Разработка основных направлений стратегического управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки стратегии организации.
Стратегия организации – это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас; туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:
анализ среды

Оглавление

Введение 5
Теоретическая часть 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 7
1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 7
1.3. Стратегическое управление организацией 9
1.4. Стратегическое планирование в организации 13
1.5. Концепция многоуровневого развития фирмы 17
Аналитическая часть 19
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности МУП-3 г. Иркутска 19
2.3. Анализ внешней среды МУП №3 21
2.4. SWOT–анализ МУП №3 21
Практическая часть 23
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
3.1. Основные направления совершенствования разработки стратегии 23
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии МУП №3 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение А. 31
Приложение Б. 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.90 Кб (Скачать)

Предпринимательский стиль  поведения характеризуется стремлением  к изменениям, к предвосхищению будущих  опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются  многочисленные альтернативы и из них  выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают  к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т.е. в тот период, когда они формируют свою социальную значимость. На следующем этапе они, как правило, переходят к приростному поведению. Предпринимательского поведения чаще придерживаются частные коммерческие организации, эффективность деятельности которых прямо связана с рыночными испытаниями. Частные коммерческие организации постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений.

Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно  отличаются по своим характеристикам. Например, фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения, видит свою цель в оптимизации прибыльности, ее организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов, экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой, управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придерживающейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому: цель - оптимизация потенциала прибыльности, организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем. Существенные отличия имеют и другие организационные характеристики.

Опыт реорганизации систем управления коммерческими организациями  показывает, что переход от одного стиля поведения к другому  связан с глубокими изменениями, требует много времени и средств, психологически чрезвычайно труден для людей, так как требует  перераспределения власти. В свою очередь, перераспределение власти в организации связано с необходимостью перестройки ее организационной  структуры, изменением должностных  функций, перераспределением прав и  ответственности принимать решения  между разными уровнями управленческой иерархии. Попытки соединить оба  стиля поведения в одной организации  ведет к возникновению напряженности  внутри нее и к конфликтным  ситуациям.  Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо решать задачу, какому типу поведения следует отдать предпочтение.

Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому поведению, и современное толкование его представляет приростное поведение  как консервативное, а предпринимательское  как агрессивное, ориентированное  на рост. Вместе с тем, приростный стиль поведения является более органичным и естественным для крупных организаций. Например, если крупная многоотраслевая организация, придерживающаяся приростного поведения, успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с большой степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство предпочтет тот же стиль организационного поведения. На изменения руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами в окружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать новые возможности поддержания эффективности фирмы.

Потенциал организации и  стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

Например, архитектонику  организации могут составлять:

  • технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
  • оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
  • структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;
  • организационные задачи отдельных групп и лиц;
  • внутренние системы и процедуры;
  • организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.

Качество персонала определяется:

  • отношением к изменениям;
  • профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т.п.;
  • умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности:
  • умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений:
  • мотивацией участия в стратегической деятельности.
  • Не обладая достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал  прибыльности. Его задачи состоят  в том, чтобы выявить необходимость  и провести стратегические изменения  организации; создать организационную  структуру, способствующую стратегическим изменениям.

Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих  вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием  будущего потенциала организации, и  оперативное управление, реализующее  существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует  предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного  поведения.

В последнее время организации  в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании  обоих типов поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру  своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать  и предпринимательский и приростный типы организационного поведения.

Система стратегического  управления состоит из двух взаимодополняющих  подсистем: анализа и планирования стратегии организации, а также  управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическими возможностями  организации, при всей ее актуальности, следует рассматривать как переходную форму стратегического управления.

1.5. Концепция многоуровневого  развития фирмы

 

При рассмотрении развития рыночных отношений в России можно заключить, что  организационное развитие субъектов  рынка проходит в соответствии с  объективными экономическими, системо-генетическими законами и закономерностями развития организаций и законами системного анализа. В результате исследований были вскрыты следующие закономерности.

Закономерность запаздывания. Всякая спроектированная организационная  структура в виде управленческой системы или др., по своим параметрам закономерно отстает от постоянно  развивающейся рыночной ситуации. Целью  любой организационно-производственной системы является удовлетворение потребностей общества, которые носят динамичный, спонтанный, слабо прогнозируемый характер. Данный процесс имеет свою длительность, чем и объясняется отставание показателей и функциональных параметров организационных структур от требуемых на рынке. Данная закономерность определяет действие внешних факторов на организационную систему.

Закономерность неадекватности. Любая организационная структура, спроектированная на достаточно конкретные и прогнозируемые условия рынка, всегда не соответствует ему в  силу действия внутренних факторов организационной  системы. Главным фактором, обуславливающим действие данной закономерности, является человеческий фактор. Следствием закономерности неадекватности является фактор некомпетентности, данное свойство проявляется тогда, когда организация полностью или частично изолированно функционируя от других специализированных организаций, пытается адекватно и своевременно реагировать на все внешние возмущения. В результате действия вышеприведенных закономерностей организационная структура становится неэффективной, громоздкой, так как в ней наблюдается множество остаточных элементов, функционирование которых в структуре организации нецелесообразно и нерентабельно, приводит к убыткам. В тоже время новые элементы, адекватные внешним условиям, не всегда могут эффективно выполнять свои функции, так как не всегда обеспечены полной информацией и компетентными специалистами, содержание которых в «замкнутых» организациях не позволяет их полностью загрузить, что приводит к дополнительным накладным расходам.

В целях снижения действия негативных факторов, индуцированных вышеперечисленными закономерностями, на организацию предлагается подход по формированию многоуровневой организационной  системы. Сформированная общая концепция  многоуровневой системы основывается на следующих принципах.

Принцип комплексности –  определяет наличие в многоуровневой системе полного перебора функций  по управлению организацией в условиях рыночной экономики. Полный перебор  функций определяется декомпозицией  основных направлений деятельности производственной организации в  соответствии с основными декомпозиционными циклами.

Принцип адекватности –  определяет необходимый и достаточный  набор элементов организационной  структуры управления организацией, соответствующий условиям внешней  среды.

Принцип интегрированности – позволяет методами вертикальной и горизонтальной интеграции определить гибкие организационные формы управления внутри многоуровневой системы для повышения компетентности и снижения времени принятия решений

Принцип экономичности –  многоуровневая система позволяет  распределить все задачи по управлению организацией по специализированным элементам  управления многоуровневой системы, чем  обуславливаются меньшие затраты  на процесс управления и минимизация  ошибок приводящих к убыткам.

 

Аналитическая часть

2. АНАЛИЗ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.2. Организационно-экономическая  характеристика и анализ деятельности  МУП-3 г. Иркутска

 

Муниципальное унитарное предприятие - Аптека №3  относится к учреждениям (организациям) Минздрава РФ в соответствии (на основании) раздельного баланса на 01.07.94 г., в сумме 117021670 рублей. Из них основных средств 92211471  рубль, денежных и прочих средств 4716443 рубля. Генеральной целью создания является создание финансово устойчивого аптечного предприятия.

Предприятие     является     коммерческой     организацией,      созданной     для осуществления  финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие       действует       на       основе       хозяйственного       расчета       и самофинансирования.

Предприятие    несет    ответственность,    установленную    законодательством Российской Федерации  и Брянской области, за результаты своей  производственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед  собственником имущества, поставщиками,   потребителями,   бюджетом,   банками   и  другими   юридическими   и физическими лицами.

Создание, реорганизация  и ликвидация филиалов и представительств Предприятия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области, а также Уставом.

Предприятие осуществляет свою деятельность в целях оказания доступной  лекарственной помощи населению  в условиях государственного регулирования  цен на лекарственные средства, изделия  медицинского назначения, решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг.

Предприятие осуществляет в  установленном законодательством  Российской Федерации порядке.

Если же рассматривать  производственную деятельность МУП №3 то следует отметить, что аптека занимается изготовлением рецептурных препаратов, что можно сопоставить с производственной деятельностью, ибо налицо себестоимость единицы продукции, использование трудовых ресурсов (труд фармацевтов-провизоров), а также наличие отпускной стоимости (цены реализации) и, соответственно, прибыли.

Специфику деятельности ряда аптечного учреждения также определяет наличие в нем группы товаров, потребление которых строго нормируется. К этой группе относятся:

  1. Наркотические средства и психотропные вещества (в соответствии с соответствующим федеральным законом).
  2. Спирт этиловый.

Сложность взаимоотношений  на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов покупателей (потребителей) товаров и услуг. Выделяются три группы:

1.    Институциональные  потребители - потребители-организации,  в качестве которых могут выступать  государственные и коммерческие  предприятия, приобретающие товары  для дальнейшего использования  в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).

2.    Конечные потребители  - пациент, семья, приобретающие  товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования.

3.    Промежуточные  потребители - медицинские работники,  назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (при амбулаторном лечении).

Каждый из типов покупателей  имеет различные мотивы потребления фармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении.

Институциональным потребителем МУП №3 выступает районная больница, конечными потребители являются покупатели аптеки, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования, промежуточные потребители – фельдшеры, работающие непосредственно с больными и выписывающие рецепт на препараты, которые имеются в ассортименте аптеки.

Информация о работе Разработка основных направлений стратегического управления организацией