Формирование и развитие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Во все времена управление, или менеджмент, в значительной мере рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
К настоящему времени накоплен богатый практический опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т. п. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка данных вопросов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Предпосылки образования менеджмента и процесс развития
1.2 Основные функции менеджмента
1.3 Менеджмент и предпринимательство
ГЛАВА 2 РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ АРМЕНИИ
2.1 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране
2.2 Динамика развития малого предпринимательства в экономике Армении
2.3 Проблемы развития малого предпринимательства в Армении
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРМЕНИИ
3.1Тенденции развития малого предпринимательства в Армении
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства в Армении
3.3 Кредитно-налоговые механизмы регулирования и развития малого предпринимательства в Армении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

New Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 164.18 Кб (Скачать)

Менеджмент - психологически насыщенная система управления, главные  функции которой непосредственно  связаны с психологией. Поэтому  для эффективного осуществления  этих функций менеджеру нужно  овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь  взаимодействовать с людьми, выступать  перед аудиторией, убеждать и т. д.

В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в  бизнесе. Известные японские, европейские  и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бережному  отношению к персоналу.

Школа поведенческих наук значительно  отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении  всегда должно способствовать повышению  эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

Большое значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных  поведенческих подходов, которые  рекомендует общий менеджмент, и  исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Необходимо помнить, что человек - это  самый важный элемент в системе  управления. Удачно подобранная команда  единомышленников и партнеров, способных  понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие экономического успеха.

Школа науки управления, или количественный метод, базируется на использовании в управлении данных точных наук - математики, статистики, инженерных наук - и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. Кроме того, использование количественных измерений при принятии решений.

Весьма сильным толчком  к применению этих методов в управлении явилось развитие вычислительной техники  и информационных систем управления. Это позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые  в наибольшей степени приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

 

 

 

 

 

 

А.К. Семенов, В.И. Набоков, Основы Менеджмента: 2008г.- 556  с.

Кравченко А. И. История  Менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд.,2005. – 560 с.

 

1.2.  Основные функции менеджмента

 

Управление следует рассматривать  как процесс. Процесс управления - это совокупность непрерывных, последовательно  выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Таким  образом, процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции управления - это  относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей  системы управления. Для того чтобы  считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления  и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное  обособление. Под содержанием подразумеваются  действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Содержание действий и  функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная  и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.

Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. Так, почти сто лет назад А. Файоль выделил шесть основных видов  деятельности, или операций, в организации  производства и управления предприятием, которые приходится выполнять управленческому  персоналу:

- технические;

- коммерческие;

- финансовые;

- защитные (по охране);

- бухгалтерские (счетные);

- административные.

К числу административных операций, по А. Файолю, относятся следующие  пять:

- предвидение (прогноз и составление программы действий);

- организация (создание двойного организма фирмы - материального и социального);

- распорядительство (приведение в действие персонала фирмы и устранение обнаруживаемых отклонений от заданной программы действий);

- согласование (или координация, т. е. правильное сочетание всех действий и усилий);

- контроль исполнения.

В современных работах  по теории менеджмента вместо устаревшего  понятия "административные операции" предпочитают говорить о функциях управления.

Современные исследователи  разработали несколько иной перечень управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или  командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, прогнозирование, информирование, кооперирование, воспитание, несение ответственности, управление персоналом, "паблик рилейшнз", представительство, ведение переговоров  или заключение сделок и другие. Практически в каждой работе по управлению содержится свой перечень управленческих функций, отличающийся от других.

Придерживаясь к позиции ученых, выделяются пять общих функций управления:

• планирование (выбор целей и план действий по их достижении);

• организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

• контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);

Следует заметить, что перечисленные  общие функции управления весьма близки к административным операциям  А. Файоля.

Указанные общие функции  управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь  между этими функциями может  быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1.1). Стрелки на диаграмме  показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится  функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рассмотрим последовательно  содержание каждой из основных функций  управления.

  Рис. 1.1. Схема процесса управления

 

 

Планирование

Планирование - это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно  сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.

Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет  низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит  качество управления.

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

- куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.

Планирование можно классифицировать по следующим признакам:

по степени охвата; по предмету планирования; по сфере функционирования; по срокам; по содержанию планирования и т. д.

Основные задачи планирования деятельности организации:

- выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;

- обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;

- формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;

- комплексное обеспечение выполнения планов;

- формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;

- стимулирование выполнения планов.

К главным принципам планирования относятся все научные подходы  к менеджменту: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.

К дополнительным принципам  планирования относятся:

ранжирование объектов по их важности; точность; сбалансированность плана; гибкость; вариантность плана; непрерывность; экономическая обоснованность показателей; преемственность стратегического и текущего планов; единство (означает связь планируемого звена с организацией в целом);автоматизация планирования; согласованность плана с параметрами внешней среды; участие (тех, кого план непосредственно затрагивает);социальная ориентация плана; обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время  выполнения работ, необходимые для  достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

• анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;

• установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

• оценку альтернативных вариантов плана;

• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем  деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных  вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы  производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение  ежемесячно уточняет прогнозы продажи  и затраты и приводит свои планы  в соответствие с этими уточнениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана, В  нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация  в определенный промежуток времени.

Бизнес-план разрабатывается  в следующих основных случаях:

- при освоении новых сфер деятельности организации;

- при создании новых видов бизнеса;

- при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;

- при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) приватизируемых предприятий);

- при открытии организаций;

- при внедрении новых продуктов;

- при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.

Кроме того, заимодавцы или  инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в бизнес, должны знакомиться с  бизнес-планом. При этом им следует  обращать внимание на деловую репутацию  предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.

Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с которым можно  сравнивать фактические результаты деятельности организации.

Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует:

• ставить реальные цели;

• показывать пути их достижения;

• определять необходимые ресурсы.

Разделами бизнес-плана являются:

1) краткое содержание;

2) историческая справка;

3) основные продукты и/или услуги;

4) анализ рынка и маркетинг;

5) производство;

6) управление;

7) организация и персонал;

8) собственность;

9) финансовый анализ;

10) риски и доходы;

11) задачи и основные этапы;

12) приложения.

Размеры бизнес-плана определяются его целью и предполагаемыми  адресатами. Он должен быть настолько  лаконичным, насколько это позволяет  необходимость полно и точно  изложить предмет.

Организация

Следующей функцией процесса управления является организация . Задачи ее:

- деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;

- формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;

- создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;

- организация выполнения принятых решений;

- текущая организация производственного, торгового и иных процессов;

- обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;

- преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т. д.).

Информация о работе Формирование и развитие менеджмента