения конкретных товарных позиций, влияющих на общие результаты, проведем анализ производства по структуре, данные представлены в таблице 2.3
Данные таблицы приведены в натуральном выражении – тоннах как в целом по всей продукции, так и выделены две основные позиции ~ колбасные изделия и полуфабрикаты.
Таблица 2.3
Структура производства продукции в тоннах
Показатели | Годы | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | ||||
| 200\8 | 2009 | 2010 | Откл., +/- | Темпы изменен.,% | Откл., +/- | Темпы изменен., % |
Произведено всего | 3939,2 | 3774,8 | 3341,1 | - 164,4 | 95,8 | -433,7 | 88,5 |
В т.ч. Колбасные изделия | 2741,6 | 2626,9 | 2536,3 | -114,7 | 95,8 | -90,6 | 96,6 |
Полуфабрикаты | 1197,6 | 1147,9 | 804,8 | -49,7 | 95,9 | -343,1 | 70,1 |
Анализируя данные таблицы необходимо отметить, что за анализируемый период объем произведенной продукции снизился, особенно значительное уменьшение отмечается в 2010 году — на 11,5 %, по сравнению с предыдущим годом, основной причиной — является сокращение объема производства полуфабрикатов - почти на 30 %. Произошло это не только из-за снижения заказов покупателей, но и постоянного роста затрат.
Безусловно, результатом основной деятельности предприятия является готовая продукция, в процессе производства которой происходит потребление имеющихся у предприятия ресурсов.
Основными задачами анализа затрат на производственных предприятиях обычно являются:
- изучение объема структуры и динамики затрат;
- исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержек производства и количественное измерение этого влияния;
- выявление непроизводительных расходов и потерь и разработка мероприятий по их устранению.
Расходы предприятия формируются под влиянием различных факторов общеэкономического характера, подверженных значительным изменениям (оптовые, розничные цены, тарифы на услуги, перевозки и пр.). Вместе с тем многие статьи непосредственно зависят от показателей деятельности предприятия, уровня хозяйствования.
Качественным обобщающим экономическим показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность является себестоимость -выраженная в денежной форме совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В литературе приняты разнообразные классификации себестоимости. В пищевой промышленности принята следующая общая группировка затрат по их экономическим элементам:
- сырье и основные материалы;
- вспомогательное сырье и материалы;
- топливо и энергия;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных производственных фондов;
- прочие.
Данная классификация позволяет отразить значение каждого элемента в формировании затрат и выявить направления снижения себестоимости.
Именно для этих целей, мною было изучено изменение структуры основного параметра расходов производственного предприятия - производственная себестоимость, результаты оформлены в приложении 3.
По данным приложения 3 можно выделить следующие отличительные черты:
- производственная себестоимость увеличилась с 412315 тыс. руб. в 2008 г. до 464002 тыс. руб. в 2010 г., или на 12,5%
- структура производственной себестоимости изменяется незначительно,
основной удельный вес в производственной себестоимости приходится на закуп сырья (основного и вспомогательного): 77% в 2008г., 74,5% в 2010;
- складывается тенденция снижения доли затрат на сырье;
- складывается тенденция снижения доли затрат и на заработную плату, данная статья занимает второе место после затрат на закупку сырья, при снижении объемов производства - это негативный фактор;
- сложилась устойчивая тенденция роста затрат на энергопотребление, общезаводские расходы, хотя доли этих категорий - незначительны.
Таблица 2.4
Структура затрат на производство продукции
| 2008 г. 2009 г. 2010 г. | ||
Производственная себестоимость В т.ч.: | 100 | 100 | 100 |
Основное сырье | 66,0 | 63,6 | 63,5 |
Вспомогательное сырье | 10,8 | 11,2 | 11,1 |
Топливо и энергия | 2,4 | 2,7 | 2,9 |
Оплата труда и отчисления на социальное страхование | 16,1 | 17,3 | 17,2 |
Прочие расходы | 4,7 | 5,2 | 5,3 |
В целом затраты на 1 рубль продукции составили от 92 коп. в 2008 году и увеличились до 96 коп. в 2010 году.
Затраты предприятия оказывают существенное влияние на экономические результаты деятельности производственного предприятия - филиал «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза, что и обосновывает необходимость расчета соответствующих показателей.
Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятия.
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия представлен в виде прибыли или убытка. Прибыльность рассматривается в потребительской кооперации не как основная цель, а как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
По филиалу «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза эффективность рассчитывается по таким показателям, как прибыль и рентабельность, причем расчет прибыли производится как от реализации продукции, так и чистой, остающейся в распоряжении предприятия.
Данные в приложении 4 свидетельствуют о постепенном ухудшении результатов финансовой деятельности производственного предприятия.
Конечным финансовым результатом деятельности любого производственного предприятия является прибыль. Проведенные расчеты в приложении 4 и таблице 2.5 и анализ показателей прибыли характеризуют комбинат как прибыльное предприятие. Прибыль от реализации продукции составила в 2010 году 10090 тыс. руб. и снизилась по сравнению с предыдущим годом на 23,6%, в 2009 году прибыль составляла 13213 тыс. руб. и по сравнению с предыдущим годом она снизилась на 60%.
Таблица 2.5
Динамика показателей прибыли от продаж продукции
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2009 г. в % к 2010 г. | 2010 г. в % к 2009 г. |
Объем реализованной продукции (без НДС), тыс.руб. | 448319 | 458357 | 476006 | 102,2 | 103,9 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 415325 | 445144 | 465916 | 107,2 | 104,7 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 32994 | 13213 | 10090 | 40,0 | 76,4 |
Это объясняется тем, что затраты на производство и реализацию продукции растут более высокими темпами, чем объем реализованной продукции, что видно в таблице 2.5, так в 2009 году общие затраты увеличились на 7,2%, при этом объем реализации только на 2,2%, аналогично в 2010 году затраты увеличились на 4,7%, объем реализованной продукции на 3,9%. Отсюда наблюдается снижение рентабельности производства с 8% в 2008 году до 2,2% в 2010 году. Если бы покупатели своевременно оплатили имеющуюся дебиторскую задолженность, например в 2010 году, в размере 40 млн. руб., то рентабельность предприятия составила бы 10,2% вместо 2,2%.
Конечно же, чтобы увеличить размеры прибыли и повысить рентабельность предприятия и рентабельность реализованной продукции, необходимо расширить рынки сбыта, чтобы увеличить объемы реализации, снижать себестоимость продукции, тщательно анализируя статьи затрат, приведенные в приложении 3 и другие аспекты и направления производственной деятельности, иначе предприятие набравшее обороты к 2008 году постепенно станет убыточным в таких жестких условиях конкуренции, какой она сложилась сегодня, а резервы по снижению затрат на производство у предприятия имеются.
Эффективность функционирования организации и конечная результативность ее деятельности напрямую зависят от количества и особенно качества используемого персонала, поэтому проведем краткий анализ численности, состава и движения работающих на исследуемом мною предприятии.
Как уже упоминалось ранее, в 2010 году на предприятии работало 349 человек, что на 4,2 % больше чем в 2009 году.
Таблица 2.6
Структура персонала по категориям
Категории персонала | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. в % к 2009 г. |
Руководители | 19 | 19 | 21 | 110,5 |
Специалисты | 43 | 45 | 49 | 108,8 |
Служащие | 5 | 5 | 5 | 100 |
Рабочие | 263 | 266 | 274 | 103 |
Всего | 330 | 335 | 349 | 104,2 |