Разработка основных направлений стратегического управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки стратегии организации.
Стратегия организации – это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас; туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:
анализ среды

Оглавление

Введение 5
Теоретическая часть 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 7
1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 7
1.3. Стратегическое управление организацией 9
1.4. Стратегическое планирование в организации 13
1.5. Концепция многоуровневого развития фирмы 17
Аналитическая часть 19
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности МУП-3 г. Иркутска 19
2.3. Анализ внешней среды МУП №3 21
2.4. SWOT–анализ МУП №3 21
Практическая часть 23
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
3.1. Основные направления совершенствования разработки стратегии 23
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии МУП №3 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение А. 31
Приложение Б. 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

 

 

 

Шифр студента _М-10-04_______

Группа  _______М-10-А________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Стратегический менеджмент.

Студента 5 курса    специальности:  Менеджмент.

На тему: Разработка основных направлений стратегического управления организацией.

Ф.И.О. студента: Жаркова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Оглавление

 

Реферат 3

Введение 5

Теоретическая часть 7

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7

1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 7

1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 7

1.3. Стратегическое управление организацией 9

1.4. Стратегическое планирование в организации 13

1.5. Концепция многоуровневого  развития фирмы 17

Аналитическая часть 19

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 19

2.2. Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности МУП-3 г. Иркутска 19

2.3. Анализ внешней  среды МУП №3 21

2.4. SWOT–анализ МУП  №3 21

Практическая часть 23

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23

3.1. Основные направления  совершенствования разработки стратегии 23

3.2. Экономическая эффективность  мероприятий по оптимизации стратегии  МУП №3 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30

Приложение А. 31

Приложение Б. 32

 

 

 

 

 

Реферат

 

Суть стратегического  управления заключается в том, что  в организации, существует четко  организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки стратегии организации.

Стратегия   организации  – это    указание   о   том,   как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас; туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.

Стратегическое управление можно  рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

  1. анализ среды
  2. определение миссии и целей
  3. выбор стратегии
  4. выполнение стратегии
  5. оценка и контроль выполнения

В стратегическом управлении и планировании важное место отводится  анализу перспектив организации, задачей  которого является выяснение тех  тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в  конкурентной борьбе.

Планирование вызывает все  больший интерес у развивающихся  фирм, которые сталкиваются с трудностями  в осуществлении принципиально  новых стратегий.

Стратегическое управление представляет собой систему постановки и реализации стратегических целей  предприятия, в основе которых лежит  прогнозировании изменений среды  и разработка способов воздействия  на нее и приспосабливания к происходящим изменениям.

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

- разработка стратегических  целей компании;

- оценка ее возможностей  и ресурсов;

- анализ тенденций в  области маркетинговой деятельности;

- оценка альтернативных  путей деятельности;

- определение стратегии  на перспективу;

- подготовка детальных  оперативных планов, программ и  бюджетов;

- оценка деятельности  фирмы на основе определенных  критериев с учетом намеченных  целей и планов. При этом разработка  стратегии предусматривает осуществление  следующих шагов:

- четко сформулировать  миссию и видение организации;

- установить цели и  контрольные параметры бизнеса;

- определить тип предприятия  и способы управления бизнесом  и собственностью;

- проанализировать сильные  и слабые стороны фирмы, выявить  ключевые факторы успеха и  возможные угрозы с применением  SWOT-, PEST-анализов и иных аналитических методик;

- выработать требования  и критерии оценки основных  видов деятельности;

- определить основные  проблемы в фирменной системе  управления и во внешнем окружении; 

- установить цели и  общие требования к использованию  объектов, находящихся в собственности,  и активов фирмы.

Ключевые слова: стратегия, управление, организация, рынок, миссия, анализ, цель, маркетинг, среда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значение стратегии, позволяющей  фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко  возросло в  последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для  бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных  технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели  к возрастанию значения выработки  стратегии развития организации.

 Слово «стратегия»  греческого происхождения и означает  «искусство развертывания войск  в бою» или «искусство генерала».  Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Единой стратегии для  всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой организации  свой, т.к. зависит от позиции организации  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.    

Суть стратегического  управления заключается в том, что  в организации, существует четко  организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки стратегии организации, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:

  1. Рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации;
  2. Проанализировать концепцию многоуровневого развития фирмы;
  3. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;
  4. Разработать основные направления совершенствования разработки стратегии.

При написании курсовой работы использовалась документация МУП-3 г. Иркутска, также применялся монографический и расчетно-конструктивный методы исследования.

Структурно работу можно  представить в виде трех частей. В первой части содержаться теоретические  аспекты разработки стратегии развития организации. Рассматриваются такие  вопросы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование и концепция многоуровневого  развития организации.

Во второй части рассматривается стратегия МУП-3- ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач.

 В третьей части  разрабатываются мероприятия по  совершенствованию процесса разработки  и реализации стратегии на  предприятии.

 

Теоретическая часть

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Правила и процедура разработки стратегии.

 

В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, также как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличии от стратегии в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие – достаточно узкий, касающейся отдельной стороны жизни компании либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым её функционирование по пути реализации её стратегий. Многие правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для  реализации какой–то определенной стратегии, или же для обеспечения достижения какой–то определенной цели. Правила сами могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение её внутренней жизни, организационной культуры и т.д.

Процедура в отличии от правила описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их действовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.

    1. Выстраивание стратегической пирамиды.

 

Стратегия   организации  – это    указание   о   том,   как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас; туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.

Выстраивание стратегической пирамиды – это не только задача высшего руководства. На крупных предприятиях решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимается корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных финансовых отделов корпорации в целом или её подразделений (производство, маркетинг и продажа, финансы, трудовые ресурсы и т. д.), менеджерами заводов, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления.

Факторы формирования стратегии.

На формирование стратегии организации  оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит  специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы определяющие стратегию всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

  • Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
  • Привлекательность отрасли и условия конкуренции;
  • Специфические рыночные возможности и угрозы;
  • Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
  • Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;
  • Ценности и культура компании.

Следовательно, стратегия – это:

    1. Собирательное понятие, объединяющие различные аспекты деятельности компании и находящие свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации;
    2. Комплекс мероприятий по достижению намеченных целей, уточненных через правила и процедуры.

Классификация стратегии по уровням  иерархии управления.

В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех  различных организационных уровнях (см. приложение А). С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:

  • Корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом).
  • Деловую стратегию  (для каждого отдельного вида деятельности компании).
  • Функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
  • Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов).

На одноотраслевом предприятии  существуют только три уровня (отсутствует  корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются  попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В таблице  №1 (см. приложение Б) содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии.

Информация о работе Разработка основных направлений стратегического управления организацией