Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Оглавление

Введение
Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности.
Самоменеджмент руководителя.
Анализ внутренней и внешней среды организации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 88.96 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности. 
  2. Самоменеджмент руководителя.
  3. Анализ внутренней и внешней среды организации. 

Заключение

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

В контрольной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

развитие менеджмента в России, особенности управления в условиях общественной формы собственности, формирования рыночного механизма в России, самоменеджмент руководителя.

В третьем разделе будет проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия на примере ООО «Холод».

 

  1. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности .

 

Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств; содействие развитию сельского хозяйства; укрепление финансовой системы; активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Таким образом, развитие менеджмента в России происходило на государственном уровне.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства, казны и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов.

Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер. Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России

Во второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано Учреждение для управления губерний Российской империи. Как мы видим развитие менеджмента в России, как государственная управленческая структура  зависела от руководителей Российской империи.

К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале ХIХ в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную.

Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суды - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.

В 1864 г. Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях, которым утверждалось всесословное самоуправление. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911). Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

Таким образом, развитие менеджмента в России — это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.

Управление объектами права общественной собственности осуществляется по таким принципам: прозрачности; подотчетности распорядителей; соблюдения требований законодательства и общественного договора; соблюдения прав пользователей; платности, если это предусмотрено общественным договором и/или законом; рационального использования и бережного отношения; ответственности за ненадлежащее управление и пользование объектами права общественной собственности.

Управление объектами права общественной собственности от лица народа осуществляют распорядители: органы государственной власти; органы местного самоуправления; органы управления общественными фондами потребления. Орган государственной власти обретает права и обязанности по управлению объектами права общественной собственности на основе закона, которым в обязательном порядке определяется перечень объектов, переданных в управление.

Орган местного самоуправления обретает права и обязанности по управлению объектами права общественной собственности территориального значения, расположенными в пределах административно-территориальной единицы, на основе закона и общественного договора, которым в обязательном порядке определяется перечень объектов, переданных в управление. Управление общественными фондами потребления общегосударственного уровня осуществляется на паритетной основе сторонами управления, определенными законом. Ответственность распорядителей за соблюдение ими условий рационального использования, бережного отношения и надлежащего управления объектами права общественной собственности устанавливается законом.

Общественным договором могут устанавливаться требования и/или ограничения условий и порядка отчуждения, предоставления в пользование, передачи в аренду органами местного самоуправления объектов права коммунальной собственности, дополнительные к тем, которые установлены законом. В случае, если общественным договором и/или законом не установлены условия и порядок управления определенными объектами права общественной собственности, а также не определены полномочия распорядителей и их ответственность, управление такими объектами осуществляется соответствующими распорядителями в ограниченном режиме, при котором запрещается отчуждение таких объектов, передача их в пользование или в аренду сроком больше одного года и проведение каких либо изменений, которые влияют на их характеристики.

Распоряжение объектами права общественной собственности осуществляется путем, который не противоречит применению права частной, государственной и других форм собственности. Изъятие объектов права общественной собственности при обращении взыскания на имущество распорядителя за его обязательствами не допускается.

Переход к рыночному хозяйствованию, то есть обеспечение производства продукции в соответствии с ее потребностью, требуют серьезных преобразований практически во всех отраслях, производящих капитальные товары. Поскольку в целом российский рынок является открытым, а, в конечном счете, к этому необходимо стремиться, проблема конкурентоспособности отечественной продукции становится жизненно необходимой. Вряд ли эту проблему следует решать, исключительно ориентируясь на внешние рынки. Необходимо создать свой внутренний конкурентный рынок капитальных товаров. А для того, чтобы это сделать, необходимо, чтобы их производство осуществлялось на более производительной технологической основе, чтобы имело место конкурентное производство, и чтобы мощности использовались, пусть по среднему уровню, в достаточно высокой степени.

На современном этапе производства капитальных товаров или товаров производственного потребления рынок, соответствующий конкурентной среде, хотя и возможен по внешним признакам, является неустойчивым и имеет тенденцию к монополизации. Такая тенденция не всегда является отрицательной. Если монополия ориентирована на внешний рынок сбыта, то рост цен на ее продукцию следует рассматривать как благоприятный фактор. Кроме того, монополизация производства, как правило, в Российских условиях приводит к сокращению общих издержек.

Если же монополия ориентирована на внутренний рынок, то рост цен на ее продукцию снижает общую эффективность отечественного производства.

Даже в случае снижения производственных издержек, сопровождающих процесс монополизации, в подавляющем числе случаев она становится злом и государство должно найти формы его нейтрализации.

Только что отмечено, что основная причина роста цен и монополизации рынка - это низкая эластичность последнего. Ни монополия, ни олигополия не могут принципиально изменить ситуацию. То, что проанализировано по отношению к конкурентной среде, относится также и к крайнему полюсу - чистой монополии, то есть к монополии, которая относится ко всему национальному рынку. К сожалению, даже в этом случае невозможно реализовать тот положительный потенциал, который заложен в монопольной структуре.

Другим направлением, связанным с нейтрализацией отрицательных последствий монополизации производства, могло бы быть создание двух или нескольких предприятий с монопольной конкуренцией, то есть предприятий, производящих однотипную, но тем не менее, отличную одна от другой продукцию. Естественно, что и такая политика требует определенных капитальных затрат. Поэтому решение этой проблемы требует, в общем случае, государственной поддержки и решается в рамках концепции организационно-экономических преобразований.

Основной итог сводятся к следующему: производственные мощности отечественной промышленности, ориентированной на выпуск капитальных товаров, не смогут быть в полной мере задействованы из-за резкого сокращения заказов ВПК, тяжелым финансовым положением государства и, главным образом, из-за сверхинвестиционных накоплений предыдущей эпохи; если невозможно задействовать все оборудование, имеющееся в наличии у предприятий рассматриваемых отраслей промышленности, то целесообразно в максимальной степени нагрузить те виды производств, оборудования, техники, технологии, которые в настоящий момент являются эффективными, производительными и в той или иной мере соответствующие мировому уровню; это оборудование необходимо втянуть в рассматриваемый процесс, независимо от того, к каким предприятиям бывших отраслей оно относится (естественно. это могут быть мощности тяжелого машиностроения, химической промышленности, станкостроения, оборудование ВПК, металлургии и т.д.); на базе этих мощностей должны быть созданы конкурентоспособные виды промышленной техники, технологии, обладающие не только высокой эффективностью (надежностью, производительностью), но и достаточно дешевые, чтобы обеспечить внутренний рынок, а по возможности, внедряться и на внешние рынки; чтобы обеспечить относительно низкую себестоимость при высоком уровне эффективности, необходимо углубить существующую специализацию, отказавшись от дорогостоящих вспомогательных производств, собственных заготовительных цехов и специализировать производство агрегатов, аппаратных модулей, различных типов двигателей, даже отдельных унифицированных деталей; чтобы создать технологии, соответствующие потребностям в капитальных товарах, необходимо создавать широкий спектр технологического оборудования, функционирующего на модульном принципе и способного к расширению за счет функциональных элементов самого различного назначения; наконец, следует так организовать мощности, то есть создать такие типы предприятий, фирм и корпораций, которые обеспечивали бы устойчивый и конкурентный рынок производителей.

Информация о работе Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности