Сбытовая деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ сбыта на действующем промышленном предприятии, системы потребительской кооперации и разработка предложений по совершенствованию управления сбытом продукции.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности производственного предприятия;
- общая характеристика предприятия - Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………6
1.1 Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий……………………………………………………………………………6
1.2 Сбыт как элемент коммерческой деятельности производственного
предприятия…………………………………………………………………………...14
1.3 Организация сбыта на предприятии……………………………………...24
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА «ХАБАРОВСКИЙ
ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ» КРАЙПОТРЕБСОЮЗА……………………...…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза………………………….29
2.2 Анализ конкурентов организации ………………………………………..34
2.3 Анализ основных показателей деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза ……………………………………………36
2.4 Характеристика сбытовой деятельности филиала «Хабаровский пищевой комбинат» Крайпотребсоюза……………………………………………………...47
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….56
3.1 Предложения по проведению анализа эффективности работы отдела сбыта……………………………………………………………………………….56
3.2 Совершенствование работы с клиентами…………………………………..62
3.3 Совершенствование активной рекламной деятельности………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….....77
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 750.50 Кб (Скачать)

Общеизвестно, что при прямом сбыте товаров потребителю товаропроизводитель несет большие расходы на создание запасов, хранение продажу, однако крупные предприятия, несмотря на это, стремятся самостоятельно контролировать сбыт продукции и доминировать над конкурентами.

Товаропроизводителям невыгодно реализовать дорогие товары через посредников, так как при этом высок удельный вес торговых расходов в средней цене товарной единицы.

Некоторые изделия требуют жесткого контроля качества и осторожного обращения, поэтому в данном случае изготовитель может пользоваться услугами специализированных оптовых или розничных посредников.

Фирмы, производящие товары массового спроса, стремятся к максимальной широте сбытовой сети для того, чтобы сделать товары доступными для покупателя. Наиболее важным моментом является выбор критериев, по которым оцениваются каналы сбыта. Среди них наиболее значимыми являются следующие:

-  объем сбыта через канал за определенный период;

-  прибыль на канале сбыта;

-  затраты производителя;

-  тенденции роста объема сбыта;

-  негативные проблемы (рост затрат на рекламу, на коммунальные услуги, энергоносители и др.);

-              изменение   внешних   факторов   (налоговой   и   таможенной   политики, законодательства);

-  изменение транспортных тарифов;

-  количество и виды услуг, выполняемых для потребителей на канале сбыта;

-  скорость выполнения заказа.

При выборе канала сбыта промышленное предприятие должно учитывать также и то, какие каналы сбыта используют конкуренты, доступность рынка, периодичность совершения покупок потребителями, стоимость хранения запасов и многие другие критерии оценки.

Одновременно с выбором канала сбыта предусматривается вид сбыта каждого товара. Существуют шесть видов сбыта: прямой, косвенный, интенсивный, селективный, нацеленный и ненацеленный.

Прямой сбыт широко распространен при продаже средств производства и реже — товаров широкого потребления.

Для продажи товаров широкого потребления применяется косвенный сбыт - продажа товаров через торговые организации, независящие от фирмы - производителя.

Интенсивный сбыт предназначен для продажи товаров широкого потребления, в том числе марочных (фирменных) товаров. Сущность такого сбыта заключается в том, что продажа товара ведется через большое количество различных посредников.

Селективный сбыт предусматривает ограничение числа торговых посредников. Его обычно используют при продаже товаров, требующих специального обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских, подготовки специального персонала. Кроме того, селективный сбыт применяется при сбыте престижных товаров.

Нацеленный сбыт предполагает продажу товаров какой-либо конкретной группе покупателей.

Ненацеленный сбыт применяется, как правило, для всех потенциальных покупателей, поэтому требует больших рекламных расходов.

Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических    организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения.

Каналы распределения имеют определенную протяженность и ширину. Протяженность канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.

Канал нулевого уровня (канал прямого маркетинга), канал «производитель — потребитель».

Одноуровневый канал - канал «производитель - розничный торговец -потребитель».

Двухуровневый канал - канал «производитель - оптовый торговец -розничный торговец - потребитель».

Трехуровневый канал - канал «производитель - оптовый торговец -мелкооптовый торговец - розничный торговец - потребитель».

Ширина канала распределения - это число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки. При узком канале сбыта предприятие продает свой товар через одного или немногих участников сбыта. При широком - через многих.

Выбор каналов распределения является важным этапом работы, однако, поскольку маркетинг предполагает интерпретацию всей деятельности  фирмы, необходимо соответствующим образом планировать и организовывать систему продвижения продукции от предприятия-изготовителя к получателю.

Процесс организации товародвижения включает следующие этапы:

-  выбор места хранения запасов и способа складирования;

-  определение системы перемещения грузов;

-  введение системы управления запасами;

-  установление процедуры обработки заказов;

-  выбор способов транспортировки продукции.

При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все элементы этой системы взаимосвязаны, поэтому пренебрежение каким-либо из них способно серьезно нарушить функционирование товародвижения и отрицательно повлиять на престиж фирмы.

Необходимость создания мест хранения продукции и материалов вызвана объективными причинами. Прежде всего, это обусловлено несовпадением циклов производства и потребления товаров.

Для произведенных товаров должны быть предусмотрены соответствующие условия хранения. Весь вопрос в том, где создавать хранилища и какой емкости. Чем больше строится складов, тем быстрее обеспечивается доставка продукции к местам потребления, однако при этом растут затраты по созданию складских сооружений. И наоборот, при укрупнении складов возрастают издержки по доставке товаров потребителям. Решение о числе пунктов хранения принимается при сравнении единовременных затрат по созданию мест хранения и годовых издержек, связанных с доставкой материалов потребителям. Используя классический метод сравнения вариантов по минимуму приведенных затрат, можно определить количество пунктов размещения складов. Выбор пунктов размещения складов осуществляется с помощью формулы:

Пз = КхЕн + Ис + Ит→ min,                                                                         (1.1)

где Пз - суммарные приведенные затраты по каждому рассматриваемому варианту сооружения складов;

К - капитальные вложения на сооружение объектов хранения;

Ен -нормативный  коэффициент  эффективности   капитальных   вложений (Ен=0,15)

Ис, Ит - годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ и доставкой материалов со складов в адрес потребителей.

Произведя расчет по каждому варианту размещения склада, можно определить наиболее эффективный из них.

Некоторые изготовители предпочитают хранить часть товарного запаса на складах самого предприятия, а остальную — на складах, расположенных в различных регионах. Причем склады могут быть как собственными, так и арендованными.

В первом случае фирма связана со складом постоянно, и это может создать некоторые ограничения в маневренности, кроме того, возникают затраты по его содержанию.

Склады общественного пользования получают только арендную плату и оказывают различные дополнительные услуги по осмотру, упаковке и отгрузке товаров.

На складах длительного хранения товар может находиться в течение длительного времени и отгружаться, в адрес потребителей по мере необходимости.

В случаях, когда содержание промежуточных складов обходится изготовителю достаточно дорого за счет эксплуатации дорогостоящего оборудования, это вызывает необходимость перехода к прямому маркетингу. Тем не менее, сбытовые промежуточные склады изготовителей играют важную роль в системе товародвижения. При этом изготовители с помощью прямых контактов с потребителями через свой сбытовой персонал могут проводить более концентрированные и своевременные мероприятия для продвижения своей продукции.

Политика в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является производитель или посредник, что наглядно представлено в приложении 1.

При выборе канала товародвижения основным условием является его доступность для изготовителя. Для достижения коммерческого успеха при использовании того или иного канала товародвижения необходимо провести сравнительную характеристику затрат предприятия на возможные каналы сбыта. В эти затраты входят: расходы на подбор и обучение сбытового персонала; административные расходы; затраты на рекламу и стимулирование сбыта, на организацию товародвижения, включая расходы на транспортировку, складское хозяйство; уровень комиссионных выплат. При этом следует иметь в виду, что на начальной стадии работы предприятия сбытовые издержки возрастают, но они не носят постоянного характера.

Сравнительная оценка стоимости отдельных каналов сбыта должна также увязываться с перспективами роста объемов реализации товаров. Важно отметить и то, что выбор канала сбыта обычно связан с заключением долгосрочных соглашений между контрагентами. Неправильный выбор канала распределения может вызвать аннулирование юридических соглашений, что, естественно, скажется на результатах работы предприятия и участвующих в этом соглашении посредников.

Коммерческие отношения изготовителя с посредниками закрепляются контрактом, в котором оговариваются ответственность и обязательства сторон при возникновении убытков, нечетком выполнении договорных обязательств, размер комиссионных и премиальных отчислений и др. Заключение контракта с посредником служит юридической основой разрешения споров и разногласий. В контракт обычно включают пункт, запрещающий посреднику производить какие бы то ни было изменения в товаре без письменного согласия изготовителя.

Одной из тактических задач при формировании сбытовой политики предприятия является работа с клиентами. Эта задача должна решаться с позиции возможностей ее рационализации. В настоящее время менеджеры по сбыту утверждают, что развитие и сохранение хороших отношений с клиентами является одной из важнейших сторон деятельности. Известно, что «стоимость привлечения нового покупателя в 5 раз превышает ту сумму, которая потребуется для того, чтобы удовлетворить все нужды уже имеющегося».

Для удержания выгодных клиентов необходимо увеличение уровня их сервисного обслуживания. Вместе с тем предприятие товаропроизводитель должно находить компромисс между уровнем сервисного обслуживания клиентов и затратами на его поддержание. Предприятию следует создавать и поддерживать хорошую атмосферу, способствующую будущим коммерческим сделкам. В условиях рыночных отношений очень высоко ценится соблюдение сроков поставки, пунктуальность доставки товаров.

Предприятие - товаропроизводитель для удержания старых клиентов может на правах бесплатной аренды обеспечивать их фирменным торговым

оборудование, предоставлять комплекс услуг мерчандайзеру, количественные скидки (связанные с покупкой большого количества товара), скидки за верность (должны побудить клиента делать закупки только у одного продавца). Скидка за верность способствует концентрации заказов, а также может помешать конкурентам оказывать влияние на деловые связи.

Большое значение для привлечения новых клиентов и заключения коммерческих сделок имеет предоставление отсрочки по платежам (товарного кредита). В потенциальный круг клиентов вступает те покупатели, которые желают приобрести товар, но в данный момент не имеют на это средств.

 

1.3 Организация сбыта на предприятии

Оперативно-сбытовая деятельность на каждом из предприятий имеет свои особенности, которые определяются назначением выпускаемой продукции, организационной структурой сбыта, отраслевой спецификой предприятия. Вместе с тем на всех предприятиях оперативно-сбытовая работа является завершением процесса реализации произведенной продукции.

Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает:

-              разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;

- приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;

-организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;

-     контроль над выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов;

Планы-графики отгрузки готовой продукции разрабатываются на короткие периоды времени (декада или неделя), с их помощью осуществляется координация планов сбыта с планом производства.

Особо важно соблюдать планы-графики отгрузки оборудования при комплектных поставках.

Продукция, изготовленная цехами, поступает на общезаводской или цеховой склады готовых изделий, которые должны принять ее от цехов по количеству и качеству. Порядок сдачи готовой продукции на склад зависит от многих факторов: от свойств выпускаемой продукции, ее размеров, веса, организации внутризаводского транспорта и других.

Информация о работе Сбытовая деятельность предприятия