Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ сбыта на действующем промышленном предприятии, системы потребительской кооперации и разработка предложений по совершенствованию управления сбытом продукции.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности производственного предприятия;
- общая характеристика предприятия - Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………6
1.1 Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий……………………………………………………………………………6
1.2 Сбыт как элемент коммерческой деятельности производственного
предприятия…………………………………………………………………………...14
1.3 Организация сбыта на предприятии……………………………………...24
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА «ХАБАРОВСКИЙ
ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» КРАЙПОТРЕБСОЮЗА……………………...…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза………………………….29
2.2 Анализ конкурентов организации ………………………………………..34
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза ……………………………………………36
2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза……………………………………………………...47
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….56
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта……………………………………………………………………………….56
3.2 Совершенствование работы с клиентами…………………………………..62
3.3 Совершенствование активной рекламной деятельности………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….....77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Несвоевременные расчеты покупателей за поставленную им продукцию привели к росту дебиторской задолженности в 2010 году по сравнению с 2009 годом почти на 44%. Дебиторская задолженность отвлекает средств из оборота, замедляет оборачиваемость оборотных средств, означает неэффективное их использование, ведет к возникновению потребности в дополнительных источниках средств и ведет к напряженному финансовому состоянию предприятия.
Кредиторская задолженность напротив сократилась на 7,7%, но превысила дебиторскую в 2,4 раза.
Таким образом, краткий анализ основных показателей показывает неустойчивое финансовое положение Хабаровского пищевого комбината, постепенное снижение объемов производства, что требует усиления внимания и принятия мер по нормализации ситуации.
Реализация продукции Филиалом «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоза осуществляется по территориальному признаку - в пределах Хабаровского края, в г. Хабаровске, за пределы края.
География сбыта продукции Хабаровского пищевого комбината обширна: Хабаровский край, Амурская область, САХА (Якутия), Магаданская и Сахалинская области, ЕАО. Удельный вес реализации продукции в пределах Хабаровского края составляет 94,0 %, соответственно вывоз за пределы края составляет - 6,0 % реализуемой продукции, стабильность этого показателя сохраняется на протяжении последних трех лет.
В 2009 году Хабаровским пищевым комбинатом было заключено около 700 договоров. Договоры с покупателями г. Хабаровска составляют 70 % всех договоров, договоры с иногородними покупателями распределяются соответственно: внутрикраевые договоры составляют около 25 % и с покупателями дальневосточного региона - около 5 %.
Предприятие реализует продукцию через собственную розничную торговую сеть, которая насчитывает 24 торговых точки в городе Хабаровске и реализует около 40% колбасных изделий и полуфабрикатов. Часть собственной продукции комбинат реализует оптом, через собственные оптовые точки находящиеся на оптовых рынках «Многорядов» и по улице Зеленой в городе Хабаровске. Комбинат активно работает с сетью розничных магазинов: Три Толстяка, Самбери, НК-Сити, Супер-гуд, Шамса и мелкой розницы. В 2010 году начата активная работа по заключению договоров на поставку колбасных изделий и полуфабрикатов на 2011 год с сельскими магазинами.
Коммерческая деятельность филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Хабаровского Крайпотребсоюза соответствует современным требованиям и производится в соответствии с правилами и нормативными актами.
Предложенные мною мероприятия по совершенствованию работы с клиентами, по автоматизации системы учета и оперативного контроля по типу «отпуск-оплата»,по активизации и совершенствованию рекламной деятельности облегчат расчеты связанные с поставкой товаров и своевременной их оплатой, упростят порядок сбора, обработки и использования данных, систематизируют данные о покупателях продукции, сроках платежа, фактическом поступлении средств, повысят производительность труда работников бухгалтерии и отдела реализации, будут способствовать активному продвижению товара на рынки, а значит получению новых заказов, увеличению объемов выпуска изделий, расширению ассортимента и получению прибыли.
Предложенный подход с применением представленных методик позволяет оптимизировать временные, финансовые и кадровые ресурсы для решения проблем по формированию и функционированию каналов товародвижения продукции предприятия.
Активная позиция и поиск путей повышения эффективности своей деятельности, ориентированной на требования рынка и запросы потребителей, обеспечат успех предприятию в рыночных условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, (действующая
часть). -Новосибирск.: Сиб.унив. изд-во, 2007. -704 с.
2. Российская Федерация. Законы. «О потребительской кооперации
(потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» от
13.06.1997 - М. : Издательский дом Центросоюза. - 2008. - 48 с.
3. Аванесов Ю.А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. / Ю.А.Аванесов – - М. : ТОО "Люкс-арт", 2006. - 176с.
4. Альбеков А.У.Экономика коммерческого предприятия. / А.У.Альбеков, С.А. Согосмонян - Ростов на Дону : Феникс, 2007. - 448 с.
5. Ахметжанова С.А. Параметры конкурентоспособности пищевой продукции. / С.А.Ахметжанова // Маркетинг. - 2006. - № 2. - С. 70-75.
6. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин : Учебник. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008. - 328 с.
7. Жалило Б.Книга директора по сбыту. / Б. Жалило - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
8. Кантере В.М. Потребительская оценка продуктов - важнейшая
составляющая маркетинговых исследований. / В.М. Кантере. // Мясная индустрия. - 2006. - №8.-С.11-12.
9. Ковалева А. Природа, сущность и особенности промышленного
маркетинга. / А.Ковалева //Маркетинг. - 2009. - № 1. — С. 109-122.
10. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие. / Под ред. В. К. Козлова, С. А.
Уварова. - СПб.: Политехника, 2008. - 322 с.
11. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник / Под ред. О.А. Новикова.- СПб.:Издательство СПбГУЭФ, 2007.-416 с.
12. Кудряшов Л.С. Новые рецептуры, гарантирующие качество и конкурентоспособность колбасных изделий. / Л.С.Кудрящов // Мясная индустрия. -2006.-№12.-С.19-23.
13. Жукова Т. Н. Коммерческая деятельность / Т. Н. Жукова. - М.:
Вектор, 2006. - 252 с.
14. Иванова М.Б. Коммерческая деятельность /
15. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация,
управление / под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. — СПб.: Издательство
Политехника, 2007. - 412 с.
16. Лисицын А.Б., Чернуха И.М. Основные направления развития
мировой науки о мясе. / А.Б. Лисицын. Экономист. - 2006. - № 12. - С. 6-11.
17. Магомедов М. Экономика отраслей пищевых производств. / М.Магомедов учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 282 с.
18. Мамиконян М. У кооперации я вижу огромные возможности. / М.Мамиконян //Деловой вестник «Российской кооперации» - 2007. - № 7. - С. 29-35.
19. Маслова Т.Д. Маркетинг. / Т.Д.Маслова - СПб :
Питер, 2008. - 400 с.
20. Новиков О.А. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм). / О.А.Новиков, В.В.Щербаков. учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.-416 с.
21. Новикова М. Пищевые отрасли: задачи развития./ М.Новикова Экономист. - 2006.-№3.-С.86-91.
22. Одинцова Е.С. Анализ эффективности работы отдела сбыта. / Е.С.Одинцовыа. – Экономист 2007.-200 с.
23. Артеменко Т.В. Организация коммерческой деятельности промышленных
предприятий (по отраслям и сферам применения). / Т.В.Артеменко, С.И.Сидоренко. учебное пособие - Хабаровск: ХГАЭП, 2006. - 80 с.
24. Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Хабаровского края в 2008 году //ТОЗ. - 2009 . -№ 5. - С. 3-10.
25. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. / Л.В.Осипова, И.М.Синяева: Учебник для вузов. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. -324 с.
26. Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии. / Л.В.Осипова - М. : ЮНИТИ, 2007. - 255 с.
27. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность./ Ф.Г.Панкратов. учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.-504с.
28. Покровский А.Б. Организация и планирование использования
материальных ресурсов на промышленных предприятиях. / А.Б.Покровский - СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 2007. - 123 с.
29. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах
Хабаровского края в 2004 году (по материалам выборочного обследования
бюджетов домашних хозяйств): бюлл. - Хабаровск: Хабаровскстат, 2008. -
27 с.
30. Промышленность Хабаровского края: Статистический сборник/
Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики
по Хабаровскому краю - Хабаровск. 2007. - 98 с.
31. Раицкий^К.А. Экономика организации (предприятия). / К.А.Раицкий - М. : ИТК «Дашков и Ко», 2006. - 1012с.
32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:
Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2006.
- 704 с.
33. Сероштан М.В. Потребительская кооперация: Учебное пособие /Под общей редакцией Ткача А.В. - М.: Московский университет потребительской кооперации, 2006. - 218 с.
34. Смагина И.Н. Организация коммерческой деятельности в общественном питании. / И.Н.Смагина - М: Изд-во Эксмо, 2007. - 336 с.
35. Строков В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя. / В.А.Строков - М.: Изд-во Хоре, 2006. - 225 с.
36. Эффективная система работы //Мерчендайзер. - 2008. - №10. - С. 27-29.
37. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой
деятельности. / О.В.Памбухчиянц. учебник.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 292 с.
38. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. / Ф.Г.Панкратов учебник. - М. :«Дашков и К», 2008. - 504 с.
39. Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничной торговле. / Т.Н.Парамонова. учебно-практическое пособие. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 224 с.
40. Пигунова О.В. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. / О.В.Пигунова - М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», 2006. - 117 с.
41. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. / Ф.П.Половцева Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 248 с.
42. Правила торговли. - М. :ИНФРА-М, 2006. - 62 с.
43. Прикина, Л.В. Экономический анализ предприятий. / Л.В.Прикина - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 360 с.
44. Розничная торговля и общественное питание в 2002-2006 году: статистический сборник. – Хабаровский орган Федеральной службы государственной статистики по краю, 2007. - 60 с.
45. Румянцева З.П. Общее управление организацией. / З.П.Румянцева. ИНФРА-М, 2006. - 304 с.
46. Селезнева Н.Н. Финансовый менеджмент. / Н.Н.Селезнева - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
47. Синяева И.М. Коммерческая деятельность. учебник / Под редакцией И.М.Синяевой – М.: ИТК « Дашков – К°» , 2008. - 548 с.
48. Снегирева В. Розничный магазин. Управление по товарным категориям. / В.Снегирева - СПб. : Питер, 2007. - 416 с.
49. Бухгалтерский баланс Крайпотребсоюза за 2009г.
50. Бухгалтерский баланс Крайпотребсоюза за 2010г.
51. Отчет о прибылях и убытках Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза за 2008г.
52. Отчет о прибылях и убытках Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза за 2009г.
53. Отчет о прибылях и убытках Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза за 2010г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Показатели численности, состава и движения
персонала организации
Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2009 г. в % к 2008 г. | 2010 г. в % к 2009 г.
|
Среднесписочная числен-ность работающих. чел. | 330 | 335 | 349 | 101,5 | 104,2 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
Руководители | 19 | 19 | 21 | 100,0 | 110,5 |
Специалисты и служащие | 48 | 50 | 54 | 104,2 | 108,0 |
Рабочие | 263 | 266 | 274 | 101,1 | 103,0 |
Структура работающих по уровню образования, чел. | |||||
Высшее профессиональное образование
| 67 | 68 | 72 | 101,5 | 105,9 |
Среднее професиональное образование
| 78 | 81 | 83 | 103,8 | 102,5 |
Начальное професиональ-ное образование
| 76 | 79 | 73 | 103,9 | 92,4 |
Не имеют профессиональ-ного образования
| 109 | 107 | 121 | 91,7 | 113,1 |
Структура работающих по стажу работы, чел. | |||||
До 5 лет | 18 | 19 | 14 | 105,5 | 74,0 |
От 5 до10 | 186 | 177 | 187 | 95,2 | 106,8 |
10 лет и более | 126 | 139 | 148 | 110,3 | 106,5 |
Движение персонала | |||||
Принято на работу, чел. | 26 | 34 | 31 | 130,8 | 91,2 |
Уволено с работы, чел. | 18 | 23 | 27 | 123,7 | 117,4 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
По собственному желанию | 12 | 16 | 18 | 133,3 | 112,5 |
За прогулы и другие нарушения | 2 | 3 | 3 | 1,5 р | 100 |
Коэффициент оборота по приему (%) | 7,9 | 10,1 | 8,8 | х | х |
Коэффициент оборота по выбытию (%) | 5,5 | 6,9 | 7,7 | х | х |
Коэффициент текучести кадров (%) | 4,2 | 5,7 | 6,0 | х | х |
Коэффициент постоянства кадров (%) | 94 | 89 | 92 | х | х |