Риск-менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое будущее, поэтому, является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические особенности риск-менеджмента 6
1.1 Сущность и экономическое содержание риска 6
1.2 Классификация рисков 12
1.3 Организация системы риск-менеджмента на предприятии 17
1.4 Управление рисками 19
2 Анализ системы управления рисками на предприятии 24
2.1 Характеристика предприятия 24
2.2 Особенности управления рисками на предприятии 29
2.3 Экспертный метод оценки рисков 33
3 Мероприятия по внедрению новой системы управления рисками 36
3.1 Реализация проекта внедрения системы управления рисками 36
3.2 Результаты и эффект от внедрения системы управления рисками (СУР) 37
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 45

Файлы: 1 файл

Курсовая риск-менеджмент. Приходько (2).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

      Актуальность  темы. При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое будущее, поэтому, является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

      Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно  должен быть рассчитан до максимально  допустимого предела. Как известно все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное - оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в хозяйственной деятельности.

      Менеджер  призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особенное внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском риск-менеджменту. Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса.

      На  степень и величину риска можно  реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежит организация работы по определению и снижению риска.

      Риском, можно управлять, используя разнообразные  меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление  рискового события и вовремя  принимать меры к снижению степени  риска.

      Проблема  состоит  в том что, неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий, изменения политической и экономической обстановки и перспектив вынуждает предпринимателя принимать на себя риск этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска. Из этого следует, что актуальность проблемы состоит в том что, независимо от стабильности социально – политической и экономической ситуации, изменений внешней и внутренней среды деятельности любой организации приводит к возникновению рисков, которыми необходимо управлять для успешного достижения целей.

      Целью курсового проекта является анализ системы управления рисками в  деятельности предприятия.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. раскрыть теоретические особенности риск-менеджмента;

      2. провести анализ системы управления рисками на предприятии;

      3. описать мероприятия по внедрению новой системы управления рисками.

      Объект  исследования  - предприятие ОАО  «ММК»

      Предмет исследования - процесс управления рисками на предприятии.

     Методологическую  основу исследования составляет комплекс научных методов познания: общенаучный  диалектический метод, системный, исторический, логический, сравнительно-правовой, социологический  и другие.

     При написании курсового проекта  использованы труды таких ученых  как Чернова Г.В., Черкасов В.В., Цветкова Е.В., Хохлов Н.В., Фомичев А.А, Станиславчик Е.Н., Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С., Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г.,  Анальгин А.П. и другие.

 

1 Теоретические особенности риск-менеджмента

1.1 Сущность и экономическое содержание риска

      Осуществление предпринимательства в его любом  виде связано с риском, который  принято называть хозяйственным, или  предпринимательским. Выясним истоки и причины такого риска и формы  его проявления для того, чтобы  далее уяснить методы оценки риска и способы его предотвращения. [3, с 12]

      В связи с развитием рыночных отношений  предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

      Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

      В условиях командно-административной экономики  все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

      Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала  инициативу, подавляла интерес и  творческое начало. Но она вносила  явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.

      Хотя  и не с полной уверенностью, но можно  было предвидеть объемы производства, поставок, продаж, цены и соответственно прибыль, доходы. Словом, действовать  в заданных условиях.

      Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

      За  экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя  сопутствует одновременно и свобода  других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

      При этом естественно, что те, с кем  приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

      Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска.

      Риск  – возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.

      Риск  – сочетание вероятности и  последствий наступления неблагоприятного события.

      Риск  – характеристика ситуации, имеющей  неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

      Риск  в узком смысле – количественная оценка опасностей, определяется как частота одного события при наступлении другого.

      При таком подходе в рыночной экономике  можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

      Из  сказанного следует первое правило  поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

      К сожалению, в нашей экономической  науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

      Отмечу, что теория предпринимательского риска  лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.

      Значит, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

      Отмечу, что имеются отдельные виды предпринимательской  деятельности, в которых риск поддается  расчету, оценке и где методы определения степени риска отработаны и теоретически, и практически. Это прежде всего страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело.

      Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических видах  предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятельности методы оценки риска обычно не удается использовать в других областях и сферах предпринимательства.

      К тому же страховой риск относится  преимущественным образом к объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности. Страховка дома, автомобиля обычно не учитывает способов использования страхуемого объекта.

      При оценке же предпринимательского риска  нас прежде всего интересует не судьба всего объекта, а мера опасности  и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки сопровождающих ее видов деятельности.

      К примеру, страхуя предприятие или  дом от пожара, страховое агентство  анализирует только опасность возгорания объекта и меру возникающего при  этом имущественного урона, который придется компенсировать. Соответственно устанавливаются и страховые платежи.

      Предприниматель же вынужден изучать риск, возникающий  при производстве, закупке, продаже  продукции и при всех других видах  деятельности предприятия. Ведь его  интересует не компенсация риска, а предотвращение ущерба, но это уже совсем иное дело.

      Нельзя  сказать, что в нашей экономике  руководителю вообще не приходилось  рисковать. Конечно, приходилось.

      Руководителя  всех уровней знают, что такое  производственный, сбытовой, снабженческий риск  в плановой экономике. Но это не тот или совсем не тот риск, что в экономике рыночного типа.

      В директивной экономике приходилось  иметь дело с риском невыполнения государственного плана, нарушений  договорных обязательств, недопоставок продукции и т. д., обусловленных чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности. В рыночной экономике первостепенными элементами риска являются непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения потребителя.

      Следовательно, наши привычные знания и навыки поведения применительно к формам предпринимательского риска, характерным для централизованно управляемой экономики, явно недостаточны, чтобы уметь преодолевать опасности экономики рыночного типа. К тому же приходится иметь дело с “наложением” факторов рыночного и нерыночного типа.

      Это и предопределило суть дальнейшего  изложения материала, его концентрацию на основах методики оценки риска, главным образом производственного предпринимательства, отдельные положения которой относятся к любому предпринимательскому риску вне зависимости от того, кто является субъектом предпринимательской деятельности.

Информация о работе Риск-менеджмент