Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:35, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России, и основные аспекты управления в условиях общественной формы собственности.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Исследовать сущность понятия менеджмента Рассмотреть особенности менеджмента в России
Выявить основные совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности и реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям.
Предметом исследования в данной работе является процесс управления в условиях общественной формы собственности
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.
Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России, и основные аспекты управления в условиях общественной формы собственности.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Исследовать сущность понятия менеджмента Рассмотреть особенности менеджмента в России
Выявить
основные совершенствования
Предметом исследования в данной работе является процесс управления в условиях общественной формы собственности
Объектом
исследования является основные реформы
управления в России.
Глава 1. Основные понятия
менеджмента
1.1 Понятие менеджмента на предприятии
Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института стало центральным событием в истории общества XX столетия. С начала века нечасто новый основной институт, новый руководящий класс, появлялся так быстро, как менеджмент. Возможно, такого не было вообще. Редко в истории человечества новый институт настолько быстро доказывал свою необходимость. Еще реже введение нового института вызывало так мало противодействия, беспокойства и дискуссий.
Вполне
возможно, что менеджмент останется
основным и наиболее весомым институтом
общества до тех пор, пока будет существовать
западная цивилизация. Это связано
не только с тем, что менеджмент основан
на природе современной
Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент на самом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро и практически без какого-либо противодействия.
Важность менеджмента.
Менеджмент,
его компетенция и его
1.2 Основные функции менеджмента
Важнейшая цель менеджмента: экономическая эффективность. Важнейшая функция: управление бизнесом. Несмотря на колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чем занимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляется управление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе, и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно, типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, в головах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие из которых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции). Что же на самом деле представляет собой менеджмент и каковы его функции?
На этот счет есть два широко известных ответа. Один из них состоит в следующем: менеджмент – это высшее руководство. Иными словами, термин "менеджмент" является чем-то вроде синонима слова "руководство". Другой популярный ответ на поставленный нами вопрос определяет менеджера как человека, руководящего работой других людей, т.е., как утверждается в известном лозунге, "человека, работа которого состоит в том, чтобы заставить остальных выполнять их работу".[6]
Но такие определения даже не пытаются объяснить нам, что такое менеджмент и чем он занимается. Ответить на эти вопросы можно, лишь проанализировав функции менеджмента, поскольку менеджмент – это орган, а любой орган можно описать и определить, только описав и определив его функции.
Менеджмент
– это динамичный элемент, поддерживающий
жизнеспособность каждого предприятия.
Без этого элемента "производственные
ресурсы" остаются всего лишь ресурсами
и никогда не становятся производством.
В условиях конкуренции жизнеспособность
любого предприятия и, тем более,
его успех особенно зависят от
опыта и эффективности
Менеджмент всегда должен уделять главное внимание обеспечению экономически эффективной деятельности предприятия. Иными словами, само существование менеджмента и власть, которой он пользуется, оправданы лишь в том случае, если его деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.
Конечно, эта деятельность может приносить выдающиеся результаты внеэкономического характера: удовлетворенность работников предприятия своей жизнью, вклад в благосостояние или культуру общества и т.п. Тем не менее, можно утверждать: если менеджмент не обеспечивает достижения определенных экономических результатов, его деятельность следует признать неэффективной. Менеджмент потерпел неудачу, если предприятие не поставляет товары и услуги, нужные потребителю, по цене, которую этот потребитель готов заплатить. Менеджмент предприятия потерпел неудачу, если ему не удалось повысить (или, по крайней мере, поддержать на прежнем уровне) производственный потенциал, которым располагает это предприятие.
Главная функция менеджмента: управление бизнесом. Это утверждение, на первый взгляд совершенно очевидное, приводит к далеко не столь очевидным и привычным выводам. Оно не только налагает довольно жесткие ограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход. Прежде всего, оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опыт менеджмента нельзя "в чистом виде" перенести и применить как к организации, так и к обеспечению деятельности других институтов. В частности, успешная деятельность того или иного индивидуума в сфере менеджмента отнюдь не обещает такого же успеха при работе в правительстве. Сама по себе карьера менеджера ни в коей мере не может рассматриваться как подготовка к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженных силах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в университете. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный характер и потому могут пригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все, же подчиненное, вторичное. [9]
Негативный
вывод заключается в том, что
менеджмент в принципе не может быть
точной наукой. Правда, работу менеджера
можно систематически анализировать
и классифицировать; иными словами,
существуют ярко выраженные профессиональные
особенности и научный аспект
менеджмента. Нельзя также полагать,
будто управление основано исключительно
на интуиции или природных способностях
человека; требования к менеджменту
и его элементы поддаются анализу,
систематической организации и
изучению, причем все это доступно
человеку с обычными способностями.
И все же главной проверкой
менеджмента является экономическая
эффективность предприятия (или, по-другому,
результаты его экономической
1.3 Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента
В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:
Подход с точки зрения научного управления – Школа научного управления
Административный подход – Классическая (административная) школа в управлении
Подход с точки зрения человеческих отношений – Школа психологии и человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении
Подход с точки зрения количественных методов – Школа науки управления (количественная).
Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.
Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. [5]
Школа научного управления.
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот
метод исследования впервые был
применен к отдельно взятому предприятию
американским инженером Ф.У. Тейлором,
которого следует считать
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод
исследования Тейлора заключался в
расчленении процесса физического
труда и его организации на
составные части (труд исполнительский
и труд распорядительский) и последующем
анализе этих частей. Целью Тейлора
было создание системы научной организации
труда, базирующейся на основе экспериментальных
данных и анализе процессов