Разработка систем обучения персонала на примере предприятия ОАО «Ижевская птицефабрика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации определенных групп сотрудников.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах, как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................................3
Теоретическая часть:...............................................................................................................4
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников........................4
1.1 Организация и методика производственного обучения ...............................................4
1.2 Управление профессиональным обучением кадров......................................................5
2. Организация видов профессионального обучения рабочих.................................................6
2.1.Подготовка и переподготовка рабочих ..........................................................................6
2.2. Обучение рабочих вторым профессиям ........................................................................8
2.3. Повышение квалификации рабочих...............................................................................8
3. Повышение квалификации руководителей специалистов и служащих.............................11
3.1 Самообразование и образование управленческого персонала...................................11
3.2 Развитие карьеры руководителя....................................................................................12
3.3 Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом.......................................14
Практическая часть:..............................................................................................................15
4. Разработка системы обучения персонала ОАО «Ижевская птицефабрика».....................15
4.1 Краткое описание предприятия и виды деятельности................................................15
4.2 Трудовые показатели......................................................................................................16
4.3 Программа обучения......................................................................................................16
4.4 Выбор оптимальной обучающей технологии..............................................................18
4.5 Разработка систем оценки результатов обучения.......................................................19
Заключение..................................................................................................................................21
Список литературы ................................

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки. 

    Показателями, характеризующими работу по повышению  квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура  обучающихся по формам повышения  квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т.п. 

    Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий  уровень теоретических знаний и  профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно- экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии. 

    Если  рабочему наряду с выполнением работы по основной специальности поручено совмещение работ другой профессии, то при установлении или повышении разрядов учитывается также уровень подготовки по совмещаемой профессии. 

    Если  рабочему первоначально был присвоен разряд ниже, чем он имел на предыдущем месте, то этот рабочий может быть аттестован после выполнения пробной работы и допущен к сдаче квалификационного экзамена на очередной разряд при наличии свидетельства без предварительного профессионального обучения. 

    Основанием  для присвоения, повышения и подтверждения  разряда является:

1. Обучение рабочих на производственно-экономических курсах в течении 4-х лет; успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов; 

2. Аттестация рабочего, работающего по более низкому разряду, чем указано в свидетельстве по этой профессии, успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов; аттестация рабочего, не имеющего свидетельства по профессии, но при стаже более 3-х лет по более высокому разряду, успешное выполнение пробы и сдача квалификационных экзаменов; 

3. Во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно выполняющих работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке[3]. 

3. Повышение квалификации  руководителей, специалистов  и служащих.

3.1 Самообразование и образование управленческого персонала. 

    Без роста профессиональных знаний невозможно повышение коэффициента деловой  активности руководителей. При этом специальные знания морально устаревают все быстрее. Научный прогресс охватывает не только технические области исследований, он приобретает системный характер. Задачей лидера начала ХХI в. становится использование технологии менеджмента – особенно в той его части, которая касается методик повышения эффективности организации. Не последнее место среди таких методик занимает собственно повышение квалификации персонала – образно говоря, «экономическая педагогика».Экономическая педагогика уже в первом десятилетии ХХI в. будет той отраслью знаний, которая обеспечит преобразование опыта лидера в успехи его последователей. Она станет ближайшей “соратницей” мотивации, а неотъемлемой частью самой мотивации будет возможность самообразования. Мы уже сегодня осознаем необходимость в более глубоком и широком, чем у нас есть, образовании - а любые кризисы лишь усиливают эту необходимость. 

    В ХХI веке реальное лидерство будет  предполагать учет долговременных аспектов, в том числе и в области  образования сотрудников. Это хорошо видно на примере тех родителей, которые вкладывают деньги в образование  своих детей. Уже сегодня система образования в странах, где налицо нехватка природных ресурсов, стала приоритетным ресурсом, обеспечивающим компетентность руководителей и прибыль предприятий – за счет переориентации производства в наукоемкие отрасли. 

    Современная ситуация такова. У некоторых руководителей предприятий потребности в компетентности опередили интеллектуальные запасы - иначе говоря, потенциал личности оказался ниже потенциала должности. В то же время у руководителей цехов, отделов иная картина. Менеджеры среднего звена “перерастают” свои должности на предприятиях. Они теряют интерес к карьере по трем причинам: 

1. Мало  шансов при существующей кадровой  политике на продвижение;

2. Небольшие  возможности для горизонтальной  карьеры в пределах одной должности  за счет роста оклада, персональных надбавок, работы в проектной группе;

3. Немного  лет остается для карьеры: средний  возраст таких руководителей  близок к 50 годам. 

    Именно  эти проблемы предстоит решать менеджерам первой половины XXI века. 

    Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны.

    Такая форма повышения квалификации носит  оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. 

    Организацию работы осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии –  отдел кадров. 

    Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах, в отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимися на нужды предприятий и организаций. 

    Работа  по повышению квалификации является основной частью подготовки кадрового  резерва и потому предусматривается  коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии. 

    В зарубежных странах есть центры оценки для аттестации управленческого  персонала. Задача центров выявление с помощью экспертов и на основе специальных тестов и упражнений потенциальные способности работников. Существуют 3 группы оценок: оценка работника (потенциал); должностные требования (нормативы); фактическое функционирование (результат). С помощью их сравнений анализируется потребность в подготовке, повышении квалификации или проведении других организационных мероприятий. 

    Рассматривая  кадры как важнейший ресурс производства, фирмы ставят задачу оптимального его  использования, прежде всего за счет повышения качества, в том числе с помощью программ привлечения рабочей силы, кадрового планирования, отбора, мотивации, подготовки и повышения квалификации. Единая кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними, введения типовых процедур работы с кадрами. 

    Переход к новым технологиям требует  значительных затрат, связанных с  обновлением знаний, переподготовкой  работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его. 

    Таким образом:

1. Подготовка  и повышение квалификации работников  в настоящее время должны носить  непрерывный характер и проводиться  в течение всей трудовой жизни.

2. Предприятия  должны рассматриваться затраты  на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

3. Подготовка  кадров заключается в обучении  их трудовым навыкам, необходимым  для качественного выполнения  работы. Для эффективности непрерывного обучения необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо создать климат, благоприятствующий обучению.

4. Обучение  полезно и нужно в трех случаях:  а) когда человек поступает  на работу; б) когда работника  назначают на новую работу; в) когда установлено, что у работника не хватает определенных навыков для работы[6]. 

3.2. Развитие карьеры  руководителя. 

    В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей называется профессиональной карьерой. А последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации, называется его карьерой в организации. 

    Для одних людей карьера становится результатом многолетних трудов и усилий. Однако для большинства, карьера – это набор случайностей. Понятно, что для успешного развития карьеры недостаточно одного желания человека. Для продвижения «вверх по карьерной лестнице» необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определённый элемент везения. Чтобы свести все эти компоненты воедино, человеку необходима внешняя помощь. А в современном мире важнейшим источником поддержки сотрудника в развитии карьеры становится организация, в которой он работает. Естественно, что планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от организации дополнительных усилий, но в то же время даёт целый ряд преимуществ, как самому сотруднику, так и организации, в которой он работает. 

    Для сотрудника это означает:

1. Более высокую степень удовлетворённости от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

2. Более чёткое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;

3. Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

4. Повышение конкурентоспособности на рынке труда. 

    Организация получает следующие преимущества:

1. Мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть кадров;

2. Возможность планировать профессиональное развитие работников и всей организации с учётом их личных интересов;

3. Планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;

4. Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности. 

    Осознание этих и многих других преимуществ побудило руководство многих организаций задуматься над созданием системы управления развитием карьеры своих сотрудников. 

    Наиболее  распространённой системой является система  партнёрства по планированию и развитию карьеры. Партнёрство предполагает сотрудничество трёх сторон – работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов.

    Работник  несёт ответственность за планирование и развитие собственной карьеры. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. А отдел человеческих ресурсов осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации. Специалисты этого отдела формируют заинтересованность сотрудника в развитии карьеры, и предоставляют инструменты для начала управления собственной карьерой. Сотрудник, со своей стороны, должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, и определить, является ли данный план развития карьеры реалистичным и сопоставимым с его возможностями. Многие организации, в таких случаях, проводят специальное тестирование для выявления сильных и слабых сторон своих сотрудников, а результаты оказывают существенную помощь в планировании карьеры. 

Информация о работе Разработка систем обучения персонала на примере предприятия ОАО «Ижевская птицефабрика»