Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации определенных групп сотрудников.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах, как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
Введение.......................................................................................................................................3
Теоретическая часть:...............................................................................................................4
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников........................4
1.1 Организация и методика производственного обучения ...............................................4
1.2 Управление профессиональным обучением кадров......................................................5
2. Организация видов профессионального обучения рабочих.................................................6
2.1.Подготовка и переподготовка рабочих ..........................................................................6
2.2. Обучение рабочих вторым профессиям ........................................................................8
2.3. Повышение квалификации рабочих...............................................................................8
3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих.............................11
3.1 Самообразование и образование управленческого персонала...................................11
3.2 Развитие карьеры руководителя....................................................................................12
3.3 Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом.......................................14
Практическая часть:..............................................................................................................15
4. Разработка системы обучения персонала ОАО «Ижевская птицефабрика».....................15
4.1 Краткое описание предприятия и виды деятельности................................................15
4.2 Трудовые показатели......................................................................................................16
4.3 Программа обучения......................................................................................................16
4.4 Выбор оптимальной обучающей технологии..............................................................18
4.5 Разработка систем оценки результатов обучения.......................................................19
Заключение..................................................................................................................................21
Список литературы ................................
1. Период
упражнений, когда показываются, осваиваются
и закрепляются типичные приемы и операции;
2. Период
выполнение учебно-
3. Период
самостоятельной работы, когда обучаемый
выполняет работы на рабочем месте, которое
он займет после обучения, приучается
к самостоятельной работе. Третий период
заканчивается квалификационным испытанием.
При
производственном обучении инструктор
передает свой опыт, а обучаемый воспринимает
этот опыт – учится работать. По ходу своего
обучения инструктор предоставляет обучаемому
все большую самостоятельность, переходя
от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям
и советам.
Производственной
обучение сопровождается теоретическим
обучением, при котором изучаются основы
технических знаний, необходимые для сознательного
выполнения производственных работ и
помогающие в дальнейшем рабочему в производственном
росте. Они дают обучаемому знания технологии,
понимания смысла и правил выполнения
работы.
Для
теоретических знаний организуются
группы рабочих, обучающихся одной
или родственным
Теоретические
занятия ведут
Основным
документом, определяющим содержание,
объем и целесообразную последовательность
обучения, являются учебная программа.
Ей предусматривается систематическое,
последовательное освоение техники и
технологии, методов труда на основе достоверных
теоретических данных, то есть увязка
производственного и теоретического обучения.
Любой
вид обучения проводится при наличии
учебных программ. Право на утверждение
учебной программы принадлежит
только главному инженеру, или лицу,
исполняющему его обязанности.
Учебные
программы могут, разрабатываются
как наиболее квалифицированными специалистами,
преподавателями, так и сторонними лицами
на договорных началах.
Заводские
программы для рабочих, связанных
с обслуживанием и ремонтом оборудования
должны согласовываться с технадзором.
Для того, чтобы обучение было для
обучаемого посильным, программа в целом
и каждый ее раздел, построены так, что
все новое основывается на уже известном,
и обучаемый постепенно переходит от простого
к сложному.
Каждая
программа содержит: объяснительную
записку; производственно-
2. Организация видов профессионального обучения рабочих.
2.1
Подготовка и переподготовка
рабочих.
Подготовка
новых рабочих – это профессиональное
первоначальное обучение лиц, ранее не
имевших рабочей специальности.
Подготовка
квалифицированных рабочих
Подготовка
новых рабочих осуществляется на
предприятии по индивидуальной, групповой
и курсовой формам обучения, включающих
не только производственное обучение,
но и изучение теоретического курса в
объеме, обеспечивающем освоение профессиональных
навыков начальной квалификации, необходимых
в условиях механизированного и автоматизированного
производства. Сроки такого обучения составляют
3 месяца в зависимости от сложности профессии
и специальности. Заканчивается обучение
сдачей квалификационного экзамена и
присвоением рабочему определенного тарифного
разряда.
При
индивидуальной форме подготовки каждый
обучающийся прикрепляется к
высококвалифицированному рабочему, мастеру
или другому специалисту либо включается
в состав бригады, где его производственным
обучением руководит бригадир или другой
член бригады. Теоретический курс индивидуальной
подготовки изучается обучающимся самостоятельно.
При
групповой форме обучающиеся объединяются
в учебные бригады и выполняют работу
согласно учебной программе под руководством
бригадиров- инструкторов. Численный состав
учебных групп устанавливается в зависимости
от сложности овладеваемой профессии
и производственных условий.
Курсовая
форма подготовки используется для
обучения рабочих особо сложным
профессиям, требующим значительного
объема теоретических знаний различного
вида работ, которыми невозможно овладеть
не рабочем месте. Теоретическое обучение
при этом производится в учебно-курсовых
комбинатах, на постоянно действующих
курсах, создаваемых отраслевыми министерствами,
а также в вечерних отделениях ПТУ (по
договорам за счет средств предприятия).
Сроки
подготовки новых рабочих определяются
нормативными документами и не подлежат
сокращению, за исключением лиц, имеющих
техническое образование. Теоретические
занятия и производственное обучение
проводится в пределах продолжительности
рабочего дня.
Переподготовка
– получение новой специальности из числа
лиц, имевших рабочую профессию для удовлетворения
потребности предприятия и рынка труда
в данной специальности.
Рассмотрим
особенности организации
Следует
иметь в виду, что переподготовка
касается не только высвобождаемых рабочих,
но и рабочей силы при формировании ряда
профессий широкого профиля. В этом случае
переподготовка должна тесно увязываться
с профессионально-
Особенность
переподготовки кадров – в контингенте
рабочих, которых она охватывает. Это в
основном рабочие средних и старших возрастов,
проработавшие определенное время по
определенной профессии, что накладывает
свою специфику на обучение.
Управление
процессом переподготовки работников
предполагает: определение масштабов
переподготовки и факторов влияющих на
нее; выбор форм переподготовки с учетом
достижения нужного результата с минимизацией
средств на ее проведение; проведение
социологических исследований среди высвобождаемого
контингента работников.
Структура
вакантных рабочих мест и их требования
к квалификации рабочей силы, а
также структура высвобождаемых
рабочих по уровню квалификации и
определяет характер переподготовки.
Переподготовка
кадров проводится за счет средств относимых
на себестоимость продукции. При расчете
средств, необходимых на переподготовку
кадров, должны учитываться не только
затраты на сам процесс обучения, но материальное
обеспечение работников в процессе их
переподготовки[2].
2.2.
Обучение рабочих вторым
профессиям.
Обучение
вторым профессиям – это подготовка
рабочих, уже имеющих профессию по основной
деятельности с целью получения дополнительной
с начальным уровнем квалификации для
данного структурного подразделения.
Обучение вторым профессиям организуется для повышения профессионального мастерства рабочих, расширения их производственного профиля, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной форме организации труда, а также по совмещению профессий. Ранее обучение рабочих вторым профессиям считалось одной из форм повышения квалификации. Однако по организации учебного процесса и содержанию используемой учебной документации оно ничем не отличается от переподготовки. Разница была лишь в том, что после переподготовки рабочий начинал трудиться по новой профессии, продолжая работать по прежней или основной. К тому же на практике и после освоения второй профессии он нередко переключался на нее.
Таким
образом подобное разграничение
носило формальный характер.
Повышение
уровня квалификации по второй профессии
осуществляется для рабочих основной
профессии на производственно-экономических
курсах.
Срок
освоения второй профессии минимального
уровня не должен превышать 3-х месяцев,
при этом не допускается сокращение
специального курса охраны труда.
2.3.
Повышение квалификации
рабочих.
Повышение
квалификации, как и приобретение
знаний, навыков и умений, является
результатом самой
Повышение
квалификации рабочих – это обучение,
направленное на последовательное совершенствование
профессиональных знаний, умений и навыков
мастерства по имеющимся профессиям.
Индексатором,
свидетельствующим о
Система
повышения квалификации, сложившаяся
на производстве, включает:
1. Производственно-технические курсы;
2. Курсы целевого назначения;
3. Школы передовых приемов и методов труда;
4. Курсы бригадиров;
5. Самостоятельно.
Производственно-
Обучение
ведется в учебных группах
численностью от 5 до 30 человек по учебным
целевым программам продолжительностью
обучения, как правило до 3-х месяцев.
Курсы заканчиваются приемом экзаменов.
Школы
передовых принципов и методов
труда создаются в целях
Обучение
включает в себя практические занятия
на рабочем месте, проводимые преподавателями,
а также теоретические занятия,
проводимые специалистами.
Продолжительность
школ от 30 до 100 часов, в том числе
на теоретическую подготовку отводится
15-25% времени, но не менее 6 часов.
Школы
заканчиваются проведением
Курсы
бригадиров организовываются для коллективов,
где применяется бригадная
Назначение
курсов – вооружить руководителей
первичных коллективов знаниями в области
безопасной организации производства,
работ, трудового законодательства, прогрессивных
форм организации и стимулирования труда,
рыночного механизма хозяйствования.
Заканчиваются собеседованием или приемом
зачета.