Разработка методов стратегического планирования и управления фирмой на материалах ОАО «САН ИНБЕВ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы – показать на примере ОАО «САН ИНБЕВ», что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ.
1.1. Понятие стратегического планирования. История возникновения. 5
1.2. Сущность и функция стратегического планирования. 7
1.3. Методы и модели разработки стратегий. Преимущества и недостатки стратегического планирования. 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «САН ИНБЕВ» 21
2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия ОАО «САН ИНБЕВ». 21
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия ОАО «САН ИНБЕВ». 29
2.3. Анализ деловой активности предприятия ОАО «САН ИНБЕВ». 35
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «САН ИНБЕВ» 43
Планирование затрат предприятия ОАО «САН ИНБЕВ» нормативным методом. 43
Заключение 46
Список используемой литературы 48

Файлы: 1 файл

Стратег планиров.docx

— 321.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему

«Разработка методов  стратегического планирования и  управления фирмой»

(на материалах ОАО  «САН ИНБЕВ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки Сошниковой Ольги Аркадьевны,

обучающейся по специальности 

«Товароведение и экспертиза товаров»

________________(О.А. Сошникова)

 

Руководитель курсовой работы, к.э.н., доцент

Шубина Елена Александровна

____________________(Е.А. Шубина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж - 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                       3

ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ.

    1. Понятие стратегического планирования. История возникновения.  5
    2. Сущность и функция стратегического планирования.                        7
    3. Методы и модели разработки стратегий. Преимущества и недостатки стратегического планирования.                                       11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «САН ИНБЕВ»                                                                                                 21

2.1.  Анализ финансовой  устойчивости предприятия ОАО  «САН ИНБЕВ».                                                                                                           21

2.2. Анализ ликвидности  и платежеспособности предприятия  ОАО «САН ИНБЕВ».                                                                                                           29

2.3. Анализ деловой активности  предприятия ОАО «САН ИНБЕВ».       35

ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «САН ИНБЕВ»                                                                                                                      43

Планирование затрат предприятия  ОАО «САН ИНБЕВ» нормативным методом.                                                                                                           43

Заключение                                                                                                                46

Список используемой литературы                                                                          48

Приложение 1- Бухгалтерский  баланс  ОАО «САН ИНБЕВ»                             49

Приложение 2- Отчет о прибылях и убытках ОАО «САН ИНБЕВ»                   50

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Деятельность предприятия на свободном  рынке справедливо сравнивают с  действиями армии. Ведь, работа предприятия  в условиях свободного конкурентоспособного рынка ни что иное, как участие  в беспощадной борьбе, результатом  которой может быть либо победа и  развитие предприятия, либо его банкротство. Любое войско обречено на поражение, если его руководитель бросит своих  солдат в атаку без предварительной  разведки обстановки, определенной стратегии  и четкого плана действий. Современная  стадия развития российской экономики  такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры  внешней среды, ассортимент продукции  и услуг, цены, поставщиков, рынки  реализации продукции, а самое главное  – свои долгосрочные цели и стратегию  их достижения.

Много ли предприятий имеют сегодня  корпоративную стратегию и планы  по развитию? Единицы! Если у директора  появился план, то и необходимо его  выполнять. Имеется план – есть продуманные  действия, а не беспорядок на предприятии. С другой стороны, план позволяет  определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента.

Быстрые изменения внешней среды  российских компаний инициируют возникновение  новейших способов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда  фактически стабильна, то нет особенной  необходимости учиться стратегическому  управлению. В настоящее время  большая часть русских компаний работают в довольно скоро изменяющемся и тяжело предсказуемом окружении, следственно, нуждаются в способах стратегического управления, хотя нередко  и недопонимают это.

Для того чтобы не только удержаться на рынке, но и усилить свои конкурентоспособные  позиции, надо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

 Главная цель данной курсовой  работы – показать на примере  ОАО «САН ИНБЕВ», что стратегическое  планирование является важнейшей  составной частью управления  предприятием, и без него вряд  ли возможна успешная работа  предприятия в условиях рыночной  экономики. В современной быстро  меняющейся экономической ситуации  невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих  действий и не прогнозируя  последствий.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1) сформулировать необходимость  стратегического планирования как  основы для дальнейшего развития  и роста ОАО «САН ИНБЕВ»;

2) определить сущность и содержание  стратегического планирования;

3) изучить функции стратегического  планирования и пути их реализации;

4) охарактеризовать этапы стратегического  планирования;

5) выявить, каковы преимущества  и недостатки стратегического  планирования;

6) сделать выводы из проделанной  работы.

Курсовая работа состоит из трех глав: в первой главе рассматривается  содержание понятия развития предприятия  на базе стратегического планирования, вторая глава посвящена анализу  динамики экономических показателей, влияющих на показатели экономического развития предприятия (фирмы), а третья глава посвящена планированию деятельности предприятия ОАО «САН ИНБЕВ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

    1. Понятие стратегического планирования. История возникновения.

Стратегическое планирование —  это выработка стратегии с  помощью комплекса формализованных  процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так  и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

Также следует заметить, что стратегическое планирование внутрихозяйственной  деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики или  государственной стратегии развития всей рыночной системы.

Стратегическое планирование –  появившийся относительно недавно  вид деятельности фирм. Относящееся  к нему долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х гг. XX века, дает возможность фирме  расширить свой взгляд на будущее, связать  текущую деятельность с более  масштабными задачами.

В конце 60-х гг. на замену долговременному  планированию прибывает стратегическое планирование. В стратегическом планировании, по сравнению с долгосрочным, место  работы компании становится более объемным, оно имеет в своем составе  как ключевые составляющие внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: общественные и политические факторы, вкусы и  желания покупателей, действия конкурентов  и т.д. Кроме того, долгосрочные цели компании в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а  оказываются результатом анализа  изменений во внешней и внутренней среде фирмы.[11]

В настоящее время стратегическое планирование приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с официальными, количественными  методами, стратегическое планирование применяет творческий, интуитивный  подход. Не являясь универсальным  способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. В  процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Пик популярности формального  стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х гг., когда  оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем  предприятия.

В настоящее время важнейшей  предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало  развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических  факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения  высокого качества работы персонала  и уровня жизни своих работников.

Процесс стратегического планирования по своей сути является доминантой, которой определяются все управленческие функции. Практика показывает, что, используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди получают в свои руки эффективный  способ оценки цели и направления  развития предприятия. Основная функция  стратегического планирования –  обеспечивать основу для управления организацией.

Процесс планирования в условиях современного рынка, характеризуемого высокой степенью неопределенности, требует от специалистов предприятия значительных усилий, новых  навыков и знаний, а также применения современных методик и инструментов.

Стратегическое планирование –  это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов. Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации.

Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более  актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию  как между собой, так и с  иностранными корпорациями

 

1.2 Сущность  и функция стратегического планирования.

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры  системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое  планирование – это набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия фирмы, обеспечивающая достижение поставленных целей функционирования компании. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые  на ее основе решения формируют стратегию  функционирования фирмы, позволяющую  достичь своих целей (рисунок 1).

Действия


(процедуры)

Стратегия


Решения


Цели фирмы



 

 

 

Рисунок 1- Логика стратегического  планирования

Процесс стратегического  планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области  хозяйственной деятельности. Его  важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые  для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции  стратегического планирования) (рисунок 2). К ним относятся: распределение  ресурсов, адаптация к внешней  среде, внутренняя координация и  регулирование, организационные изменения.[14]

Рисунок 2 - Функциональная структура стратегического планирования.

1. Распределение  ресурсов. Данный процесс включает  планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы  и т.д. Стратегия функционирования  предприятия строится не только  на расширении бизнеса, удовлетворении  рыночного спроса, но и на эффективном  потреблении ресурсов, постоянном  снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение  ресурсов между различными сферами  бизнеса, поиск комбинаций их  рационального потребления является  важнейшей функцией стратегического  планирования.

2. Адаптация к  внешней среде. Адаптацию следует  интерпретировать в широком смысле  слова как приспособление предприятия  к изменяющимся рыночным условиям  хозяйствования. Рыночная среда  по отношению к субъектам хозяйствования  всегда содержит благоприятные  и неблагоприятные условия (преимущества  и угрозы). Задача данной функции  - приспособить хозяйственный механизм  предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами  в конкурентной борьбе и предотвратить  различные угрозы. Разумеется, эти  функции выполняются также и  в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного  управления будет достигнута  лишь в том случае, если конкурентные  преимущества и барьеры будут  предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического  планирования состоит в том,  чтобы обеспечить для предприятия  новые благоприятные возможности  посредством создания соответствующего  механизма адаптации предприятия  к внешней среде.

Информация о работе Разработка методов стратегического планирования и управления фирмой на материалах ОАО «САН ИНБЕВ»