Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ сбыта на действующем промышленном предприятии, системы потребительской кооперации и разработка предложений по совершенствованию управления сбытом продукции.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности производственного предприятия;
- общая характеристика предприятия - Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………6
1.1 Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий……………………………………………………………………………6
1.2 Сбыт как элемент коммерческой деятельности производственного
предприятия…………………………………………………………………………...14
1.3 Организация сбыта на предприятии……………………………………...24
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА «ХАБАРОВСКИЙ
ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» КРАЙПОТРЕБСОЮЗА……………………...…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза………………………….29
2.2 Анализ конкурентов организации ………………………………………..34
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза ……………………………………………36
2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза……………………………………………………...47
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….56
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта……………………………………………………………………………….56
3.2 Совершенствование работы с клиентами…………………………………..62
3.3 Совершенствование активной рекламной деятельности………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….....77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Как правило, чем больше людей занято на предприятии, тем более вероятно применение структуры иерархического типа, не стала исключением структура Хабаровского Пищевого комбината. Сформировавшуюся структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную, наиболее распространенный вид иерархической структуры.
Филиал «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза является производственным предприятием, поэтому основной вид деятельности -выпуск колбасных изделий, мясных копченостей и полуфабрикатов и реализация их населению.
Предприятие занимает одно из ведущих мест в производстве колбасной продукции и мясокопченостей в Хабаровском крае: из 9,9 тыс. тонн произведенных в 2010 году всеми предприятиями края, - 2,5тыс. тонн изготовил Филиал «Хабаровский пищевой комбинат» Хабаровского Крайпотребсоюза, то есть занимает 25,3 % рынка производства колбасных изделий. Поддержание такой доли обеспечивается за счет широкого ассортимента выпускаемой продукции, а также общепризнанного высокого качества предлагаемой потребителям продукции. Предприятие вырабатывает и реализует следующие виды продукции:
- вареные колбасы;
- сардельки,сосиски;
- полукопченые колбасы;
- варено-копченые колбасы;
- сырокопченые колбасы;
- мясные копчености;
- полуфабрикаты;
- прочие полуфабрикаты;
- прочая продукция - хлеб, хлебобулочные изделия, выпечка;
- продукция, вырабатываемая предприятием общественного питания.
Количество разновидностей колбасных изделий, мясокопченостей более двухсот наименований.
Вся продукция Хабаровского пищевого комбината сертифицирована органами Госстандарта и разрешена к выпуску. Специалистами высокой квалификации осуществляется производственный и лабораторный контроль качества выпускаемой продукции, а также с регулярными (необходимыми для каждого вида продукции) интервалами продукция проходит дополнительный контроль в аккредитованных лабораториях г. Хабаровска (Краевая ветеринарная лаборатория, Центр Агрохимической службы, Центр Санэпиднадзора). Все результаты оформляются необходимой документацией.
Общая площадь, занимаемая комбинатом - филиалом «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза, в границах землепользования составляет 3,63 га. Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе предприятие располагает надлежащей материальной базой, которая представляет собой совокупность материально вещественных ценностей. Хабаровский пищевой комбинат располагает сырьевыми складами:
а) склад для лаборатории (вспомогательное сырье);
б) склад для оболочек;
в) склад для соли;
г) склад для сыпучих товаров (пищевые добавки, специи) - 2 единицы;
д) склад для запчастей.
Площадью склады по 72 м . Общая площадь складов - 432 м2. Также имеются:
а) холодильный склад, площадью 108 квадратных метров;
б) склад для масел, площадью 9 м2;
в) склад для аммиака, площадью 9 м2;
г) склады для хранения мяса - шесть единиц общим тоннажем шестьсот тонн, температурный режим от минус 18 до минус 12 градусов.
Предприятие оснащено различными машинами и оборудованием около 200 единиц, к которым относятся: автомобильные, стационарные, электронные весы, аппарат фасовочно-упаковочный, бойлерные установки, оборудование для приготовления колбас, сосисок, копченостей (гидрошприцы, дымогенератор, жироуловитель, измельчитель, иньектор рассола, колбасорезки, микромельница, мясорубки, насосы, сосисочный аппарат, фаршемешалки), холодильные машины и устройства и пр. Транспортные средства в количестве 20 ед., к которым относятся разные марки автомашин и прицепы. А также мебель, офисная техника и хозяйственный инвентарь.
Также предприятие проводит целенаправленную работу по техническому оснащению производственного процесса новым оборудованием: так, в 2008 году было приобретено оборудования на 17982 тыс. руб, в 2009 г. - на 14159 тыс. руб., что позволило обеспечить ввод в эксплуатацию нового цеха по производству мясных полуфабрикатов.
Механизация и автоматизация производственных процессов, применение прогрессивных технологий, как отечественных, так и зарубежных производителей, позволяет предприятию выстоять в условиях конкуренции.
Кроме того, чтобы не остаться невостребованными на рынке, предприятием предпринимаются шаги по увеличению объемов продаж готовой продукции, учитывая, что крупнейшие продовольственные магазины переходят на метод продажи - самообслуживание, для обеспечения автоматического сканирования информации введено штриховое кодирование всех видов изделий Хабаровского пищевого комбината.
Благоприятно сказалось на реализации копченостей и мясных деликатесов внедрение вакуумной упаковки, так как это позволило увеличить сроки реализации мясной продукции.
В целом, материально-техническая база и сформировавшаяся структура управления позволяют поддерживать рентабельную работу по выпуску колбасных изделий и полуфабрикатов и удовлетворению покупательского спроса.
2.2. Анализ конкурентов организации
Филиал Хабаровский Пищевой Комбинат Хабаровского Крайпотребсоюза является одним из лидеров рынка по производству колбас и мясных полуфабрикатов.
Основные задачи Филиала – это производство колбас и мясных полуфабрикатов и реализация этой продукции в продовольственный
межрегиональный фонд Хабаровского края.
Основными конкурентами компании являются:
- ООО «Ратимир» - Приморье, город Владивосток. Торговая марка «Ратимир» была создана в 1997 года. Предприятие выпускает более 200 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов. ООО «Ратимир» выпускает продукцию для разных категорий потребителей: это и детская линейка «Ратимишка» и продукция «премиум-класса» под ТМ «Дымов».
- ООО «Григ Чернобельского» - Хабаровский край, г. Хабаровск. На сегодняшний день выпускают более 150 наименований колбас. Приоритет отдается сырокопченым колбасам. Продукцию поставляют во многие районы Дальневосточного региона.
- ООО «Мостовик» - Хабаровский край, г. Хабаровск. ООО «Мостовик-1» был основан в 2000 году на базе ЗАО «Автомост», которое с 1995 года выпускало колбасные изделия в основном для своих рабочих. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет более 150 наименований колбас, деликатесов, замороженных полуфабрикатов, продукции из охлажденного мяса. На сегодняшний день компания работает по международному стандарту качества ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2000). Данный стандарт признается на территории 150 стран мира.
- ООО «Кооператор-2» - Хабаровский край, г. Хабаровск. Выпускают колбасы, деликатесы, замороженные и охлажденные полуфабрикаты.
В целом по ситуации на рынке можно сказать следующее – приморские производители вытесняют хабаровских, потому что местным производителям не дают квоты на импорт мяса.
Как поддержать местного производителя и повысить реализацию выпускаемого товара, обсуждалось на коллегии министерства пищевой промышленности правительства Хабаровского края.
Хабаровские производители, несмотря на серьезную конкуренцию
приморских компаний, не сдают свои позиции и продолжают бороться за потребителя среди всего изобилия предлагаемых товаров.
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза
Чтобы производственное предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический и глубокий анализ финансово - хозяйственной деятельности, можно:
- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность финансовой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
- находить оптимальные пути решения коммерческих проблем производственного предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса.
Результатом производственной деятельности предприятия филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза является продукция, которая определяется в различных показателях — натуральных, стоимостных.
Учитывая, что товар предназначен для реализации, анализ начнем с показателя объема производства в стоимостном измерении. Объем выработки в
стоимостном измерении показывает рост показателей в фактических ценах,
что можно наглядно увидеть на рисунке 2.2
Рис.2.2 Изменение объема производства продукции, (тыс. руб.)
В целом по диаграмме виден устойчивый рост объема производства по анализируемому предприятию за последние три года.
Для более глубокого анализа проведем сравнение основных показателей в абсолютном и относительном выражениях по анализируемым периодам.
Кроме того, в расчетах используем не только показатель объема выработанной продукции, показывающий возможности производственного предприятия, но и объем реализованной продукции, позволяющий судить о востребованности произведенной продукции. Данные расчета представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Стоимостные показатели производства ХПК, тыс. руб.
Показатели | Годы | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | ||||
| 2008 | 2009 | 2010 | Откл., +,- | Темпы роста,(%) | Откл., +,- | Темпы роста, (%) |
Объем выработанной продукции | 450034 | 469 864 | 485656 | 19829 | 104,4 | 15792,1 | 103,4 |
Объем реализованной продукции (без НДС) | 448319 | 458357 | 476006 | 20038 | 102,2 | 7649 | 103,9 |
Как видно из таблицы 2.2, за анализируемый период:
- объем выработанной продукции вырос с 450034 тыс. руб. в 2008 году до 485656 тыс. руб. в 2010 г. или за 2 года прирост составил почти 8 процентов;
- объем реализации продукции также растет: с 448319 тыс. руб. в 2008 году до 476006 тыс. руб. в 2010 году или соответственно за два года на 6,2 процента.
Значительно, в 5,6 раза выросла разница между объемами произведенной и реализованной продукции с 1715 тыс.руб. в 2008году до 9650 тыс.руб. в 2010 году. Это объясняется несвоевременными расчетами покупателей за поставленную им продукцию.
Идя навстречу клиентам, предприятие зачастую практикует форму оплаты за продукцию после ее получения, с рассрочкой на какой-либо период - в зависимости от суммы закупа. Такая практика приводит к увеличению дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота, замедляет оборачиваемость оборотных средств, означает их неэффективное использование, ведет к возникновению потребности в дополнительных источниках средств и ведет к напряженному финансовому состоянию предприятия.
Так, если на начало 2010 года сумма дебиторской задолженности по организации филиал «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза составляла 27 965 тыс. рублей, то на 01.01. 2011 года уже 40149 тыс. руб., то есть за год выросла на 43,6 процента.
Но если в стоимостном измерении показатели деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» в целом характеризуются положительно, то измерение в натуральных показателях говорит о некоторых проблемах предприятия. Объем производства продукции в натуральном выражении на Хабаровском пищевом комбинате неуклонно понижается: если в 2007 году было выпущено 3914 тонн продукции, то в 2010 году только 3341,1 тонн, то есть на 572,9 тонн или на 15 процентов меньше, что наглядно представлено на диаграмме - рисунок 2.3
Рис 2.3 Объем производства продукции в натуральном выражении (тонн).
Объемы произведенной продукции в стоимостном выражении в 2010 году по сравнению с 2009 выросли на 3,4 %, а в натуральном выражении (тоннах) снизились на 11,5 %, следовательно можно с полной уверенностью утверждать, что прирост объемов производства в стоимостной оценке получен за счет роста цен на продукцию и проведя расчеты можно определить на сколько процентов в среднем выросли цены на предприятии. Для этого воспользуемся формулой взаимосвязи индексов:
Yобщ V=YфизV xYцен
Где Yобщ V – индекс общего объема производства