Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление роли менеджера на предприятии, на примере ООО «Кяхтинское».
В соответствии с целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы менеджера на предприятии;
- провести анализ эффективности деятельности менеджера на предприятия;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности менеджеров.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы менеджера на предприятии………….………7
Понятие, функции, обязанности менеджера………………………………..7
Роль менеджера на предприятии…………………………………………...10
Глава 2. Анализ эффективности деятельности менеджера на предприятии………………………………………………………………...……17
2.1 Экономическая характеристика предприятия…….……………………….17
2.2 Оценка роли и места менеджера в организации.…………………………..22
2.3 Оценка эффективности управления руководителя организации………
Глава 3. Основные направления по совершенствованию деятельности менеджеров..……………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы…………
Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач.
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными особенностями.
Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, однако именно их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплекгованность подразделения персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления.
Результатам оценки поведения управленческих работников, как и в случае оценки качеств, является социально-психологическая характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких - менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого поведения и его последствия.
Функциональная оценка руководителя основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им специфических функций по регулированию совместной деятельности. Например, в одной из методик выделяют такие управленческие функции, как планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.
В основе такого способа - представление об особых задачах организаторской деятельности, отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих некоторое универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в трудовом коллективе.
Анализ качества выполнения работы предполагает также определение стиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.
При таком подходе предметом оценки является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. Она позволяет раскрыть личностные особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства- подчинения". Способ воздействия на людей имеет принципиальное значение для успешной работы руководителя, обеспечения эффективной совместной деятельности, поэтому оценка применяемых средств руководства - важный аспект анализа качества управленческого труда.
Широко
распространена практика оценки руководителей
по результатам деятельности возглавляемых
ими коллективов. При этом используются
главным образом
Руководители
оцениваются также по результатам
внедрения и использования
Оценка по результатам является признанным способом определения успешности любой деятельности, что в случае анализа сложного управленческого труда является непростой задачей. Отдельные показатели результатов управленческой деятельности содержатся в некоторых комплексных методиках, сам же способ не является достаточно разработанным и в полной мере не используется на практике. Однако представляется, что нет такого труда, итоги - которого не удалось бы представить в определенном масштабе их полезности и социальной значимости. Необходимость и целесообразность перехода к оценке руководителей по результатам их специфической организаторской деятельности являются насущными и очевидными.
Анализ структуры управленческой деятельности позволяет говорить о том, что результаты труда руководителя укладываются в параметрах тех объектов, на которые направлена его активность. Деятельность руководителя приводит к преобразованию управляемых объектов, точнее к изменению (или сохранению на требуемом уровне) определенных их характеристик, необходимых для реализации целей управления и важных для совместной работы.
Так, к числу результатов
По содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно руководители устанавливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают по их достижению.
Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого труда. В настоящее время целевое управление рассматривается как необходимый компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от руководителя (как и от любого другого работника) эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.
Диагностическая система оценки
Распространенными являются разработка и использование комплексных методик. С точки зрения содержания производимой оценки это предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре используемой информации. Иначе говоря, суждение о ценности руководителя основывается на различных основаниях.
Так, одна из систем общей деловой оценки руководителей, доведенная не только до уровня практической реализации, но и автоматизации, включает такие три группы критериев:
Предлагается также такая модель содержания оценки управленческого персонала, которая включает три интегрированные оценки:
Примером комплексной оценки деятельности руководителя служит диагностическая система.
Диагностическая система (ДС) может быть использована в следующих направлениях:
Диагностическая система включает более 20 процедур, сгруппированных в блоки-модули. Для выполнения поставленной задачи подбирается необходимый состав модулей и самих процедур. ДС является открытой системой и может быть дополнена другими процедурами.
Состав уже имеющихся "на вооружении" средств диагностики, анализа и обработки данных позволяет получить многообразную информацию, достаточную для того, чтобы вынести определенные суждения о каждом руководителе и сравнить его с другими по ряду критериев.
Для
конкурса может быть использовано 10 критериев,
на основе которых выводится обобщенный
показатель - рейтинг каждого руководителя.
Такой подход позволяет освободиться
от комплекса психологического эффекта
абсолютной оценки личности, что избавляет
систему от неизбежного оттенка субъективности.
Поэтому относительная оценка кандидата
в ряду таких же, как он, в условиях конкурса
снижает до приемлемого уровня его желание
оспаривать результаты конкурса.7
Выводы:
Подводя итог вышеизложенному, необходимо
отметить, что оценка менеджеров имеет
особое значение в силу значимости их
работы. По мнению специалистов, существует
три наиболее интересных подхода к оценке
управленческого персонала: гуманистический,
ситуационный и деятельностный. Цели и
конкретные методы работы с персоналом
во многом определяются той концепцией
кадровой политики. В целевых и плановых
оценках (формирование состава резерва
кадров на выдвижение, аттестация работников
аппарата управления и др.), а также в текущих
(оперативных) оценках в отечественной
и зарубежной практике управления условно
различают три группы методов: качественные,
количественные и комбинированные.
Глава 3. Основные направления по совершенствованию деятельности менеджеров
В экономическом отделе свинокомплекса работает четыре человека. С целью повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования сотрудников, проведения аттестации, организации служебного продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и деловых качеств работников. Для этого используется интегральный коэффициент, комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личные качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда.
Исходные
данные для расчета комплексной
оценки результатов труда и деловых
качеств работников экономического
отдела приведены в табл. 7, 8.
Таблица
7
Степень достижения (проявления) признаков
Сотрудник | Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личные качества | Степень проявления признаков, определяющих результаты труда | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | |
1 Горелов | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | - | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
2 Лоев | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
3 Зубин | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
4 Лапин | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Информация о работе Роль и место менеджера на предприятии (на примере ООО «Кяхтинское»)