Сбытовая деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ сбыта на действующем промышленном предприятии, системы потребительской кооперации и разработка предложений по совершенствованию управления сбытом продукции.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности производственного предприятия;
- общая характеристика предприятия - Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………6
1.1 Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий……………………………………………………………………………6
1.2 Сбыт как элемент коммерческой деятельности производственного
предприятия…………………………………………………………………………...14
1.3 Организация сбыта на предприятии……………………………………...24
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА «ХАБАРОВСКИЙ
ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» КРАЙПОТРЕБСОЮЗА……………………...…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза………………………….29
2.2 Анализ конкурентов организации ………………………………………..34
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза ……………………………………………36
2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза……………………………………………………...47
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….56
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта……………………………………………………………………………….56
3.2 Совершенствование работы с клиентами…………………………………..62
3.3 Совершенствование активной рекламной деятельности………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….....77
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 750.50 Кб (Скачать)

 

Доля руководителей составляет 6% от численности работающих, специалистов и служащих 15% и рабочих почти 79%. Коллектив достаточно молодой, средний возраст работников 38,5 лет. Профессиональный уровень работающих достаточно высокий: 21% работников имеют высшее профессиональное образование; 24% - среднее профессиональное образование; 21% - начальное профессиональное и 34% - работники, не имеющие профессионального образования, это, в основном, рабочие вспомогательных служб и отдельные категотрии рабочих колбасного цеха, цеха реализации и цеха по  производству полуфабрикатов.

Оборот кадров на предприятии незначительный. Общий оборот кадров несколько возрос - с 13,4% в 2008 году до 16,5% в 2010 году.  Коэффициент  оборота по приему возрос с  7,9% до 8,8%,  коэффициент оборота по выбытию возрос с 5,5% до 7,7%. Коэффициент текучести кадров – отношение числа лиц уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочной численности работающих в 2010 году составил 6% против 4,2% в 2008 году. Коэффициент постоянства кадров достаточно высокий и составил 88% против 94% в 2008 году, что свидетельствует о стабильности трудового коллектива.  Подробно данные о численности, составе и движении кадров приведены в приложении 1.

Производительность труда на предприятии, выраженная отношением объема произведенной продукции к  среднесписочной численности работающих, составила за 2010 год 1392 тыс. рублей, т.е. в среднем за месяц каждым работником было выработано продукции на  116 тыс. рублей или на 1% больше, чем в 2009 году.

Среднемесячная заработная плата одного работающего в 2010 году составила 15070 рублей и несколько снизилась по сравнению с 2009 годом (почти на 6%). Это снижение объясняется снижением  объемов выпущенной продукции в натуральном выражении. Если рассматривать выработку продукции одним работающим на предприятии в тоннах, то в  среднем за  месяц в 2010 году каждым работником производилось 0,798 тонны колбасных изделий и полуфабрикатов против 0,988 в 2009 году, что почти на 19% меньше.  Показатели производительности и оплаты труда приведены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7

Производительность труда и среднемесячная заработная плата

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г. в %

к 2008 г.

2010 г. в %

к 2009 г.

Производительность труда – выработка продукции одним работником в месяц

      - тыс.руб.

 

      - тонн

 

 

 

113,6

0,995

 

 

 

114,9

0,988

 

 

 

116,0

0,798

 

 

 

101,1

99,3

 

 

 

101

80,8

Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб.

14748

15979

15070

108,3

94,3

 

 

2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза

В России в рыночных условиях неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий стала коммерция, составными элементами которой являются, во-первых, материально-техническое обеспечение, а во-вторых, сбыт (продажа) изготовленной продукции.

Коммерческая деятельность на производственном предприятии занимает важнейшее место, поэтому руководством Хабаровского пищевого комбината постоянно проводятся действия по укреплению коммерческой службы, в настоящее время коммерческая структура представлена отделом снабжения и отделом сбыта. Схема отдела сбыта представлена на рисунке 2.4

 

Рис. 2.4 Организационная   структура   службы   реализации   продукции.  

Как видно по схеме, непосредственной работой по организации сбыта занимаются менеджеры. Диспетчерская служба (5 человек) принимает заказы по всем видам связи, оформляет сопроводительные документы, составляет маршруты движения транспорта по доставке продукции. Продукция выдается подразделением реализации продукции со складов и холодильного оборудования, где продукция хранится.

Перед коммерческой службой сформулированы следующие основные задачи:

-     повышать уровень работы по изучению и прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности;

-     повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину;

 

-        формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе;

-        реформировать и совершенствовать работу оптового звена;

-              проводить компьютеризацию коммерческих операций, учета оптовых и розничных продаж и т. п.;

- своевременно   и   адекватно   реагировать   на  происходящие   на  рынке изменения;

-   совершенствовать технологию коммерческой работы.

Успешный сбыт продукции - конечная и основная цель деятельности предприятия любой формы собственности. Главным и определяющим фактором благополучия промышленного предприятия становится покупатель. Производственники во всем мире озабочены четырьмя вопросами: как продать выгодно, больше, быстро и как продавать постоянно выводимый на рынок товар, который должен отвечать ряду требований:

-              вызывать интерес у покупателей;

-удовлетворять потребности покупателей и обладать дополнительными по отношению к аналогам положительными свойствами, то есть быть конкурентоспособным;

-  наличие рекламы, информации о товаре и товаропроизводителе;

-  наличие спроса и благоприятные условия продаж;

-  безопасность, надежность и качество;

-  приемлемая цена потребления;

-  репутация (имидж) товаропроизводителя;

-  наличие фирменной торговой сети;

-  сервис, гарантии.

Соблюдение этих основных требований означает, что товар захотят покупать, и он будет обеспечен спросом на длительный период.

На изучаемом объекте - филиале «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоза исходные позиции в части планирования реализации готовой продукции устанавливаются экономической службой. А отдел сбыта разрабатывает план реализации (в тоннах) на каждый день. На взгляд автора, устанавливать план в натуральных показателях, когда все финансовые показатели рассчитываются в стоимостных - не достаточно.

Также и оперативные данные о реализации продукции работниками учитываются в натуральных показателях, что не позволяет судить о разнообразии ассортимента, сумме общей реализации в стоимостном измерении и соответственно рассчитать размер полученной прибыли.

Филиал «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоза имеет широкую географию распространения своей продукции.

Реализация продукции осуществляется по территориальному признаку - в пределах Хабаровского края, в г. Хабаровске, за пределы края, соотношение объемов реализации представлено на рисунке 2.5

 

Рис. 2.5 Реализация продукции по территориальному признаку, тонн.

География сбыта продукции Хабаровского пищевого комбината обширна: Хабаровский край, Амурская область, САХА (Якутия), Магаданская и Сахалинская области, ЕАО. Удельный вес реализации продукции в пределах Хабаровского края составляет 94,0 %, соответственно вывоз за пределы края составляет - 6,0 % реализуемой продукции, стабильность этого показателя сохраняется на протяжении последних трех лет.

В пределах края колбасные изделия и полуфабрикаты предприятия реализуются практически во все районы, это - Комсомольский, Совгаванский, Николаевский, Нанайский, Верхнебуреинский, Охотский, Вяземский, район имени Лазо и другие.

Поставка продукции осуществляется по следующим направлениям:

-    г. Комсомольск-на-Амуре, г. Солнечный, г. Амурск - доставка товара до магазина осуществляется транспортом комбината;

-    западное  направление  -  г.  Биробиджан,  включая  Северные  районы  с. Екатерино - Никольское, п. Амурзет и т.д. - доставка транспортом предприятия, перегруз - на трассе;

-              южное направление до г. Бикина - доставка собственным транспортом;

-   Николаевкое-на-Амуре направление - доставка транспортом предприятия, перегруз - на трассе, водный транспорт;

-   Аян, Чумикан, Чегдомын - доставка авиатранспортом, доставка к самолету автотранспортом предприятия.

Хабаровский пищевой комбинат, являясь предприятием системы потребительской кооперации, реализует часть продукции предприятиям своей системы, на данный момент внутрисистемная реализация составляет 620 тонн (15 % от общего объема выпускаемой продукции), покупателями продукции являются Рощинское потребительское общество, Николаевское, Нельканское, Аянское, Мариинское и некоторые другие кооперативные организации.

Также работает представительство в городе Биробиджане, открыть свое представительство в г. Комсомольске на Амуре в настоящий период руководство пищекомбината считает нецелесообразным, так как цены на полуфабрикаты местных производителей значительно ниже предлагаемых Хабаровским пищевым комбинатом.

Хабаровский пищевой комбинат осуществляет сбыт по нескольким каналам:

1. Предприятие - изготовитель реализует продукцию через  собственную торговую сеть, которая объединена в Березовское потребительское общество, в настоящее время оно насчитывает 24 торговые точки в городе Хабаровске. Через собственную торговую сеть реализуется 40 % колбасных изделий и полуфабрикатов.

Покупателей данный канал устраивает, во-первых, потому что реализуется всегда свежая продукция, во-вторых, потому что покупатель уверен в подлинности продукции, так как сегодня в торговле возросла доля фальсифицированной продукции, а продукцию, которая идет в натуральной оболочки и не имеет фирменных знаков на оболочке вполне можно представить как продукцию другого производителя. Сложность данного варианта сбыта состоит в том, что процесс воспроизводства возможен лишь при продаже почти всей партии произведенного товара, на что потратится довольно продолжительное время.

2. Предприятие  филиал  «Хабаровский  пищевой  комбинат»  Крайпотребсоза реализует часть своей продукции оптом через свои оптовые каналы. В этом случае пищекомбинат освобождается от забот по реализации, продавая свой товар по отпускной цене и выигрывая время, которое оно потратило бы на реализацию товара. На оптовика ложатся работы, связанные с распределением товара по магазинам, он может выполнять рекламную функцию. При таком варианте сбыта конечный потребитель вынужден покупать товар по цене, включающей две надбавки. В виду отдаленности местоположения комбината (п. Березовка) для улучшения условий обслуживания покупателей в городе Хабаровске действуют две оптовые точки, которые расположены на оптовом рынке «Многорядов» по Проспекту 60 лет Октября и по ул. Зеленой.

3. Пищекомбинат реализует товар через сеть розничных магазинов мелким оптом, в настоящее время предприятие продает свою продукцию более чем через 200 магазинов. Такие как, сеть магазинов «Ветеран», фирменный магазин «Кооперация». А также по направлениям: Южное, Центральное, кроме Северного округа.

Работает производственное предприятие и с основными торговыми сетями города Хабаровска, такими как: «Три Толстяка», «Супер Гуд», «Самбери», «Шамса», «НК СИТИ».

Для покупателей данный способ вполне приемлем, так как товар становится доступнее, он может его купить в ближайшем магазине, а не едет за покупкой в фирменный магазин.

В 2010 году отдел реализации комбината активно работал с сельскими магазинами частной формы собственности по всему Хабаровскому краю -Бикинский, Вяземский, Лазовский, Нанайский, Комсомольский районы.

Хозяйственные отношения с покупателями продукции Хабаровского пищевого комбината строятся на договорной основе. Любое предприятие, желающее приобрести колбасные изделия, копчености, полуфабрикаты обязано в установленном порядке заключить договор на поставку продукции с директором предприятия. Договор заключается сроком на 1 год, независимо от того носит ли заявка на приобретение продукции разовый или постоянный характер. Практика показывает заинтересованность организаций-покупателей в установлении продолжительных контактов. Поэтому, как правило, заказы на продукцию не ограничиваются разовыми поставками.

По данным за 2010 год Хабаровским пищевым комбинатом было заключено около 700 договоров, договоры с покупателями г. Хабаровска составляют 70 % всех договоров, договоры с иногородними покупателями распределяются соответственно: внутрикраевые договоры составляют около 25 % и дальневосточного региона - около 5 %.

После оформления договорных отношений в зависимости от потребностей в любое время покупатель может связаться с отделом реализации предприятия и разместить свою заявку (исходя из необходимого ему ассортимента и количества продукции). С учетом всех поступающих к определенному моменту заказов определяются объемы выработки производственного цеха, таким образом, происходит формирование «портфеля» заказов.

В последнее время предприятие испытывает серьезные проблемы с расширением рынка сбыта, поэтому перед менеджерами отдела сбыта стоит задача по постоянному поиску новых клиентов.

Следует отметить, что часть времени, которое менеджеры могли бы потратить на проведение презентаций, телефонных поисков клиентов, тратится, на наш взгляд, непродуктивно - в частности, при обнаружении бухгалтерией несоответствия по суммам закупа и оплаты, сверке счетов - на менеджеров возлагается обязанность по выяснению всех вопросов, а поиск соответствующих финансовых документов отвлекает от основных функций и занимает значительный объем времени.

Информация о работе Сбытовая деятельность предприятия