Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации определенных групп сотрудников.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах, как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
Введение.......................................................................................................................................3
Теоретическая часть:...............................................................................................................4
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников........................4
1.1 Организация и методика производственного обучения ...............................................4
1.2 Управление профессиональным обучением кадров......................................................5
2. Организация видов профессионального обучения рабочих.................................................6
2.1.Подготовка и переподготовка рабочих ..........................................................................6
2.2. Обучение рабочих вторым профессиям ........................................................................8
2.3. Повышение квалификации рабочих...............................................................................8
3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих.............................11
3.1 Самообразование и образование управленческого персонала...................................11
3.2 Развитие карьеры руководителя....................................................................................12
3.3 Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом.......................................14
Практическая часть:..............................................................................................................15
4. Разработка системы обучения персонала ОАО «Ижевская птицефабрика».....................15
4.1 Краткое описание предприятия и виды деятельности................................................15
4.2 Трудовые показатели......................................................................................................16
4.3 Программа обучения......................................................................................................16
4.4 Выбор оптимальной обучающей технологии..............................................................18
4.5 Разработка систем оценки результатов обучения.......................................................19
Заключение..................................................................................................................................21
Список литературы ................................
3. Необходимость подражать и учиться у лучщих, а не завидовать;
4. Самоутверждение не означает самопожертвование;
5. Необходимо думать о себе как о ходком товаре;
6. Учеба
начинается немедленно и
7. Необходимо быть готовым к действию;
8. необходимо
иметь план действия для
9. Умение заставить работать других;
10. Необходимо
иметь запас энергии для
Без этих
качествах вы не сможете быть хорошим
управляющим на начальной стадии.
Тестирование
поможет определить пригодность
обучающихся на курсах к работе в
качестве руководителей и поможет
руководству фирмы правильно
организовать расстановку людей
в соответствии с их возможностями.
В
конце обучения должны быть выявлены,
кто не подходит для руководства в силу
своих личных качеств (тест, общение с
психологом); знать и уметь пользоваться
новыми программными продуктами, а также
уметь приспосабливаться к изменениям
в новых версиях программ; понимать пути
выбора заместителей и налаживанию вертикальной
лестницы подчинения; уметь находить «общий
язык» с сотрудниками, а так же уметь привлекать
и удерживать клиентов путем введения
бесед.
4.4
Выбор оптимальной обучающей
технологии.
Проводить
обучение лучше всего с частичным
отрывом от производства, т.к. предприятие
расширяется и ощущается нехватка людей.
Оптимальной формой обучения будет работа
менеджеров днем, а обучение будет проводиться
по вечерам включая субботу для быстроты
прохождения курса.
Беседа.
Подходы к обучению взрослых людей основаны
на высоком уровне взаимодействия и активности
учащихся, поэтому лучше всего применить
метод беседы. Рассказ, объяснение и лекция
относятся к числу монологических, или
информационно-сообщающих методов обучения.
Беседа же является диалогическим методом
изложения учебного материала (от греч.
dialogos - разговор между двумя или несколькими
лицами), что уже само по себе говорит о
существенной специфике этого метода.
Сущность беседы заключается в том, что
учитель путем умело поставленных вопросов
побуждает учащихся рассуждать, анализировать
изучаемые факты и явления в определенной
логической последовательности и самостоятельно
подходить к соответствующим теоретическим
выводам и обобщениям.
Этот
метод чаще всего применяется
тогда, когда по нему у учащихся имеется
определенный запас представлений или
жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать
и усваивать знания эвристическим (от
греч. Heurisko - нахожу) путем.
Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. «Уменье задавать вопросы, - писал К.Д.
Ушинский,
- и постепенно усиливать сложность
и трудность ответов есть одна
из главнейших и необходимейших педагогических
привычек». Не менее важно и то, чтобы вопросы
имели четкую последовательность и направленность,
которые позволят учащимся глубоко осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.
Методы
устного изложения нового материала
учителем, как правило, сочетаются с
применением средств наглядности. Поэтому
большую роль играет метод иллюстрации
и демонстрации учебных пособий, который
иногда называют иллюстративно-демонстрационным
методом. Сущность этого метода состоит
в том, что в процессе учебной работы учитель
использует иллюстрации, т.е. наглядное
пояснение, или же демонстрирует то или
иное учебное пособие, которые могут, с
одной стороны, облегчать восприятие и
осмысление изучаемого материала, а с
другой - выступать в качестве источника
новых знаний.
4.5
Разработка систем оценки
результатов обучения.
Все
занятия проводятся в форме беседы,
поэтому уже во время опроса учащихся
можно оценить их деятельность и
знания. Так же его называют устный
опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
Во время беседы наиболее выделившемся
ученикам выставляется поурочный балл,
который в последствие может быть присоединен
к итоговому баллу полученному на окончательном
тесте.
Во
время обучения проводятся три теста
(на первом занятие, посередине курса
и итоговый тест). Этот способ оценки
называют программированный контроль.
В системе проверки знаний учащихся применяется
программированный контроль, который
еще называют альтернативным методом
(от фр. alternative - одна из двух возможностей),
или методом выбора. Сущность этого метода
состоит в том, что учащемуся предлагаются
вопросы, на каждый из которых дается три-четыре
ответа, но только один из них является
правильным. Задача ученика - выбрать правильный
ответ.
Несколько
подобных вопросов и ответов может
быть дано в классе одновременно всем
учащимся на отдельных листах бумаги или
с помощью компьютера, что позволяет в
течение нескольких минут проверить их
знания. В этом состоит положительная
сторона метода программированного контроля.
Однако
этот метод имеет и свои недочеты.
Главным из них является то, что с его
помощью можно проверить лишь отдельные
стороны усвоения изучаемого материала.
Всей же полноты и объема знаний этот метод
выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы
и минусы имеет каждый из рассмотренных
выше методов проверки и оценки знаний.
Контрольные письменные работы полезны
тем, что дают возможность проверять и
оценивать одновременно знания всех учащихся
класса или группы, но они требуют много
времени и поэтому не могут проводиться
часто.
Отсюда
следует вывод: в системе учебной
работы должны находить свое применение
все рассмотренные методы проверки и оценки
знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую
систематичность и глубину контроля за
качеством успеваемости обучающихся.
Оценку
будет проводить руководство
фирмы, т.к. оно должно удостовериться,
что менеджеры после прохождения курсов
повысили свою квалификацию. Педагог не
должен вмешиваться в оценку обучаемых,
чтобы решение комиссии было объективным.
Но педагог должен довести до сведения
приемной комиссии кто наиболее активно
принимал участия в обсуждаемых проблемах.
В
заключение хотелось бы сказать, что
приведенные выше указания должны значительно
улучшить качество выполняемой работы
менеджерами. Но решение одних проблем
не может полностью удовлетворить
всех потребностей производства, ведь
в настоящее время для того чтобы производить
конкурентно способные товары и услуги,
нужно постоянно обучать сотрудников
новым технологиям и знаниям. Поэтому
как бы хорошо не было поставлено производство
на предприятии всегда есть куда улучшать
производство, и следовательно обучать
работников [1].
Таблица 2 – «Виды обучения персонала»
Виды обучения | Периодич-
ность |
Количество
обучающих-
ся |
Сроки обучения | Затраты | Комментарии |
Подготовка новых рабочих | Один раз в 2-3 года | 5-10 чел. | 3-6 месяцев | 2000-5000 руб. на человека | Это профессиональное
первоначальное обучение лиц, ранее
не имевших рабочей специальности.
Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда. |
Переподго-
товка |
Не реже одного раза в 3 года | 10-15 чел. | 3-6 месяцев | 10000-15000 руб. на человека | Получение новой специальности из числа лиц, имевших рабочую профессию для удовлетворения потребности предприятия. Особенность переподготовки – в контингенте это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. |
Обучение вторым профессиям | Один раз в 3-4 года | 10-15 чел. | 3-6 месяцев | 10000-15000 руб. на человека | Это подготовка рабочих, уже имеющих профессию по основной деятельности с целью получения дополнительной с начальным уровнем квалификации. Повышение уровня квалификации по второй профессии осуществляется для рабочих основной профессии на производственно-экономических курсах. |
Повышение квалификации | Один раз в 3-4 года | 25-30 чел. | 3-6 месяцев | 10000-15000 руб. на человека | Это обучение, направленное
на последовательное совершен-
ствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям. Заканчивается сдачей зачета, экзамена, доклада или собеседованием. |
Заключение
Подготовка
и повышение квалификации работников
в настоящее время должны носить
непрерывный характер и проводиться в
течение всей трудовой деятельности. Предприятия
должны рассматривать затраты на подготовку
персонала как инвестиции в основной капитал,
которые позволяют наиболее эффективно
использовать новейшие технологии.
Подготовка
кадров заключается в обучении трудовым
навыкам, нужным для качественного выполнения
работы. Для эффективности непрерывного
обучения нужно, чтобы работники были
в нем заинтересованы. Администрации нужно
создать климат, благоприятствующий обучению.
В современных условиях руководству любой
организации следует признать – существование
экономически эффективной компании попросту
невозможно без продуманной системы повышения
квалификации кадров причем, это касается
как рядовых работников, так и менеджеров
высшего звена.
Проблемы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочих кадров, способных
конкурировать в условиях рыночных
отношений, по ряду важных причин приобретает
ныне особую актуальность. Во-первых, сказываются
неблагоприятные тенденции на рынке
рабочей силы. Современное производство
предъявляет всё более жёсткие требования
к профессиональным качествам рабочих
кадров. Идёт сокращение численности рабочих
мест. Во-вторых, обостряется конкуренция
за рабочие места внутри трудовых коллективов.
Идёт объективный процесс отторжения
рабочих кадров с низкими профессиональными
качествами. В-третьих, профессиональное
образование и квалификация в личностном
плане не просто выступают характеристиками
того или иного рабочего, но и становятся
для него гарантией социального благополучия,
условием его конкурентоспособности на
рынке труды.
Список
литературы