Формирование и развитие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Во все времена управление, или менеджмент, в значительной мере рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
К настоящему времени накоплен богатый практический опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т. п. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка данных вопросов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Предпосылки образования менеджмента и процесс развития
1.2 Основные функции менеджмента
1.3 Менеджмент и предпринимательство
ГЛАВА 2 РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ АРМЕНИИ
2.1 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране
2.2 Динамика развития малого предпринимательства в экономике Армении
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства в Армении
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРМЕНИИ
3.1Тенденции развития малого предпринимательства в Армении
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства в Армении
3.3 Кредитно-налоговые механизмы регулирования и развития малого предпринимательства в Армении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

New Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 164.18 Кб (Скачать)

 

Тема: Роль   менеджмента   в  предпринимательстве

СОДЕРЖ АНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Предпосылки образования менеджмента и процесс развития

1.2 Основные функции менеджмента

1.3 Менеджмент и предпринимательство

ГЛАВА 2  РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ АРМЕНИИ

 2.1 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране

2.2 Динамика развития малого предпринимательства в экономике Армении

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства в  Армении

ГЛАВА  3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ И ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРМЕНИИ

3.1Тенденции развития малого предпринимательства в Армении

3.2 Государственная поддержка  малого предпринимательства в Армении

3.3 Кредитно-налоговые механизмы регулирования и развития малого предпринимательства в Армении

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все времена управление, или менеджмент, в значительной мере рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной  деятельности.

К настоящему времени накоплен богатый практический опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства  и т. п. Хотя и ощущается недостаточная  теоретическая проработка данных вопросов.

Развитие малого бизнеса  играет свою положительную роль, активно  содействуя увеличению числа собственников, формированию среднего класса, росту  доли экономически активного населения  и созданию новых рабочих мест.

Малый бизнес представляет собой тот сектор экономики, развитие которого может способствовать подъему экономики.

Современный бизнес – это  совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность принимать готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. В обстановке рынка открывается возможность приложить таланты в самых разных хозяйственных сферах. А главное – во всех неудачах придется винить только себя, а не партию, правительство, президента. Чтобы быть удачливым, нужно быть активным и расчетливым человеком. Не следует ждать, что кто-то принесет блага на блюдце с голубой каймой. Если  хочешь чего-то добиться, предстоит действовать в предпринимательстве решительно и энергично. Одного желания, делового чутья, таланта здесь мало. Без глубокого знания условий и практики рынка не обойтись.

Каждый предприниматель, любая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять свои текущие и перспективные потребности  в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники  их приобретения, а также уметь  точно рассчитывать эффективность  использования имеющихся средств  в процессе работы предприятия. В  рыночной экономике предприниматели  не способны добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно организовывать, планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынках, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях, изучать вопросы потребителей.

Известно, что при принятии любого хозяйственного решения, приходится сталкиваться с множеством альтернатив. Очень сложно реагировать быстро и выбирать единственно правильный в конкретном случае вариант. Владение мастерством руководства коллективом  с помощью эффективных методов  управления, сочетающееся с чутким и бережливым отношением к людям  является основной предпосылкой успеха  в любой сфере предпринимательства. Умение принять во время оптимальное решение, добиваться поставленных целей, рационально применяя труд, интеллект, мотивы поведения подчиненных – главная задача предпринимателя.

Сегодня на пути к цивилизованному  рынку необходимо всемерно развивать  самые разнообразные формы бизнеса. Весьма эффективно способны функционировать  малые предприятия, которые быстрее  и полнее учитывают изменение  спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобильны при внедрении новшеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Формирование и развитие менеджмента

1.1 Предпосылки  образования менеджмента и процесс  развития

Управление  появилось вместе с людьми, с образованием человеческого общества. Так, археологические раскопки подтверждают существование человеческих организаций в древности: доисторические люди часто жили организованными группами.

Управление выделилось и  обособилось в самостоятельный  вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации  и согласования деятельности людей  в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникла задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, т. е. управляющим, а другой - его подчиненным, т. е. управляемым.

Обосновывая необходимость  осуществления управленческой деятельности, выделения “особой” функции общественного производства – управления, К. Маркс указывал, что “…всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”.

Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до ХХ в., вероятно, никто не задумывался  над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как  заработать больше денег, завоевать  политическую власть, но не то, как управлять  организациями.

Понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать  ее целей, возникло не в один момент. Эта концепция развивалась в  течение длительного периода, начиная  с середины XIX в. До 20 – х гг. XX века. В связи с этим считается, что менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX веков.

Тем не менее моментом оформления менеджмента как науки принято  считать начало ХХ века, когда Фредерик Тейлор в США, Анри Файоль во Франции  и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по научной  организации труда. Так, американский инженер Ф. Тейлор в 1911 году опубликовал  свою книгу “Принципы научного менеджмента”. Книга вызвала всеобщий интерес, и в ней управление впервые  признано наукой и самостоятельной  областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка  научного управления, Они явились  ответом на потребности промышленного  развития, которое все больше приобретало  такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров исполнителей в соответствии с научно обоснованным принципами, нормами и стандартами.

Научные школы менеджмента

Управленческая мысль  развивалась весьма непоследовательно. Существовало несколько подходов, которые  иногда совпадали, а иногда – значительно  отличались друг от друга. Объектами  управления являются люди и техника, поэтому успехи в управлении во многом зависела от успехов в других областях. По мере общественного развития специалисты  по управлению узнавали все больше о факторах, влияющих на успех деятельности организации.

Кроме того, мир становился ареной быстрых перемен, обусловленных  научно-техническим прогрессом, и  правительства многих стран все  более решительно определяли свое отношение  к бизнесу. Эти факторы повлияли на то, что исследователи в области  управления начали осознавать существование  внешних сил, оказывающих воздействие  на деятельность организации. В связи  с этим  разрабатывались новые  подходы. Можно выделить четыре основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки.

Прежде всего подход с  позиций выделения разных школ в  управлении. Он включает, в свою очередь, пять разных школ, при которых управление рассматривается с различных  точек зрения: научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а  так же науки управления, или количественных метода.

Школа научного управления. Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием «научная организация труда», совпали с началом ХХ в. У истоков этой школы стоял американский инженер – практик и менеджер Ф. Тейлор (1856 – 1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

Ф. Тейлор написал прославившие его имя на весь мир книги: «Сделочная система» (1895), « Цеховой Менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911). В своих трудах он пытался  совместить интересы капитала и труда, реализовать «философию сотрудничества»  на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой  интерес управленцев разных стран.

Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной  организации труда и сформулированные на их основе принципы «научного менеджмента» смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления.

Ф. Тейлор ратовал за превращение  научного управления в отрасль индустриального  труда по типу инженерного. Его система  заключалась  в последовательном проведении принципа разделения труда  на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный  механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме  того, требуется жесткая регламентация  деятельности. Это ориентирует каждого  работника на исполнение частичной  функции, но не требует от него понимания  общего замысла.

Ф. Тейлор указал задачи, которые  должна выполнять администрация  и благодаря которым субъективизм и произвол прежних методов управления заменяются «научной логикой» правил, законов формул.

Ф. Тейлор рассматривал научный  менеджмент как действенное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производственных и  экономических целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами.

Для данной школы характерны также следующие черты:

• использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

• целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

• равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;

• обеспечение работников ресурсами;

• применение материального стимулирования;

• сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало  признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась новая  наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей  организации.

Классическая, или административная, школа управления. Наибольший вклад в ее развитие внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью административного  управления было создание универсальных  принципов управления. Это можно  признать первым самостоятельным результатом  науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

• определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;

• предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.). Многие из них до сих пор полезны и используются на практике

Следует заметить, что представители  административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Они рассматривали организацию  с точки зрения широкой перспективы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что  он считал управление универсальным  процессом, состоящим из взаимосвязанных  функций планирования и организации.

Школа человеческих отношений в управлении. Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной  доктрине менеджмента в системе  управления имеют значение 3 существенных фактора: люди, финансы и техника, - и первое место занимает фактор "люди". Среди господствующих целей менеджмента (отношения между людьми и выполнение задач) преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Информация о работе Формирование и развитие менеджмента