Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:35, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России, и основные аспекты управления в условиях общественной формы собственности.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Исследовать сущность понятия менеджмента Рассмотреть особенности менеджмента в России
Выявить основные совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности и реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям.
Предметом исследования в данной работе является процесс управления в условиях общественной формы собственности
Создавая
свою систему, Тейлор не ограничивался
только вопросами рационализации труда
рабочих. Значительное внимание Тейлор
уделял лучшему использованию
Функции
осуществления взаимодействия элементов
производства были возложены на плановое
или распределительное бюро предприятия,
которому в системе Тейлора отводилось
центральное место. Важным вкладом
Тейлора было признание того, что
работа по управлению – это определенная
специальность. Основной задачей предложенной
им системы Тейлор считал сближение
интересов всего персонала
Философскую
основу системы Тейлора составила
концепция так называемого
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Франк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри
Форд продолжил идеи Тейлора в
области организации
Классическая (административная) школа в управлении.
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
В
целом же для классической школы
менеджмента характерно игнорирование
человека и его потребностей. За
это представители школы
Школа психологии и человеческих отношений.
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Одним
из основателей школы психологии
и человеческих отношений является
профессор Школы бизнеса
Представители
школы «человеческих отношений»
рекомендовали уделять
К недостаткам
школы психологии и человеческих
отношений можно отнести
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболее
последовательно концепция
Школа науки управления (количественная школа).
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась вначале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение
производства как «социальной
системы» с использованием
2. Исследование
проблем управления на основе
системного анализа и
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе
направление школы науки
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).
Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.[1]
Первая
в стране Лаборатория
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают очень большое значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким
образом, 50-е гг. XX в. характеризуются
формированием нового этапа в
развитии управленческой мысли. На основе
синтеза идей, выдвинутых в предшествующие
периоды, исследователи пришли к
пониманию необходимости
Глава 2. Особенности менеджмента в России
2.1 Методологические принципы формирования российского менеджмента
Переход
к рынку выдвинул задачу формирования
российского менеджмента. Его становление
зависит, во-первых, от уровня развития
товарного производства. Менеджмент
как форма управления имманентно
присуща товарному
Концепция копирования западной теории менеджмента.
Для
овладения теорией надо будет
лишь перевести западные учебники и
монографии на русский язык. Затем,
ничего не меняя, использовать данные
положения на практике. Вероятность
реализации этой концепции весьма высока
в силу своей простоты и привычки
бездумного копирования западного
опыта. Но она несет и большую
опасность. Достаточно вспомнить использование
неадаптированной к условиям России
теории “монетаризма”, концепций “шоковой
терапии”, ваучеризации и т.д. Можно
спрогнозировать новые
Концепция адаптации западной теории менеджмента.
Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”